Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Как модели ИИ помогают археологам находить новые памятники

Один из геоглифов, загадочных гигантских изображений, сделанных в пустыне на юге Перу около 2 тыс. лет назад представителями народа наска. Обнаружить эти геоглифы помог искусственный интеллект.
Фото: Yamagata University

№131
Материал из газеты

Искусственный интеллект быстрее человека справляется с анализом спутниковых и аэрофотоснимков, облегчая поиск следов древних цивилизаций Южной Америки. Такого рода программы совершенствуются, но финальный этап все равно требует человеческого участия

Благодаря искусственному интеллекту (ИИ) поиск археологических памятников меняется коренным образом, и особенно отчетливо эти изменения видны в Южной Америке. Без человеческой экспертизы — по крайней мере пока — не обойтись, однако ИИ способен анализировать огромные объемы данных гораздо быстрее.

Наглядным примером преимуществ, которые дает внедрение искусственного интеллекта, служит веб-приложение GeoPACHA («Геопространственная платформа андской культуры, истории и археологии»). Исследователи загрузили в него спутниковые и аэрофотоснимки Анд в высоком разрешении. На начальном этапе, в 2020–2021 годах, ученые вручную изучали эти снимки, охватывающие территорию площадью 180 тыс. кв. км, и фиксировали все «локусы» — обособленные археологические объекты, которые удавалось заметить. Теперь в этой работе используется ИИ, обученный на большой выборке спутниковых снимков.

Стивен Вернке, директор Института пространственных исследований при Университете Вандербильта в США и один из разработчиков проекта, сравнивает его с большой языковой моделью, построенной на основе обширной выборки текстов из интернета. «Наша базовая модель, которую мы называем DeepAndes, — потенциальный эксперт в сфере рельефа и почвенного покрова Анд, — говорит он. — Если дообучить ее на основе размеченных человеком археологических объектов, она может стать экспертом по их идентификации на снимках».

Группа археологов, работающих на плато Наска, пустынной местности в 50 км от южного побережья Перу, обучила искусственный интеллект искать на аэрофотоснимках геоглифы — загадочные рисунки в пустыне, созданные народом наска около 2 тыс. лет.
Фото: Yamagata University

Имея на руках многообещающие результаты, специалисты продолжают развивать эту технологию. Уже создана более продвинутая модель — DeepAndesArch. «Сейчас GeoPACHA использует нашу модель искусственного интеллекта DeepAndesArch, и на менее чем 5% от общей площади, которую в итоге охватит проект, она уже идентифицировала более 1 млн архео­логических локусов», — уточняет Вернке.

В последние годы археологи по-разному используют искусственный интеллект: для восстановления пострадавших и разрушенных артефактов, для борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей, для классификации древних следов забоя на костях.

Но наибольшее влияние в сфере археологии развитие ИИ оказывает на поиски новых памятников. Обследование местности обходится дорого и зачастую ведется в сложных условиях. Это подвигло археологов начать использовать аэро­фотоснимки и спутниковые изображения. Позднее, благодаря применению технологии лазерного сканирования с воздуха Lidar, позволяющей создавать трехмерные топографические карты, стало возможным обнаружение затерянных городов, скрытых под покровом лесов и посреди пустынь. Но изучение карт все равно отнимает много времени и сил и не гарантирует, что часть объектов не будет упущена. Именно здесь ИИ может кардинально изменить ситуацию.

Группа археологов, работающих на плато Наска, пустынной местности в 50 км от южного побережья Перу, обучила искусственный интеллект искать на аэрофотоснимках геоглифы — загадочные рисунки в пустыне, созданные народом наска около 2 тыс. лет назад, и получила впечатляющие результаты. «Мы изу­чаем расположение геоглифов с помощью спутниковых снимков, аэрофотоснимков высокого разрешения и изображений, полученных с беспилотников, с 2006 года, — рассказывает возглавляющий группу Масато Сакаи из японского Университета Ямагаты. — Благодаря технологиям дистанционного зондирования нам удалось обнаружить 314 новых геоглифов. Однако после внедрения искусственного интеллекта в 2019 году мы смогли обнаружить такое же количество геоглифов за гораздо более короткий срок».

