Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа

Разделы каталога выставки выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда» соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Резонно ли судить о художниках через теорию архетипов? Если даже и да, то вряд ли на основании произвольного причисления конкретного человека к той или иной архетипической модели

Кандинский — маг, Ларионов — шут. Нашлись в русском авангарде и просто славные малые. Так, по-свойски, обозначил художников вовсе не кто-то из друзей-современников. Это научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Кочергина распределила их по системе архетипов, разработанной американским филологом Кэрол Пирсон. То, что могло быть шуткой, переросло в концепцию выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда», которая недавно прошла в стенах Приморской государственной картинной галереи во Владивостоке по инициативе Третьяковки. Подготовили к ней и каталог.

«Энергия цвета. Архетипы авангарда» / Гос. Третьяковская галерея. М., 2023. 140 с., ил.

Его разделы соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее. Художники соотнесены с ними весьма произвольно — по-другому и быть не могло. Описания — как в гороскопах. «Воинам свойственна излишняя самоуверенность, задиристость и хвастовство» — это об Александре Родченко и почему-то об Иване Кудряшове. Но не о Казимире Малевиче, который выводится лишь как «правитель», хотя мог бы, со своей красной ложкой в петлице, составить компанию и «шуту» Михаилу Ларионову с разрисованным лицом, и героям других разделов.

Обычно система Пирсон находит отклик у маркетологов, занимающихся брендингом, а также у сценаристов фильмов и компьютерных игр, которым необходимо придумать ярких, но предсказуемых персонажей. Юнгианские теории архетипов используют и для анализа мифов, что встречает критику со стороны фольклористов и антропологов. Редуцирование художников 1910–1920-х годов — этих ищущих, противоречивых личностей — до архетипических моделей демонстрирует отношение к авангарду как к мифу с пантеоном условных персонажей-небожителей. При этом во вступительном слове к каталогу директор ГТГ Елена Проничева говорит, что взгляд на авангард через такую теорию позволяет его «очеловечить». Так древние «очеловечивали» богов, показывая их в мифах ревнивыми, заносчивыми, влюбчивыми — и понятными.

Редуцирование художников 1910–1920-х годов — этих ищущих, противоречивых личностей — до архетипических моделей демонстрирует отношение к авангарду как к мифу с пантеоном условных персонажей-небожителей.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Художественные институции стремятся выработать «дружелюбный интерфейс» и стать доступнее для публики с разной степенью подготовки. В «ГЭС-2», например, рядом с кураторскими текстами теперь помещают их упрощенные пересказы. А на выставке «Мир как беспредметность» в Еврейском музее и центре толерантности организовали иммерсивный аттракцион: экспозицию можно было осмотреть от лица одного из художников-супрематистов.

Следуя этой тенденции, важно не допускать профанирования темы. В эту ловушку и попала Третьяковка. Классификация художников по архетипам столь же безосновательна, как самоанализ путем прохождения теста «Кто ты из „Смешариков“?». Любопытные цитаты, редкие фотопортреты из частных собраний и комментарии одного из ведущих специалистов по русскому авангарду Ирины Вакар также не добавляют веса книге, в которой распад группы «Бубновый валет» объясняется принадлежностью ее участников к разным архетипам. Подступиться к авангарду с нового ракурса — амбициозная и насущная задача, но не каждому исследователю в поисках необычного угла зрения удается проявить себя Штеренбергом или Родченко. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/deiateli-rysskogo-avangarda-na-seanse-psihoanaliza.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Древний храм богини Афины и мраморы преткновения

Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871. Фото: Metropolitan Museum of Art, New York На фоне давних неурегулированных разногласий между...

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена....

Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России

По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть...

Фонд Ruarts показывает приобретения за последние три года

Владимир Немухин. «Посвящение немецкому поэту Мартину Хюттелю». 1993. Фото: Фонд Ruarts На выставке New Now 60 работ 41...

Неприхотливая белая плесень облюбовала датские музеи

В ряде датских музеев обнаружен грибок, которому нравятся те же условия, что и произведениям искусства. Фото: Jacob Jul...

Новый день Помпеи: началась реставрация главного шедевра Брюллова

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее. Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей Специалисты Русского музея приступили...

Новый музей на Тайване делает ставку на самобытность и собственные ресурсы

В новом Тайбэе — самом населенном мегаполисе Тайваня с 4 млн жителей — 25 апреля открылся художественный музей....

Центр Помпиду переезжает в Гран-пале

Парижский Гран-пале вновь открывается для публики после четырехлетней реставрации. Фото: Charly Broyez for Chatillon Architectes Спроектированный Ренцо Пьяно...

В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов №130 Материал из газеты В новом выставочном пространстве Творческого сообщества...

Филип Гастон в Тейт Модерн: призыв к человечности

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate Долгожданная ретроспектива классика ХХ века состоялась —...

«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»

Ярмарка «Арт Москва». Фото: Ярмарка «Арт Москва №130 Материал из газеты 22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства...

Расцвет старого города

Район Чистых прудов – идеальная локация для жизни в Москве. Фото: Sminex Район Чистых прудов как идеальная локация...

Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа» Даже те, кому не...

Опера-перформанс в Ленинке: в поисках внутреннего героя

Театрально-перформативный проект Silent Opera. Фото: PERFORMA В большом читальном зале Российской государственной библиотеки в рамках фестиваля PERFORMA(R) зрителям...

Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах

Художественный фестиваль в ленд-арт-парке «Тужи» в Забайкалье, который в августе должен был пройти в третий раз, был отменен...

Экскурсия по выставке Игоря Грабаря в Третьяковке

В Третьяковской галерее проходит выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора The Art...

В Копенгагене выступают против неподобающего вида русалки

Четырехметровая скульптура русалки, установленная на территории форта Драгёр в Копенгагене. Фото: Dragør Nyt №134 Материал из газеты Четырехметровая...

Наука красоты

Бренд уходовой косметики MATROMI несколько лет назад приятно удивил и покорил сердца покупателей своими почти чудодейственными сыворотками и...

Неожиданная Доротея Лэнг на выставке в Вашингтоне

Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954. Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of...

В Мехико скоро откроется новый музей Фриды Кало

В Койоакане в Мехико, в родительском доме Фриды Кало, в сентябре откроется музей, который предложит свой взгляд на...