Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Выставка в Ермолаевском переулке исследует античность

Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000.
Фото: ММОМА

Московский музей современного искусства ищет следы древней культуры в лабиринте своих фондов — и находит их в произведениях нескольких поколений художников, от советских нонконформистов до совсем молодых авторов

С некоторых пор помещения Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке позиционируются как исследовательский центр и библиотека. Выставки там тем не менее проводятся — небольшие, но бесплатные. Раз уж вроде как не совсем музей. Нынешние «Следы в лабиринте» занимают четвертый этаж и посвящены теме Античности в современном российском искусстве.

Современное искусство понимается здесь максимально широко — если уж в фойе выставки эпиграфом к ней экспонируют «Лабиринт» Давида Бурлюка. Это самая ранняя, самая «классическая» живопись на этаже, заполненном образами и копиями древних объектов — как и полагается любому учебному арт-заведению, куда люди приходят копировать скульптурные головы Аполлонов или учиться правильной штриховке на примере метоп Парфенона.

Валерий Кошляков. «Головы героев II». 1991. Фрагмент.
Фото: ММОМА

На первый взгляд все экспонаты «Следов в лабиринте» подчинены именно этой, будто бы весьма пропедевтической, задаче. Есть здесь и советские нонконформисты (Лев Кропивницкий, Владимир Немухин, Дмитрий Александрович Пригов), и иконы актуального процесса (Александр Джикия, Валерий Кошляков, Константин Латышев, Тимур Новиков, Авдей Тер-Оганьян, Ольга Тобрелутс, Виталий Пушницкий), хотя большинство работ исполнено, видимо, совсем уже «молодежью».

На выставке есть и видео, и небольшие инсталляции, масса объектов и скульптуры (в центре зала, к примеру, выставлен «Кентавр» Зураба Церетели), размашистого экспрессионизма и абстракций с мифологическими именами, вот как у того же Сая Твомбли. Помимо прочего, все эти опусы объединяет ироническая, игровая дистанция. Во-первых, древняя культура — то, что давным-давно изучено и понято. Тем более если мифологические расклады превратились в психологические (да и какие угодно) архетипы задолго до нашего рождения, а общеизвестные нарративы впитаны, вместе с молоком матери и пересказами Куна, задолго до любой интеллектуальной осознанности. Во-вторых, Античность и сама — детство человечества, как некогда сформулировал Карл Маркс. Поэтому, скорее всего, неслучайно портрет немецкого философа прислонен к изнанке одной из выставочных работ. Так сказать, зашит в подсознание, чтобы и наши современники могли, играя и понемногу смеясь, расставаться со своим собственным прошлым.

Константин Латышев.  Real beauty. 1996.
Фото: ММОМА

Исследовательский центр (что означает: выставочные проекты здесь не самое важное, можно прийти в библиотеку просто книжки почитать) живет здесь наособицу, внутри неуютной столичной погоды. Если «нычку» знать, то можно и себе скрасить существование еще одним местом, где пытаются поддерживать нормальные температуры, стабилизировать «общественное состояние». Ну то есть среди ненастной Москвы, под внимательным искусственным солнцем почти буквально расцветают агоры, сады и рощи оливковых деревьев натуральным городком в табакерке. Сном внутри сна. Театром пластических мистерий, совсем не озабоченных аншлагом. 

Московский музей современного искусства
«Следы в лабиринте. Образы античности в современном российском искусстве»
До 10 марта


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/vystavka-v-ermolaevskom-pereylke-issledyet-antichnost.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Жизнь и производство Бориса Арватова, «бунтаря» из ЛЕФа

Натан Альтман. «Проект убранства площади Урицкого к 1-й годовщине Октябрьской Революции». Фото: Государственный Русский музей Его собрание сочинений...

Кораблекрушение у аббатства и другие детали алтарной картины «Мария во славе»

Алтарная картина «Мария во славе» (1524), написанная Яном Провостом, считается одной из лучших его работ. Фото: Государственный Эрмитаж...

Эрмитаж возвращается за границу

Национальный музей Омана. Фото: National Museum Oman Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России,...

Выставка «Симпатические взаимодействия» в Иванове

Выставка «Симпатические взаимодействия». Фото: Музей AZ Выставка «Симпатические взаимодействия». Фото: Музей AZ Выставка «Симпатические взаимодействия». Фото: Олег Павлов...

Команда Койо Коуо закончит ее проект для 61-й Биеннале в Венеции

В штаб-квартире Венецианской биеннале в палаццо Ка’Джустиниан огласили тему следующего арт-смотра. Фото: La Biennale di Venezia Организаторы Венецианской...

Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией

Дмитрий Левицкий. «Портрет великого князя Павла Петровича». Россия. Не ранее 1777. Фото: Государственный Эрмитаж Эрмитаж приобрел почти полторы...

Непонятый художник-архитектор Пауль Гёш, пациент и визионер

Пауль Гёш. Визионерский дизайн арки. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute Из сегодняшнего дня этот приверженец «бумажной архитектуры»...

В Мехико скоро откроется новый музей Фриды Кало

В Койоакане в Мехико, в родительском доме Фриды Кало, в сентябре откроется музей, который предложит свой взгляд на...

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: Музей современного искусства «Эрарта» В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит...

«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»

«Скука в танцах». Телесные практики в рамках «Скучного лета» в «ГЭС-2». Фото: Гоша Бергал / Дом культуры «ГЭС-2»...

Опера-перформанс в Ленинке: в поисках внутреннего героя

Театрально-перформативный проект Silent Opera. Фото: PERFORMA В большом читальном зале Российской государственной библиотеки в рамках фестиваля PERFORMA(R) зрителям...

В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов №130 Материал из газеты В новом выставочном пространстве Творческого сообщества...

Виктор Васнецов и его «Апокалипсис»

Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фото: Государственный музей истории религии На выставке...

Свежий номер: открываем The Art Film Festival и отправляемся в Городец

№135 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

В Москве поставили спектакль-байопик об амазонках авангарда

Александра Экстер. Эскиз декорации. Лист №6 «Оперетта». Фото: Театральный музей имени А. А. Бахрушина №131 Материал из газеты...

В Никола-Ленивце устроят масленичные гулянья вокруг вулкана

Традиционный масленичный перформанс в арт-парке «Никола-Ленивец» состоится 16 марта. Фото: Арт-парк "Никола-Ленивец" Традиционный масленичный перформанс в арт-парке «Никола-Ленивец»...

Центр Помпиду переезжает в Гран-пале

Парижский Гран-пале вновь открывается для публики после четырехлетней реставрации. Фото: Charly Broyez for Chatillon Architectes Спроектированный Ренцо Пьяно...

Зачем арт-ярмаркам некоммерческие проекты

Художественные ярмарки по праву считаются квинтэссенцией торговли искусством. Фото: The Armory Show №134 Материал из газеты Коммерческие и...

Что скрывается «за кулисами» Мраморного зала

Хрустальный потолок Мраморного зала прежде можно было рассматривать, только задрав голову. Теперь появились и другие опции. Фото: Алексей...

Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха

Алексей Белых. «Вечер на Волге». 1958—1968. Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Произведения из коллекций 27 музеев...