Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики

Снаружи Рождественский собор теперь заново оштукатурен, но перед этим была тщательно осмотрена кладка; отдельные ее участки отреставрированы.
Фото: Новгородский музей-заповедник

№132
Материал из газеты

В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью

Хотя Новгородский государственный объединенный музей-заповедник богат архитектурными шедеврами, уход Рождественского собора Антониева монастыря на реставрацию более двух лет назад оказался весьма ощутим для ценителей древнерусского искусства, которые больше не могли ни попасть внутрь собора, ни созерцать его фасады, скрывшиеся под лесами. «Это ключевой для нас памятник, бесконечно дорогой, бесконечно интересный», — говорит директор музея-заповедника Сергей Брюн.

Справка
Что представляет собой собор Рождества Богородицы

Собор Антониева монастыря в Новгороде Великом относится к числу трех самых старых древнерусских храмов, сохранившихся на территории современной России. Старше него только Софийский и Николо-Дворищенский соборы того же Новгорода. Храм был заложен преподобным Антонием Римлянином на берегу реки Волхов в 1117 году, чтобы стать главной святыней основанного им монастыря. Первоначальный облик церкви немного изменен бо￾лее поздними пристройками, однако это не мешает ему оставать￾ся одним из важнейших и интереснейших памятников отече￾ственной архитектуры. В интерьере сохранилась часть фресково￾го цикла 1125 года, до конца раскрытая только к 1990-м годам. Его красота и относительная (с учетом возраста) сохранность и пол￾нота, позволяющая представить иконографическую программу, — еще одна существенная особенность этого памятника. В состав Новгородского музея-заповедника строения Антониева монастыря вместе с собором вошли вскоре после революции. Помимо музея, часть зданий занимает Новгородский университет им. Ярослава Мудрого. Активных заявок на их возвращение Русская православная церковь не выдвигает. Собор не действующий, хотя не￾сколько раз в год, на престольные праздники, в нем проводятся службы. Включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще…

Наконец этой весной реставрация знакового храма подошла к концу, он снова открылся для публики. Работы эти напрашивались давно: в предыдущий раз храмом занимались в 1980-е годы. Тогда были восстановлены те архитектурные формы XII века, какие было возможно восстановить. Но время шло. В 2017 году, когда собору исполнилось 900 лет, в честь этого события музей издал важную коллективную монографию с новыми сведениями и выводами о храме. Хотя уже становилось очевидно, что зданию нужен другой «подарок», помимо книги. Проектная документация была разработана еще в 2014 году, однако очень долго шли поиски средств на реставрацию.

Северный фасад собора до реставрации.
Фото: Новгородский музей-заповедник

Ирина Верман, заведующая отделом реставрации музея-заповедника, рассказала нашему изданию о том, что было сделано в первую очередь: расчищена поверхность фасадов, обследована кладка, а затем отреставрированы отдельные участки. Кое-где пришлось произвести докомпоновку, вычинку кирпича — настолько за прошедшее без малого тысячелетие постарела кладка. К счастью, подобных ущербных участков, благодаря защитному слою штукатурки, было немного — в основном на карнизных частях фасада, примыкающих к кровле. Затем храм оштукатурили заново.

Кровля, как обычно в нашем климате, за прошедшие годы пришла в плохое состояние, практически аварийное. Пришлось выполнить реставрацию всех конструктивных элементов, стропильной системы, а также собственно металлического покрытия (в одних частях храма — медного, в других — железного). Над приделами кровлю заменили.

Другая сложная зона — соприкосновение здания с почвой. К счастью, собор возведен на стабильном, сухом участке и не подвергается риску со стороны почвенных вод. Однако для его укрепления было произведено инъектирование фундаментов по периметру — усиление, чтобы избежать появления конструктивных трещин. «Состояние фундамента стабильное, но мы все-таки решили, что необходимо произвести усиление, закрепить», — говорит Ирина Верман. Соседство с древним кладбищем затрудняло эти работы — приходилось действовать крайне аккуратно.

Реставрационные работы в интерьерах собора были пока минимальны, хотя вскоре предстоит приспосабливать их часть под музейную экспозицию.
Фото: Новгородский музей-заповедник

Отдельно Верман подчеркивает, что храм, как филиал музея, приспособили для маломобильных посетителей: был устроен пандус. Также заменили дверные заполнения. «Но, увы, у нас не хватило средств на замену окон», — печалится она.

Работ в интерьерах почти не велось, хотя все же было заменено отопление, приведены в порядок электросети, обновлена штукатурка, подсобные помещения (кое-где в них расчистили росписи XIX века). А вот древние фрески, как выяснилось, пребывали в отличном состоянии благодаря многолетней заботе музея о правильном климате. К тому же легендарный новгородский Центр реставрации монументальной живописи — ближайший сосед Рождественского собора и постоянно за ним приглядывает.

