Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Пострадавшую в огне комнату Касл-Ховарда вернули к жизни

Гобеленовая гостиная в поместье Касл-Ховард полностью воссоздана по состоянию на начало ХХ века.
Фото: Tom Arber

№132
Материал из газеты

Гобеленовая гостиная в поместье, служившем съемочной площадкой сериала «Бриджертоны», была уничтожена пожаром в 1940 году. Десятилетия спустя ее восстановили по инициативе потомков старинного аристократического рода

Гостиная в поместье Касл-Ховард, что неподалеку от Йорка, сейчас выглядит безупречно: на широких половицах лежит ковер с цветочным орнаментом, позолоченные лепные ветви обрамляют картину «Суд Париса» кисти Марко Риччи, а на стенах висят великолепные гобелены с изображением четырех времен года, вытканные специально для этого помещения в 1706 году. Убранством этой комнаты когда-то любовались бабушка и дедушка нынешнего владельца поместья Ника Ховарда, но ему самому она была знакома только в виде обгоревшего каркаса. Теперь он мечтает о тихих вечерах, когда можно, взяв книгу, отдохнуть, сидя у нового камина.

Гобелены для гостиной создал Джон Вандербанк — фламандский иммигрант, в начале XVIII века ставший самым известным и дорогим ткачом Лондона. В основу изображенных на них сцен легли сюжеты картин Давида Тенирса Старшего: посевные работы, заготовка сена, сбор урожая и зимний пейзаж с конькобежцами и щегольскими санями на льду. После реставрации, которую провела Элисон Стэнтон из Нортгемптоншира, гобелены прекрасно вписались в изначально предназначенное для них пространство. Реставратор очистила и укрепила ткань, зашив многочисленные разрывы практически невидимыми стежками.

Старинные гобелены спасла от гибели привычка хозяев к перестановкам в интерьерах. В 1940 году, когда дом арендовала женская школа-интернат, здание охватил пожар, начавшийся с небольшого дымохода. Он уничтожил целое крыло и одно из главных архитектурных сокровищ дома — расписной свод работы Джона Ванбру над центральным залом. Гобелены, висевшие тогда в другой части здания, уцелели, но пространство, для которого они создавались, было разрушено. Сегодняшним реставраторам помогли архивные фотографии начала XX века, запечатлевшие обстановку гостиной.

После реставрации гобелены прекрасно вписались в изначально предназначенное для них пространство.
Фото: Tom Arber

Утраченная комната была первой в череде парадных залов, построенных в 1699 году по заказу Чарльза Ховарда, третьего графа Карлайла. Он мечтал о дворце в стиле английского барокко и поручил эту работу своему другу Ванбру — весьма неочевидный выбор, учитывая, что тот никогда прежде ничего не строил и был известен как драматург. Ванбру привлек к работе выдающегося архитектора Николаса Хоксмура.

Далекий потомок Чарльза Джордж Ховард, потерявший двух братьев на полях сражений Второй мировой войны, но сам вернувшийся с фронта, взялся за восстановление обгоревшего особняка. «Ему советовали снести разрушенное крыло и укрепить оставшиеся части здания, — рассказывает Ник Ховард о своем отце, — но вместо этого он решил переехать в дом с семьей, чтобы жить в нем и заниматься его восстановлением. Местные жители называли его „безумным майором“».

Родители Ника открыли дом для посещения в 1952 году, а в 1960-е заново выстроили большой купол. Значительное финансовое вливание случилось в 1981 году, когда дом стал площадкой для съемок всемирно известной телепостановки по сюжету романа Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед». Гонорар позволил тогда восстановить Садовый зал. Благодаря этому и последующим появлениям дома на экранах, в том числе в сериале «Бриджертоны», его посещаемость взлетела и продолжает держаться на высоком уровне.

Работы в гостиной подошли к концу одновременно с реставрацией и перепланировкой Длинной галереи и Большой лестницы.
Фото: Chris Horwood

Работы в гостиной, подошедшие к концу одновременно с реставрацией и перепланировкой Длинной галереи и Большой лестницы, велись под руководством архитектора Фрэнсиса Терри при участии дизайнеров Реми Ренцулло и Алека Коббе, а также специализированных подрядчиков. Расходы частично покрыли за счет продажи на аукционе Sotheby’s семейной коллекции крошечных животных, в том числе муравьеда из кровавой яшмы с бриллиантовыми глазами, — шедевров из полудрагоценных и драгоценных камней работы фирмы Фаберже. «Мне было ужасно жаль расставаться с ними, — говорит Ник Ховард, — но они очень-очень редко выбирались посидеть на столе во время званых обедов, а большую часть времени проводили в сейфе».

