Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

«Москва — Берлин»: трудности перевода и взаимопонимания

Выставка «Москва-Берлин/Berlin-Moskau. 1900-1950» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1996.
Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге

Как, из чего и почему реализовывался знаменитый международный проект, сопрягавший две культуры, в подробностях рассказано в новой книге Оксаны Булгаковой, которая была и свидетельницей, и участницей многих сопутствующих событий

Выставка русско-советского и германского искусства, проходившая в 1995–1996 годах в Берлине (Мартин-Гропиус-Бау) и Москве (ГМИИ им. А.С.Пушкина), хотя и не ошеломила зрителей, подобно легендарному проекту «Москва — Париж», но запомнилась своими масштабами и противоречиями. Спустя восемь лет в тех же двух столицах прошла еще и выставка, посвященная второй половине ХХ века, но это была уже во многом другая история.

Что касается первой версии, то за годы, что ушли на ее подготовку, прекратили существование два государства — СССР и ГДР. Экспозиция в Берлине напоминала управляемый хаос — московская же дидактически сопоставляла советскую и германскую тоталитарные модели культуры. Пространство берлинской выставки по замыслу архитектора Даниеля Либескинда словно разрывали клинья, недвусмысленно намекавшие на творчество Эль Лисицкого. Оформление залов ГМИИ, сделанное Борисом Мессерером, напоминало колумбарий. Выставку в обеих столицах посетило тогда 605 тыс. человек, она удостоилась внимания разноязычной критики.

Оксана Булгакова. «Выставка «Москва — Берлин / Berlin — Moskau. 1900 – 1950». СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2023. 206 с., ил. (avant-garde; вып. 26).

И вот теперь российским читателям предлагается монография, посвященная тому амбициозному проекту. Автор ее — Оксана Булгакова, киновед и культуролог. Она окончила ВГИК, с начала 1980-х живет в Германии, диссертацию защитила в Университете Гумбольдта, работала в Берлине и Стэнфорде, в настоящее время преподает в Майнцском университете Гутенберга. Булгакова занимается историей раннего советского кино, отношениями кинематографа с тоталитаризмом. В последнее двадцатилетие она выпустила своеобразную культурологическую трилогию о средствах коммуникации: «Фабрика жеста», «Советский слухоглаз» и «Голос как культурный феномен».

В нынешней работе Оксаны Булгаковой, снабженной подзаголовком «Тайная и явная история музейного блокбастера, которую мы должны помнить, потому что хотим забыть», присутствует, казалось бы, личностный фактор. Дело в том, что она была среди кураторов выставки (секция кино, с германской стороны). Но книга лишена мемуарной составляющей, за исключением пространной цитаты из частного письма Екатерины Хохловой (киноведа и куратора секции кино с советской стороны), в котором рассказана предыстория проекта. Пожалуй, к личному опыту автора можно отнести и рассказ о стремлении показать на выставке визуальные образы двух городов, а также установление кульминации связей между русской культурой и немецким экспрессионизмом: Булгакова имеет в виду экранизации «Преступления и наказания» и «Власти тьмы» Робертом Вине с участием артистов мхатовской труппы.

Выставка «Москва-Берлин/Berlin-Moskau. 1900-1950» в Мартин-Гропи-ус-Бау, Берлин. 1995.
Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге

Книгу, как и саму выставку, отличает богатство фактического материала. Но этим сходство между ними не оканчивается. «Москву — Берлин» называли несколько хаотической — та же особенность присуща и книге. Вернее сказать, исследовательница нередко отклоняется от главной темы и совершает многостраничные отступления. Например, подробно говорится о «культурном фронте» холодной войны с подробным же изложением биографии Камиллы Грей, британской исследовательницы русского авангарда; слишком пристальное внимание уделено заимствованиям из аналогичной выставки «Москва — Париж».

Зато весьма уместны сведения о предшествовавших выставках русского и советского искусства, как в ФРГ, так и в ГДР. Очень ценные главы книги посвящены русской эмигрантской культуре в Берлине (кино, театру, в меньшей степени живописи), а также соприкосновению и восприятию тоталитарных культур. Правда, в историю парижской выставки 1937 года вкралась досадная обмолвка: архитектором павильона СССР был Борис Иофан, а не Константин Мельников.

