Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Хрустальный кубок, связавший двух монархов, снова увенчан золотой короной

В Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов.
Фото: Государственный Эрмитаж

№132
Материал из газеты

Сосуду из горного хрусталя, который польский король Август II Сильный подарил Петру Великому, возвращено его великолепие. Для этого специалистам Эрмитажа пришлось проявить немало профессиональных умений, в том числе использовать лазерные технологии

После девяти месяцев работ в Государственном Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов.

Согласно инвентарю Галереи драгоценностей, этот сосуд курфюрст Саксонии и король Польши Август II Сильный (1670–1733) преподнес Петру I. Первоначально кубок имел хрустальную крышку, но от нее сохранилась только сильно деформированная монтировка, увенчанная золотой короной. Когда именно крышка была утрачена, а корона повреждена, неизвестно. Подобные сосуды не использовались в быту, их хранили в сокровищницах или кунсткамерах, преподносили как дипломатические подарки.

Петр I и Август II Сильный встречались несколько раз и постоянно поддерживали контакты. Август был выдающимся коллекционером, покровителем художников и ювелиров, его собрание живописи стало основой для Дрезденской картинной галереи, а кунсткамера — ядром музея «Зеленые своды». «Точных сведений, когда и по какому случаю кубок был подарен русскому императору, нет, — отметила Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства. — Однако известно, что собрание редкостей и драгоценностей Августа Сильного так впечатлило Петра I, что он однажды даже ночевал в сокровищнице и решил создавать собственную кунсткамеру».

Хрустальный кубок Августа Сильного после реставрации, проведенной Государственным Эрмитажем.
Фото: Государственный Эрмитаж

Сосуд составлен из вырезанных из горного хрусталя тулова, ножки и подставки. «Такой крупный беспорочный кварц, из которого созданы детали кубка, стоил во времена Августа Сильного баснословно дорого, дороже живописи Боттичелли, — говорит Ольга Костюк. — Его добывали в Альпах, в районе перевала Сен-Готард».

Все части сосуда украшены тонкой резьбой и орнаментами. На тулове среди деревьев и цветов резвятся созданные тонкими точными штрихами животные: медведи, зайцы, кабаны. Гравированные когти, шерсть, клыки зверей, мелкие детали растений и трав демонстрируют высокое мастерство автора, который принадлежал к миланской школе XVI века. В резьбе сохранен рельеф, «пеньки», которые покрывают поверхность тулова и из которых «вырастают» ветки.

Золотая оправа кубка, созданная на век позже, отчасти скрывает резьбу на ножке, но придает ему торжественный вид настоящей драгоценности. Оправа украшена рубинами и полихромной эмалью и, вероятно, выполнена мастерами Южной Германии середины XVII века.

При первоначальном исследовании реставраторы зафиксировали трещины в горном хрустале, деформации, трещины и разрывы золотого декора, сколы поли­хромной эмали; оправы драгоценных камней разболтались. Также обнаружились следы предыдущих реставраций, например остатки полимеров, использованных в 1950–1960-х годах.

Все части сосуда украшены тонкой резьбой и орнаментами.
Фото: Государственный Эрмитаж

Важным способом современной реставрации стала лазерная очистка и сварка. «Лазерные технологии — это один из инструментов, которые мы давно используем в работе, — рассказал Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов. — Без них было бы никак не распрямить и не собрать навершие с золотой короной, которая была буквально смята. Лазер использовался также при работе с полихромной эмалью на металлической монтировке, которую восстанавливали с помощью светоотверждаемых керамически-армированных композитов, отверждаемых ультрафиолетом. Важно, чтобы реставрация, проведенная на максимально доступном технологическом уровне, была обратима. Например, при использовании специального оборудования вышеупомянутые композиты можно снять с эмали как тонкие пленки».

Лазерная сварка не требует припоев, и значит, в месте проведения сварного шва отсутствует окалина, а вес предмета не изменяется (вес музейных предметов из драгоценных металлов фиксируется до второго знака после запятой). Лазерную очистку применили на подложках рубинов, с которых испарили следы солей, сами камни укрепили в оправах. Микротрещины эмали реставраторы пропитали полимером.

