Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Принстонский университет наконец определился со своим Рубенсом

Картина Питера Пауля Рубенса «Гибель Адониса» после реставрации.
Фото: Princeton University Art Museum

До недавних пор многочисленные слои краски и лака, добавленные предыдущими реставраторами, скрывали оригинальный красочный слой. Не в последнюю очередь именно это обстоятельство заставляло музейщиков сомневаться в атрибуции «Гибели Адониса»

Эскиз маслом на доске под названием «Гибель Адониса», датированный 1639 годом, провел десятилетия в запасниках Художественного музея Принстонского университета и значился в описях как «ранее приписывавшийся» Питеру Паулю Рубенсу (1577–1640). Это весьма странная атрибуция, поскольку обычно, когда авторство старого мастера не установлено с полной уверенностью, такие произведения описываются в каталогах как копии или как работы его круга. Картина была покрыта толстым слоем коричневатого лака, скрывавшего детали. «Рассмотреть под ним что-нибудь было практически невозможно», — рассказывает Ронни Баэр, куратор и лектор музея. Но Баэр все же показались знакомыми быстрые уверенные движения кисти, и она предположила, что картина может быть подлинником Рубенса. «Поэтому я отнесла ее в реставрационную мастерскую», — рассказывает она.

«Смерть Адониса» под ультрафиолетом, демонстрирующим все предыдущие реставрационные работы.
Фото: Princeton University Art Museum

Старший реставратор Принстона Барт Деволдер признает, что, когда он впервые увидел картину, ее состояние «было очень плохим». Деволдер вынул «Гибель Адониса» из рамы и поместил доску под ультрафио­лет, чтобы проверить на наличие поздних записей. «Она засияла как новогодняя елка», — говорит он. Стало очевидно, что предыдущие реставраторы не «следовали оригинальным контурам», добавляя все новые и новые слои записей, и надставили изначальную доску, чтобы изображение больше походило на законченное произведение, чем на эскиз. Обнаружились даже крошечные фальшивые трещины, призванные придать поздним записям старинный вид.

Еще более явными эти добавления сделало сравнение «Гибели Адониса» с «Похищением Ганимеда», другим эскизом маслом на доске кисти Рубенса, который Принстонский университет приобрел на аукционе в декабре 2021 года. Поставив обе работы на один мольберт, Деволдер окончательно убедился в том, что только полное удаление поздних слоев краски и лака позволит вновь увидеть оригинальную работу кисти.

Еще более явными добавления сделало сравнение «Гибели Адониса» с «Похищением Ганимеда», другим эскизом маслом на доске кисти Рубенса.
Фото: Princeton University Art Museum

«Тут я сказал Ронни: „Я занимаюсь этим уже 23 года, и никогда прежде мне не было страшно что-то делать“», — рассказывает Деволдер, работавший над Гентским алтарем Яна и Губерта ван Эйков. И все же, спустя месяцы кропотливого труда, ему удалось раскрыть изгибы и завитки, сделанные, вне всяких сомнений, самим Рубенсом в тот момент, когда оригинальная краска еще не высохла.

Фрисо Ламмертсе, куратор отдела нидерландской живописи XVII века в амстердамском Рейксмузеуме, видел фотографии «Гибели Адониса» в высоком разрешении до и после реставрации и уверен, что это работа Рубенса. Он обращает внимание на красно-коричневые линии контура, которыми художник обычно набрасывал композицию и которые теперь заметны на лицах и фигурах, а также на «общую динамичность» сцены охоты. Поздние наброски Рубенса, по его мнению, «пожалуй, одни из лучших, потому что в них необычайно удачно использованы самые простые средства; ему удается рассказать историю, используя минимум красок».

Художник написал «Гибель Адониса» в своем загородном доме всего за год до смерти, уже страдая подагрой, но по-прежнему находя силы творить. Позы многих участников этой сцены напоминают композиции других произведений, созданных Рубенсом ранее. «Не понимаю, почему авторство „Гибели Адониса“ в принципе ставилось под сомнение», — удивляется Ламмертсе.

Деталь картины «Смерть Адониса» после очистки. Красноватые контурные линии свидетельствуют о том, что Рубенс писал ее сам.
Фото: Princeton University Art Museum

Когда Принстонский университет купил это произведение в 1930 году, он гордо называл его подлинником Рубенса. Покойный специалист по творчеству Рубенса Юлиус Хельд в 1980 году написал в своем каталоге его эскизов маслом, что раньше считал «Гибель Адониса» копией, но «теперь, вопреки моим утверждениям в более ранних публикациях, я убежден в подлинности принстонского эскиза».

