Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа

Разделы каталога выставки выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда» соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Резонно ли судить о художниках через теорию архетипов? Если даже и да, то вряд ли на основании произвольного причисления конкретного человека к той или иной архетипической модели

Кандинский — маг, Ларионов — шут. Нашлись в русском авангарде и просто славные малые. Так, по-свойски, обозначил художников вовсе не кто-то из друзей-современников. Это научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Кочергина распределила их по системе архетипов, разработанной американским филологом Кэрол Пирсон. То, что могло быть шуткой, переросло в концепцию выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда», которая недавно прошла в стенах Приморской государственной картинной галереи во Владивостоке по инициативе Третьяковки. Подготовили к ней и каталог.

«Энергия цвета. Архетипы авангарда» / Гос. Третьяковская галерея. М., 2023. 140 с., ил.

Его разделы соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее. Художники соотнесены с ними весьма произвольно — по-другому и быть не могло. Описания — как в гороскопах. «Воинам свойственна излишняя самоуверенность, задиристость и хвастовство» — это об Александре Родченко и почему-то об Иване Кудряшове. Но не о Казимире Малевиче, который выводится лишь как «правитель», хотя мог бы, со своей красной ложкой в петлице, составить компанию и «шуту» Михаилу Ларионову с разрисованным лицом, и героям других разделов.

Обычно система Пирсон находит отклик у маркетологов, занимающихся брендингом, а также у сценаристов фильмов и компьютерных игр, которым необходимо придумать ярких, но предсказуемых персонажей. Юнгианские теории архетипов используют и для анализа мифов, что встречает критику со стороны фольклористов и антропологов. Редуцирование художников 1910–1920-х годов — этих ищущих, противоречивых личностей — до архетипических моделей демонстрирует отношение к авангарду как к мифу с пантеоном условных персонажей-небожителей. При этом во вступительном слове к каталогу директор ГТГ Елена Проничева говорит, что взгляд на авангард через такую теорию позволяет его «очеловечить». Так древние «очеловечивали» богов, показывая их в мифах ревнивыми, заносчивыми, влюбчивыми — и понятными.

Редуцирование художников 1910–1920-х годов — этих ищущих, противоречивых личностей — до архетипических моделей демонстрирует отношение к авангарду как к мифу с пантеоном условных персонажей-небожителей.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Художественные институции стремятся выработать «дружелюбный интерфейс» и стать доступнее для публики с разной степенью подготовки. В «ГЭС-2», например, рядом с кураторскими текстами теперь помещают их упрощенные пересказы. А на выставке «Мир как беспредметность» в Еврейском музее и центре толерантности организовали иммерсивный аттракцион: экспозицию можно было осмотреть от лица одного из художников-супрематистов.

Следуя этой тенденции, важно не допускать профанирования темы. В эту ловушку и попала Третьяковка. Классификация художников по архетипам столь же безосновательна, как самоанализ путем прохождения теста «Кто ты из „Смешариков“?». Любопытные цитаты, редкие фотопортреты из частных собраний и комментарии одного из ведущих специалистов по русскому авангарду Ирины Вакар также не добавляют веса книге, в которой распад группы «Бубновый валет» объясняется принадлежностью ее участников к разным архетипам. Подступиться к авангарду с нового ракурса — амбициозная и насущная задача, но не каждому исследователю в поисках необычного угла зрения удается проявить себя Штеренбергом или Родченко. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/deiateli-rysskogo-avangarda-na-seanse-psihoanaliza.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Музей современного искусства «Гараж» меняет директора

Автор текста Надежда Лисовская Директор Музея современного искусства «Гараж» Дарья Котова. Фото: Музей современного искусства «Гараж» Музей современного...

В Томске открылся «Кабинет Пушкинского»

«Кабинет Пушкинского» в Научной библиотеке Томского государственного университета. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина ГМИИ им....

Самая западная из Третьяковок покажет пять веков русского искусства

Новый филиал Государственной Третьяковской галереи в Калининграде открывается 12 июня. Фото: Александр Матвеев Второй из филиалов Третьяковской галереи...

Башня Шухова в Выксе станет городским памятником

Монтаж исторической выксунской башни на новом месте — в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк». Фото: Андрей Ефимов/АО «Выксунский Металлургический завод»...

В Центре «Зотов» образ Пресни отразится в калейдоскопе памяти

Московский Краснопресненский Универмаг. Секция «Парфюмерия». 1969. Фото: Государственный центральный музей современной истории России Ностальгическая выставка ведет отсчет от...

В музее «Новый Иерусалим» вывели формулу Руси

Наталья Гончарова. «Ты детей благослови жить в совете и любви». Разворот из издания «Сказка о царе Салтане» А.С....

В Москве начинается большой проект, посвященный образам Арктики

Дмитрий Платонов. «Рутина жизни». 2020. Фото: Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции»...

Петербург помнит Ленинград

Рисунок очереди за хлебом из дневника медсестры Ф.А. Прусовой. 1941-1945. На обороте надпись: «Стояли в очереди за хлебом...

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: Музей современного искусства «Эрарта» В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит...

ВТБ приглашает на прогулку по знаковым местам Санкт-Петербурга

Московский вокзал в Санкт-Петербурге. Фото: пресс-служба банка ВТБ Банк ВТБ в преддверии ПМЭФ-2025 выпустил аудиогид по культурным точкам...

Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа» Даже те, кому не...

Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»

Основатели ЦВК Béton Ольга Мичи и Алексей Логинов. Фото: ЦВК Béton №131 Материал из газеты В честь трехлетия...

В Ферапонтове открылся музей «отца русского неоэкспрессионизма» Виктора Казарина

Виктор Казарин. Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник №135 Материал из газеты Вологодское село Ферапонтово знаменито не только...

Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом

Николай Кузнецов. «Портрет дочери». 1894. Фото: Музей русского импрессионизма Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим...

Пять предсказаний для арт-рынка: гадаем на хрустальном шаре

Джон Уильям Уотерхаус. «Хрустальный шар». 1902. Фрагмент. Фото: Wikimedia Commons Вырастут ли продажи искусства на мировых аукционах, сменит...

Фонд Ruarts показывает приобретения за последние три года

Владимир Немухин. «Посвящение немецкому поэту Мартину Хюттелю». 1993. Фото: Фонд Ruarts На выставке New Now 60 работ 41...

Фонд «Новые коллекционеры» проводит Биеннале частных коллекций

Виктор Пивоваров. «Дятел». 2000. Из коллекции Дмитрия Коваленко. Фото: Фонд «Новые коллекционеры» Многосоставный проект, включающий разные события —...

Берегись газобетона: послевоенные постройки в Британии проверяют на RAAC

Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена...

Путь галериста: от академистов до арт-резиденции для актуальных художников

Юрий Калюта. «Женский портрет». 2008. Фото: SOLART Gallery SOLART Gallery открывает выставку «Сохраненное/saved»: вещи, которые попадали в галерею,...

Конструктивисты инкогнито

Фаик Тагиров. Проект плаката «Шагай левой» (дословный перевод «шагай правой»). 1920-е. Фрагмент. Фото: ГМИИ Республики Татарстан Представляем пять...