Сейчас кубок вернулся в экспозицию Особой кладовой, где его показывают в последние десятилетия. 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250630-airg/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Эрмитаж возвращается за границу

Национальный музей Омана. Фото: National Museum Oman Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России,...

Марина Бондарева: «Мы занимаемся „поэтическими“ археологическими проектами»

Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева. Фото: Фонд развития науки и...

Выставка, посвященная группе «13», восстанавливает связь времен

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма Большой проект Музея русского...

Свежий номер: зачем нам Лабубу, как пахнет искусство и что показывают в метро

В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев июльско-августовского номера, путешествие по...

Принстонский университет наконец определился со своим Рубенсом

Картина Питера Пауля Рубенса «Гибель Адониса» после реставрации. Фото: Princeton University Art Museum До недавних пор многочисленные слои...

В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж

Интерьер Государственного Русского музея с картиной Федора Бруни «Медный змий». Фото: Государственный Русский музей Ежегодный рейтинг музейной посещаемости,...

По садам сквозь время

На территории поселка «Миллениум Парк» раскинулись сразу пять тематических садов, связанных 5 км водных каналов. Фото: Villagio Estate...

«Архстояние-2025»: «Белый город» — интерактивный музей чувств

Архитектурное бюро Meganom. «Сарай». Фото: Рустам Шагиморданов С 25 по 27 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» уже в 20...

Инсталляция — вездесущий и неуловимый жанр, ускользающий от определения

Аниш Капур. «Левиафан». 2011. Гран-пале. Фото: Luc Castel/GettyImages №132 Материал из газеты Объект или пространство, переносная или стационарная?...

Как модели ИИ помогают археологам находить новые памятники

Один из геоглифов, загадочных гигантских изображений, сделанных в пустыне на юге Перу около 2 тыс. лет назад представителями...

Жизнь и производство Бориса Арватова, «бунтаря» из ЛЕФа

Натан Альтман. «Проект убранства площади Урицкого к 1-й годовщине Октябрьской Революции». Фото: Государственный Русский музей Его собрание сочинений...

Стены «как при бабушке»: в ГМИИ им. А.С.Пушкина началась реэкспозиция

Обновленная при директоре Елизавете Лихачевой постоянная экспозиция ГМИИ им. А.С.Пушкина. 2024. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина Пушкинский музей начал...

Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку

Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои давние секреты. Фото: Архив Анны Асеевой №133 Материал из газеты...

Пряжки долой! или Как история костюма связана с политикой и экономикой

На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» проходит выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна». Фото:...

Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией

Дмитрий Левицкий. «Портрет великого князя Павла Петровича». Россия. Не ранее 1777. Фото: Государственный Эрмитаж Эрмитаж приобрел почти полторы...

Рождение музея одежды из пены быстротекущих дней

Костюмы 1940-х и 1950-х годов, созданные Питером Расселлом, Харди Эмисом, Бьянкой Моской и Кристианом Диором и принадлежавшие Марго...

Свежий номер: иконы на чердаке и тайна за иконостасом, а также чем клад отличается от сокровища

В продаже появился свежий выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев февральского номера, интервью, анонсы...

Выставка в Ермолаевском переулке исследует античность

Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000. Фото: ММОМА Московский музей современного искусства ищет следы древней культуры в лабиринте своих фондов...

В одном из музеев Ирана древний глиняный горшок использовали как мусорное ведро

Сотрудники рештского музея в Иране превратили глиняный горшок возрастом около 2,6 тыс. лет в мусорное ведро. Фото: Rasht...

Путь галериста: от академистов до арт-резиденции для актуальных художников

Юрий Калюта. «Женский портрет». 2008. Фото: SOLART Gallery SOLART Gallery открывает выставку «Сохраненное/saved»: вещи, которые попадали в галерею,...