Однако в 1990-е годы музей изменил его атрибуцию на «ранее приписывавшийся» Рубенсу. По словам Баэр, никаких документов с информацией о том, когда именно и почему это произошло, найти не удалось. Вероятно, сыграла роль совокупность обстоятельств: плохое состояние произведения; то, что его не включили в организованную тогда Питером Саттоном выставку Рубенса; то, что один из реставраторов выразил обеспокоенность по поводу имприматуры (полупрозрачного слоя тонировки, который часто бывает «пестрым» в работах Рубенса); а также тот факт, что дендрохронологический анализ, хотя и позволил датировать доску временем жизни художника, с учетом погрешности не исключил вероятность и более поздней датировки.

Картина Питера Пауля Рубенса «Гибель Адониса» в начале реставрации.
Фото: Princeton University Art Museum

Ламмертсе отмечает, что в истории изучения старых мастеров нередки периоды чрезмерной критичности и что впоследствии отношение к произведениям пересматривают с менее предвзятых позиций. К примеру, в 2013 году Метрополитен-музей продал работу из своего собрания, которую перестал считать подлинником Рубенса, а всего два года спустя ее атрибуцию восстановили (хотя она по-прежнему остается предметом споров).

Что же до Принстонского университета, то он вновь атрибутировал «Гибель Адониса» Рубенсу, и теперь оба эскиза планируют показывать в новом здании, открытие которого должно состояться в 2025 году. «Это было настоящее приключение», — резюмирует Деволдер. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/prinstonskii-yniversitet-nakonec-opredelilsia-so-svoim-rybensom.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Christie’s выручил $690 млн за два дня торгов

Фото: Christie's Важные ноябрьские торги, посвященные искусству ХХ века, прошли для аукционного дома успешнее аналогичных прошлогодних В Нью-Йорке...

Процесс потемнения свинцовых белил обратится вспять

В копенгагенском Государственном художественном музее еще в начале 2000-х годов заметили, что белые участки на графике старых мастеров...

Философию труда осмыслят в лицах

Дарья Колмыкова. «Пятипалые краги. С гарантией». 2023. Фото: Фестиваль «Время, вперед!» В залах СХР Западного крыла Новой Третьяковки...

Непонятый художник-архитектор Пауль Гёш, пациент и визионер

Пауль Гёш. Визионерский дизайн арки. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute Из сегодняшнего дня этот приверженец «бумажной архитектуры»...

Арт-консалтинг

Арт-консалтинг – это направление, которое объединяет в себе консультации по выбору и покупке искусства, своего рода путеводитель, а...

Исландские музеи мечтают перезимовать без потерь

Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика. Фото:...

Чего ждать от нового пространства Фонда Cartier в Париже

Фонд современного искусства Cartier открылся в новом пространстве на площади Пале-Рояль напротив Лувра. Фото: Fondation Cartier На первой...

Елизавета Южакова: Наша цель — не допустить исчезновения произведения искусства

Елизавета Южакова. Искусствовед, научный сотрудник — стипендиат Музея Гуггенхайма. Фото: архив Елизаветы Южаковой Специалист по сохранению и реставрации...

Цифровой проект Эрмитажа и VK дарит возможность увидеть коллекцию музея в разных ракурсах

Павлин. Часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри, входящий в постоянную экспозицию Павильонного...

Музей одного из основателей группы «Мост» открылся на его родине

Дом родителей Карла Шмидта-Ротлуфа, куда они переехали в 1913 году, был приобретен городом в 2023-м. Фото: Ernesto Uhlmann/...

Валентина Агафонова: «Музей Булгакова — заложник своей популярности»

Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова. Фото: Музей Михаила Булгакова Музей Михаила Булгакова пользовался популярностью и до новой...

Нью-йоркская школа с печатью заокеанского сюрреализма

Литография Cтэнли Eильяма Хейтера «Кентавресса» (1944), отпечатанная в его нью-йоркской студии «Ателье-17». Фото: National Gallery of Art, Washington,...

Самый важный диалог на этапе становления искусства ХХ века

Выставка «Мане/Дега» в в Метрополитен-музее. Фото: Anna-Marie Kellen/The Met Выставка «Мане/Дега» в в Метрополитен-музее. Фото: Anna-Marie Kellen/The Met...

Выставка, посвященная группе «13», восстанавливает связь времен

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма Большой проект Музея русского...

Незаметные шедевры: где прячется стрит-арт в Москве

Работа Саши Браулова. Фото: Саша Браулов №136 Материал из газеты Многие художники уличной волны, перевалившие за 40-летний рубеж,...

О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna

Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna На фасаде и...

Роспись храма сверяют с фотографиями Карла Буллы

Отреставрированный фрагмент росписи в храме Богоявления. Фото: Наталья Шкуренок №133 Материал из газеты В церкви Богоявления на Гутуевском...

Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр

Тиара императрицы Евгении. Фото: Musée du Louvre Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов...

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена....

По садам сквозь время

На территории поселка «Миллениум Парк» раскинулись сразу пять тематических садов, связанных 5 км водных каналов. Фото: Villagio Estate...