На этом, впрочем, работы не заканчиваются. По-прежнему не до конца ясно, что делать с крылом, которое опустошил пожар. «Мы думаем о галерейном пространстве в формате „белых стен“, но об этом пока рано говорить», — рассказывает Ховард.

Кроме того, в поместье есть потрясающий мавзолей, построенный по проекту Хоксмура в 1729 году, в котором покоятся поколения Ховардов. Живший в XVIII веке остроумец и ценитель прекрасного Хорас Уолпол однажды заметил, что мавзолей настолько великолепен, что «в нем соблазнительно быть погребенным заживо». Этот объект — один из важнейших в списке находящихся под угрозой зданий, составленном фондом «Историческая Англия». «Я не собираюсь позволить мавзолею обвалиться мне на голову, по крайней мере пока это зависит от меня, — замечает Ховард, — но это уже другая задача». 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250626-szye/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia

Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка...

Столичные власти возобновили проект депозитария в Коммунарке

Проект Московского депозитарно-выставочного центра в Коммунарке. Фото: Градостроительный комплекс Москвы Возведение в Новой Москве фондохранилища для московских музеев,...

Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века

Путь коллекционера Арманду Мартинша к открытию собственного музея занял почти два десятилетия. Фото: Fernando Guerra №130 Материал из...

Архангельск — портал в Арктику

Купол церкви Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, деревня Медведевская. 1745–1757. Фото: Вадим Разумов Любоваться Русским Севером можно...

О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna

Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna На фасаде и...

Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет

Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства АРТ МОСКВА 2025. Фото: АРТ МОСКВА Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства...

Проект «Соискатели» арт-группы Boloto: от ЗАГСа до психушки

«Налоговая», проект «Соискатели». Фото: Григорий Якимов В полузаброшенном здании в центре Москвы прошел проект «Соискатели», который организаторы, арт-группа...

Музейный маркетинг, построенный на молодежном энтузиазме

Национальный археологический музей Неаполя. Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli №133 Материал из газеты В Италии разгорелся очередной...

Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин

Музей русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца,...

Вход в «ГЭС-2» станет платным

В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики. Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2» В Доме культуры «ГЭС-2»...

Цифровой проект Эрмитажа и VK дарит возможность увидеть коллекцию музея в разных ракурсах

Павлин. Часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри, входящий в постоянную экспозицию Павильонного...

«Архстояние-2025»: «Белый город» — интерактивный музей чувств

Архитектурное бюро Meganom. «Сарай». Фото: Рустам Шагиморданов С 25 по 27 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» уже в 20...

Турецкий пиксель: чем впечатлила 20-я ярмарка Contemporary Istanbul

Ярмарка Contemporary Istanbul 2025. Фото: Contemporary Istanbul В Стамбуле прошла юбилейная, 20-я международная арт-ярмарка Contemporary Istanbul. Она порадовала...

Нью-йоркская школа с печатью заокеанского сюрреализма

Литография Cтэнли Eильяма Хейтера «Кентавресса» (1944), отпечатанная в его нью-йоркской студии «Ателье-17». Фото: National Gallery of Art, Washington,...

В экспедиции всегда найдется место искусству

И.К. (Тыко) Вылка. «Северное сияние». 1950-е. Фото: Государственное Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Междисциплинарный выставочный и образовательный...

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса. Фото: Walters Art Museum В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе,...

«Ночь в музее» и «Выходной с наследием» пройдут в Москве одновременно

Выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia». Орлов Борис. «Бюст в триумфальном стиле» (1988) и...

В Копенгагене выступают против неподобающего вида русалки

Четырехметровая скульптура русалки, установленная на территории форта Драгёр в Копенгагене. Фото: Dragør Nyt №134 Материал из газеты Четырехметровая...

Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному

Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея В центре выставки, посвященной эволюции «нового еврейского искусства»...

Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах

Художественный фестиваль в ленд-арт-парке «Тужи» в Забайкалье, который в августе должен был пройти в третий раз, был отменен...