Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Пострадавшую в огне комнату Касл-Ховарда вернули к жизни

Гобеленовая гостиная в поместье Касл-Ховард полностью воссоздана по состоянию на начало ХХ века.
Фото: Tom Arber

№132
Материал из газеты

Гобеленовая гостиная в поместье, служившем съемочной площадкой сериала «Бриджертоны», была уничтожена пожаром в 1940 году. Десятилетия спустя ее восстановили по инициативе потомков старинного аристократического рода

Гостиная в поместье Касл-Ховард, что неподалеку от Йорка, сейчас выглядит безупречно: на широких половицах лежит ковер с цветочным орнаментом, позолоченные лепные ветви обрамляют картину «Суд Париса» кисти Марко Риччи, а на стенах висят великолепные гобелены с изображением четырех времен года, вытканные специально для этого помещения в 1706 году. Убранством этой комнаты когда-то любовались бабушка и дедушка нынешнего владельца поместья Ника Ховарда, но ему самому она была знакома только в виде обгоревшего каркаса. Теперь он мечтает о тихих вечерах, когда можно, взяв книгу, отдохнуть, сидя у нового камина.

Гобелены для гостиной создал Джон Вандербанк — фламандский иммигрант, в начале XVIII века ставший самым известным и дорогим ткачом Лондона. В основу изображенных на них сцен легли сюжеты картин Давида Тенирса Старшего: посевные работы, заготовка сена, сбор урожая и зимний пейзаж с конькобежцами и щегольскими санями на льду. После реставрации, которую провела Элисон Стэнтон из Нортгемптоншира, гобелены прекрасно вписались в изначально предназначенное для них пространство. Реставратор очистила и укрепила ткань, зашив многочисленные разрывы практически невидимыми стежками.

Старинные гобелены спасла от гибели привычка хозяев к перестановкам в интерьерах. В 1940 году, когда дом арендовала женская школа-интернат, здание охватил пожар, начавшийся с небольшого дымохода. Он уничтожил целое крыло и одно из главных архитектурных сокровищ дома — расписной свод работы Джона Ванбру над центральным залом. Гобелены, висевшие тогда в другой части здания, уцелели, но пространство, для которого они создавались, было разрушено. Сегодняшним реставраторам помогли архивные фотографии начала XX века, запечатлевшие обстановку гостиной.

После реставрации гобелены прекрасно вписались в изначально предназначенное для них пространство.
Фото: Tom Arber

Утраченная комната была первой в череде парадных залов, построенных в 1699 году по заказу Чарльза Ховарда, третьего графа Карлайла. Он мечтал о дворце в стиле английского барокко и поручил эту работу своему другу Ванбру — весьма неочевидный выбор, учитывая, что тот никогда прежде ничего не строил и был известен как драматург. Ванбру привлек к работе выдающегося архитектора Николаса Хоксмура.

Далекий потомок Чарльза Джордж Ховард, потерявший двух братьев на полях сражений Второй мировой войны, но сам вернувшийся с фронта, взялся за восстановление обгоревшего особняка. «Ему советовали снести разрушенное крыло и укрепить оставшиеся части здания, — рассказывает Ник Ховард о своем отце, — но вместо этого он решил переехать в дом с семьей, чтобы жить в нем и заниматься его восстановлением. Местные жители называли его „безумным майором“».

Родители Ника открыли дом для посещения в 1952 году, а в 1960-е заново выстроили большой купол. Значительное финансовое вливание случилось в 1981 году, когда дом стал площадкой для съемок всемирно известной телепостановки по сюжету романа Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед». Гонорар позволил тогда восстановить Садовый зал. Благодаря этому и последующим появлениям дома на экранах, в том числе в сериале «Бриджертоны», его посещаемость взлетела и продолжает держаться на высоком уровне.

Работы в гостиной подошли к концу одновременно с реставрацией и перепланировкой Длинной галереи и Большой лестницы.
Фото: Chris Horwood

Работы в гостиной, подошедшие к концу одновременно с реставрацией и перепланировкой Длинной галереи и Большой лестницы, велись под руководством архитектора Фрэнсиса Терри при участии дизайнеров Реми Ренцулло и Алека Коббе, а также специализированных подрядчиков. Расходы частично покрыли за счет продажи на аукционе Sotheby’s семейной коллекции крошечных животных, в том числе муравьеда из кровавой яшмы с бриллиантовыми глазами, — шедевров из полудрагоценных и драгоценных камней работы фирмы Фаберже. «Мне было ужасно жаль расставаться с ними, — говорит Ник Ховард, — но они очень-очень редко выбирались посидеть на столе во время званых обедов, а большую часть времени проводили в сейфе».