Самое существенное изменение коснулось полов. В советское время археологи обнаружили в храме полы XII века; сейчас было принято решение показать их посетителям. На отдельных участках установлен стеклянный пол, сквозь который можно рассмотреть средневековое покрытие, находящееся на метр ниже, и остатки одного из найденных пустых саркофагов.

Древние фрески, как выяснилось, пребывали в отличном состоянии благодаря многолетней заботе музея о правильном климате.
Фото: Новгородский музей-заповедник

«Когда закончатся работы по укреплению живописи в южном приделе, — рассказал нам Сергей Брюн, — то там, а также в северном приделе и притворе мы планируем сделать экспозицию, рассказывающую об Антониевом монастыре как колыбели русской учености. Например, именно там подвизался Кирик Новгородец, первый известный русский математик, автор „Учения о числах“. Это задача на будущий год». По его словам, барочный иконостас, сохранившийся в фондах, в храм решили не возвращать: это нарушило бы домонгольскую чистоту пропорций и вступило в диссонанс с фресками. «Это совершенно удивительная архитектура. Она должна говорить сама за себя», — полагает Сергей Брюн.


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250624-ruvf/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

В Копенгагене выступают против неподобающего вида русалки

Четырехметровая скульптура русалки, установленная на территории форта Драгёр в Копенгагене. Фото: Dragør Nyt №134 Материал из газеты Четырехметровая...

Культурные памятники вписывают в сегодняшнюю реальность

Дача Фаберже в Ленинградской области, многострадальный объект культурного наследия, доведенный прежним владельцем до разрухи, вскоре будет выставлена на...

ВТБ приглашает на прогулку по знаковым местам Санкт-Петербурга

Московский вокзал в Санкт-Петербурге. Фото: пресс-служба банка ВТБ Банк ВТБ в преддверии ПМЭФ-2025 выпустил аудиогид по культурным точкам...

Новый день Помпеи: началась реставрация главного шедевра Брюллова

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее. Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей Специалисты Русского музея приступили...

Военный музей в Лондоне отреставрировал полотно Сарджента

Джон Сингер Сарджент. «Отравленные газами». 1919. Фрагмент. Фото: Google Art Project Трагическая картина «Отравленные газом» уже больше столетия...

Сезон Сезанна: Экс-ан-Прованс возвращает себе великого уроженца

Усадьба Жа-де-Буффан, в которой Поль Сезанн провел многие годы, обрела сейчас вид, близкий к состоянию на вторую половину...

«Театральный Версаль на Зацепе»: от усадьбы — к современному пространству

Планируется, что комплекс зданий с прилегающим парком откроют для посетителей в 2024 году. Фото: Бахрушинский музей Музейно-театральный квартал...

Новая руководительница намерена реформировать берлинские музеи

Главой Фонда прусского культурного наследия стала Марион Аккерман, прежде заведовавшая Государственными художественными собраниями Дрездена. Фото: Bernd von Jutrczenka/dpa/ТАСС...

Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке

Эрнст Неизвестный. «Древо жизни». Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в...

Свежий номер: иммерсивные шоу, небанальные автопортреты и самовар русской души

В продаже появился свежий выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев мартовского номера, интервью, анонсы...

Петербург помнит Ленинград

Рисунок очереди за хлебом из дневника медсестры Ф.А. Прусовой. 1941-1945. На обороте надпись: «Стояли в очереди за хлебом...

Выставка «Симпатические взаимодействия» в Иванове

Выставка «Симпатические взаимодействия». Фото: Музей AZ Выставка «Симпатические взаимодействия». Фото: Музей AZ Выставка «Симпатические взаимодействия». Фото: Олег Павлов...

Самая западная из Третьяковок покажет пять веков русского искусства

Новый филиал Государственной Третьяковской галереи в Калининграде открывается 12 июня. Фото: Александр Матвеев Второй из филиалов Третьяковской галереи...

Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»

Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея. Фото: Ярославский художественный музей Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ...

Фонд «Новые коллекционеры» проводит Биеннале частных коллекций

Виктор Пивоваров. «Дятел». 2000. Из коллекции Дмитрия Коваленко. Фото: Фонд «Новые коллекционеры» Многосоставный проект, включающий разные события —...

Свежий номер: зачем нам Лабубу, как пахнет искусство и что показывают в метро

В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев июльско-августовского номера, путешествие по...

Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному

Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея В центре выставки, посвященной эволюции «нового еврейского искусства»...

В Ферапонтове открылся музей «отца русского неоэкспрессионизма» Виктора Казарина

Виктор Казарин. Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник №135 Материал из газеты Вологодское село Ферапонтово знаменито не только...

Как ограбление Лувра повлияет на миллиардный план его реконструкции?

Комплект ювелирных украшений императрицы Евгении, включая похищенные тиару и бриллиантовый бант, а также корону (ее воры обронили при...

Елизавета Южакова: Наша цель — не допустить исчезновения произведения искусства

Елизавета Южакова. Искусствовед, научный сотрудник — стипендиат Музея Гуггенхайма. Фото: архив Елизаветы Южаковой Специалист по сохранению и реставрации...