Благодаря искусственному интеллекту поиск археологических памятников меняется коренным образом, и особенно отчетливо эти изменения видны в Южной Америке.
Фото: Yamagata University

Хотя человеческая экспертиза по-прежнему незаменима. «Самое большое преимущество искусственного интеллекта заключается в его способности существенно ускорить процесс анализа, — считает Масато Сакаи. — Он позволяет быстро и эффективно решать задачи, на которые обычно уходит немало времени. Однако искусственный интеллект не застрахован от ошибок: в зависимости от характера данных или того, что именно анализируется, он может выдавать не самые оптимальные результаты».

По словам Сакаи, следует учитывать качество и количество данных, на которых обучался ИИ. «Важно не доверять слепо выводам искусственного интеллекта и подходить к ним критически. Поскольку ИИ продолжает развиваться, возникают и новые вопросы о балансе человеческой экспертизы и машинного анализа».

На следующем этапе работы с GeoPACHA археологи при помощи специально разработанного веб-приложения GeoPACHA-AI отмечали, какие из объектов, выявленных искусственным интеллектом в Андах, настоящие, а какие нет, и добавляли элементы, которые он упустил.

«Идея заключается в том, чтобы ИИ выполнял грязную работу по первоначальному выявлению объектов, а человеческая экспертиза служила для улучшения и уточнения результатов, — объясняет Вернке. — Затем мы используем подтвержденные данные для повторной отладки DeepAndesArch и применим его на площади более 2 млн кв. км. По сути, на всей территории, где империя инков оставила свой след»


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250529-lodv/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Коронационное пасхальное яйцо фирмы Фаберже — один из самых знаменитых экспонатов в Музее Фаберже в Петербурге. Фото: Алексей...

Художник Саша Браулов вышивает серию мемориальных досок

Саша Браулов начал новую серию под названием «Здесь. А где память?». Фото: Саша Браулов №132 Материал из газеты...

Manifesta 17 пройдет в 2028 году в Португалии

Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24. Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra Пока...

Форум «Креативный код. Россия» пройдет в Лахта Центре

Лахта Центр. Фото: ПАО «Газпром» №135 Материал из газеты У динамично развивающегося креативного сектора появилась еще одна ежегодная...

Драгоценный дом в Канзас-Сити позволит посетителям исследовать собственные души

JewelHouse будет располагаться на территории музея в бывшем павильоне искусств, который до 1970-х годов служил планетарием. Фото: International...

Закукарекает ли как прежде яйцо Ротшильда спустя десятилетия?

Одно из самых сложных и дорогих ювелирных изделий фирмы Фаберже — яйцо-часы, получившее название «яйцо Ротшильда» по имени...

Фрески Успенского собора Кремля: тайна за иконостасом

Фрески, обнаруженные на стене позади правой части иконостаса Успенского собора Кремля. Фото: Музей Московского Кремля Специалисты объявили о...

Свежий номер: олений нос, спрятанный стрит-арт и мантры в Эрмитаже

№136 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

В одном из музеев Ирана древний глиняный горшок использовали как мусорное ведро

Сотрудники рештского музея в Иране превратили глиняный горшок возрастом около 2,6 тыс. лет в мусорное ведро. Фото: Rasht...

«Руанские соборы» Клода Моне исследовали и показывают на выставке в Пушкинском

Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им....

Большой Египетский музей откроется в июле

Деревянные фигурки воинов, созданные в XX веке до н.э., в экспозиции Большого Египетского музея. Фото: Gehad Hamdy/dpa №130...

Мех да уют

Предметы и аксессуары из интерьерной коллекции бренда «Меха Екатерина». Фото: Меха Екатерина Собрание предметов интерьера и аксессуаров для...

Исландские музеи мечтают перезимовать без потерь

Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика. Фото:...

В Москве запустили культурный центр на колесах

Принять участие в бесплатной экскурсии по достопримечательностям столицы можно на борту интерактивного автобуса-трансформера, который следует от парка «Музеон»...

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена....

В Центре «Зотов» образ Пресни отразится в калейдоскопе памяти

Московский Краснопресненский Универмаг. Секция «Парфюмерия». 1969. Фото: Государственный центральный музей современной истории России Ностальгическая выставка ведет отсчет от...

Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач

Черный дом архитектора Александра Константинова. Фото: личный архив №134 Материал из газеты Дом, созданный художником, — тотальное произведение...

Музей — пространство восстановления и ресурса

Кристина Краснянская и Александр Борода. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13...

Рождение музея одежды из пены быстротекущих дней

Костюмы 1940-х и 1950-х годов, созданные Питером Расселлом, Харди Эмисом, Бьянкой Моской и Кристианом Диором и принадлежавшие Марго...

Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа» Даже те, кому не...