На этом, впрочем, работы не заканчиваются. По-прежнему не до конца ясно, что делать с крылом, которое опустошил пожар. «Мы думаем о галерейном пространстве в формате „белых стен“, но об этом пока рано говорить», — рассказывает Ховард.

Кроме того, в поместье есть потрясающий мавзолей, построенный по проекту Хоксмура в 1729 году, в котором покоятся поколения Ховардов. Живший в XVIII веке остроумец и ценитель прекрасного Хорас Уолпол однажды заметил, что мавзолей настолько великолепен, что «в нем соблазнительно быть погребенным заживо». Этот объект — один из важнейших в списке находящихся под угрозой зданий, составленном фондом «Историческая Англия». «Я не собираюсь позволить мавзолею обвалиться мне на голову, по крайней мере пока это зависит от меня, — замечает Ховард, — но это уже другая задача». 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250626-szye/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Биеннале в Сан-Паулу ищет тишину

Кураторская команда 36-й Биеннале в Сан-Паулу. Фото: João Medeiros/Fundação Bienal de São Paulo На биеннале, тема которой взята...

Как британский «храм современного искусства» вывел Лондон на мировую арт-сцену

Бывшая электростанция «Бэнксайд» уже четверть века генерирует идеи и тренды для современного искусства. Фото: Tomasz Zielonka №132 Материал...

Пострадавшую в огне комнату Касл-Ховарда вернули к жизни

Гобеленовая гостиная в поместье Касл-Ховард полностью воссоздана по состоянию на начало ХХ века. Фото: Tom Arber №132 Материал...

Планы Дома культуры «ГЭС-2» на 2023 год

В программе — выставки, музыкальные, театральные и танцевальные проекты, книжные новинки, гранты для исследователей, художников и кураторов The...

Застройщики в Сан-Франциско угрожают бетонному колоссу

Знаменитый фонтан Вайянкура в Сан-Франциско вскоре может бесславно погибнуть под ударами металлического шара. Фото: Wikimedia Commons №133 Материал...

Римские колонны на российские деньги: восстановлена базилика на форуме Траяна

Частичная реконструкция колоннады базилики Ульпия в Риме. Фото: ZumaTASS На форуме Траяна в Риме реконструирован фрагмент знаменитой базилики...

Каспар Давид Фридрих: от забвения — к славе

Каспар Давид Фридрих. «Закат солнца» («Братья»). Фото: Государственный Эрмитаж К 250-летию немецкого романтика готовят ряд проектов, в большинстве...

Одна уникальная монета и несколько редких: следы громкого ограбления привели в Москву

Античная монета, изъятая на российском нумизматическом рынке. Фото: Musées de Reims №131 Материал из газеты Часть коллекции старинных...

Кораблекрушение у аббатства и другие детали алтарной картины «Мария во славе»

Алтарная картина «Мария во славе» (1524), написанная Яном Провостом, считается одной из лучших его работ. Фото: Государственный Эрмитаж...

Музейный маркетинг, построенный на молодежном энтузиазме

Национальный археологический музей Неаполя. Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli №133 Материал из газеты В Италии разгорелся очередной...

Петербург помнит Ленинград

Рисунок очереди за хлебом из дневника медсестры Ф.А. Прусовой. 1941-1945. На обороте надпись: «Стояли в очереди за хлебом...

В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов №130 Материал из газеты В новом выставочном пространстве Творческого сообщества...

Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали

Завершена плановая реставрация фасадов храма Вознесения Господня XVI века в музее-заповеднике «Коломенское». Фото: Музей-заповедник «Коломенское» после Работы над...

«Руанские соборы» Клода Моне исследовали и показывают на выставке в Пушкинском

Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им....

Марина Бондарева: «Мы занимаемся „поэтическими“ археологическими проектами»

Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева. Фото: Фонд развития науки и...

Самая западная из Третьяковок покажет пять веков русского искусства

Новый филиал Государственной Третьяковской галереи в Калининграде открывается 12 июня. Фото: Александр Матвеев Второй из филиалов Третьяковской галереи...

Читать и рассматривать: Александр Бенуа глазами библиофила

Александр Бенуа. «Вечером». 1951. Фото: Бослен Вдвойне интересен жанр, когда один коллекционер и ценитель книг пишет о другом,...

Вернакуляр — уже готовый идеал и образец для подражания?

Мартирос Сарьян. «Старый Ереван». 1928. Фото: Издательство СЛОВО/SLOVO В новой книге Андрея Иванова «Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы...

Археологический музей в Анталье закрыли и готовят к сносу

Министерство культуры и туризма Турции обнародовало планы по сносу модернистского здания Археологического музея в Анталье. Фото: Antalya Archaeology...

Чего ждать от нового пространства Фонда Cartier в Париже

Фонд современного искусства Cartier открылся в новом пространстве на площади Пале-Рояль напротив Лувра. Фото: Fondation Cartier На первой...