Йозеф Феннекер. Афиша немецкой экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина». 1920. Фенникер создал более 250 киноплакатов и работал для берлинского кинотеартра «Марморхаус».
Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге

Безусловно, говоря о выставке «Москва — Берлин», нельзя не затрагивать проблему «перемещенных ценностей» и скандалы с поддельным русским (советским) авангардом. Но стоило ли посвящать им столько места и возвращаться к этим темам в финальных главах, не забыв рассказать о коллекциях Гурлиттов и Топоровских?

Очень обстоятельно, с привлечением выразительных цитат, Булгакова изучила критические отзывы о московской и берлинской экспозициях. Кроме того, значительное внимание она уделила отзывам рядовых посетителей выставки в Москве. К сожалению, аналогичных сведений о берлинской в книге нет.

Совершенно точно автор завершает свое исследование сравнительным анализом понятий «авангард» и «модернизм». Терминологический экскурс скоро переходит в разговор об ответственности деятелей культуры, зачастую передовой, за поддержку далеко не передовых политических режимов и институций. Будем надеяться, что вдумчивому рассмотрению этой этической темы Оксана Булгакова посвятит свою следующую работу. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/moskva-berlin-trydnosti-perevoda-i-vzaimoponimaniia.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Дьяволу не удалось спрятаться от реставраторов

На картине Джошуа Рейнолдса «Смерть кардинала Бофорта» (1789), которая иллюстрирует один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV,...

«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»

Ярмарка «Арт Москва». Фото: Ярмарка «Арт Москва №130 Материал из газеты 22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства...

Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному

Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея В центре выставки, посвященной эволюции «нового еврейского искусства»...

Древний храм богини Афины и мраморы преткновения

Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871. Фото: Metropolitan Museum of Art, New York На фоне давних неурегулированных разногласий между...

На выставке в Бедламе вспоминают историю пациента и его белки

Эпитафия на смерть белки по имени Джек, которая жила вместе со своим владельцем Джеймсом Хэдфилдом в одной из...

Умер папа римский Франциск, глава католической церкви и арт-коллекции Ватикана

Папа Франциск приветствует верующих после произнесения рождественского послания Urbi et Orbi с центрального балкона собора Святого Петра в...

Северное сияние современного искусства: в Салехарде запустили Ямальскую биеннале

Анна Червонная нанесла на фасад местной ионосферной станции роспись, которая представляет собой визуальную расшифровку данных исследования полярного сияния....

Музей современного искусства «Гараж» меняет директора

Автор текста Надежда Лисовская Директор Музея современного искусства «Гараж» Дарья Котова. Фото: Музей современного искусства «Гараж» Музей современного...

Собственная теплоизоляция и коровьи кости: жизнь студента XVII века

Библиотека Колледжа Сент-Джонс. Фото: Колледж Сент-Джонс Десятилетняя реновация в оксфордском Колледже Сент-Джонс преподнесла немало сюрпризов. А прагматическим результатом...

Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке

Эрнст Неизвестный. «Древо жизни». Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в...

Симфония высоты

Компания MR Group совместно с интеллектуальным клубом «418» провели презентацию нового высотного квартала Symphony 34. Фото: MR Group...

В Магадане открывается культурно-выставочный центр «Рында»

Арт-группа Грязновы (Грязнов Григорий и Таисия Грязнова). «Динозавры» из серии «Колымские дикие животные в многомерной темпоральности-1». 2025. Фото:...

Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку

Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои давние секреты. Фото: Архив Анны Асеевой №133 Материал из газеты...

Современные художники запечатлели решающие моменты хоккея

Серия хоккейных карточек «FONBET Overtime» посвящена ключевым моментам истории овертаймов КХЛ и ее героям за последние 15 лет....

О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna

Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna На фасаде и...

Мировые продажи произведений искусства в 2024 году упали на 12%

Международная ярмарка Art Basel. Фото: Art Basel Продажи сократились почти во всех регионах, высоких ценовых рекордов было мало,...

Спасение культурного наследия — дело рук самих нуждающихся?

Отмена американского гранта чревата приостановкой реставрации Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире. Фото: World...

В Копенгагене выступают против неподобающего вида русалки

Четырехметровая скульптура русалки, установленная на территории форта Драгёр в Копенгагене. Фото: Dragør Nyt №134 Материал из газеты Четырехметровая...

«Ночь в музее» и «Выходной с наследием» пройдут в Москве одновременно

Выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia». Орлов Борис. «Бюст в триумфальном стиле» (1988) и...

На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье

ЦТИ «Фабрика». Фото: ЦТИ «Фабрика» Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в...