Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

В экспедиции всегда найдется место искусству

И.К. (Тыко) Вылка. «Северное сияние». 1950-е.
Фото: Государственное Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Междисциплинарный выставочный и образовательный проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» проходит сразу на четырех площадках Москвы. В центре внимания — связь между научными и художественными исследованиями

Старый Английский двор в парке «Зарядье», Заповедное посольство там же, а еще Дарвиновский музей и выставочный зал Строгановки — эти разноформатные и разноудаленные места стали в начале текущего года площадками для междисциплинарного художественного и одновременно научно-просветительского проекта «Исследователь и художник: искусство в экспедиции».

Что стоит за словосочетанием «искусство в экспедиции»? Какое отношение одно понятие имеет к другому? Представим себе гипотетическую экспедицию прошлого, в которую взяли художника (фотографию или еще не изобрели, или неудобно таскать с собой огромный ящик и кучу стекла). Художник ходит за ученым, тот показывает ему: зарисуй эту птичку, а потом вон тот куст. Так? Нет, представление неверное. А как?

Проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» в «Старом Английском дворе».
Фото: Парк «Зарядье»

Обратимся к первой части названия проекта. «Исследователь и художник» не перечисление. Это не два разных человека. Куратор Кирилл Гаврилин, завкафедрой истории искусства и гуманитарных наук Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова, рассказал нашей газете, что в центре внимания проекта — воплощения архетипа художника-исследователя, появившегося в эпоху Возрождения. Конечно, Леонардо да Винчи в голову бы не пришло относить себя к физикам или лирикам: такой дихотомии в XV–XVI веках не было. Движимые безграничной любознательностью, «универсальные люди» развивались и развивали цивилизацию сразу в нескольких направлениях. А в ранних музеях картины размещались по соседству с коллекциями минералов, окаменелостей и прочих диковин.

Проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» в Государственном Дарвиновском музее.
Фото: Государственный Дарвиновский музей

На новом витке история повторилась в конце XIX — начале XX века. Куратор рассказывает, как в России времен Николая II на фоне быстрого экономического роста и волны интереса к исследованиям Арктики происходило размытие границ между искусством и естественными науками. Самое яркое имя среди художников-исследователей того поколения, безус­ловно, Александр Борисов. Ученик Архипа Куинджи, регулярный участник менделеевских «сред», на которые собирались художники, писатели и ученые (тоже феномен своего времени!), Борисов был открывателем Арктики в живописи. Открывал он Арктику, разумеется, в полярных экспедициях. И разумеется, ходил он туда не просто как художник — это была бы непозволительная роскошь.

Александр Борисов. «На промысле за оленем». 1901.
Фото: Государственное Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

«Борисов экспедицию на яхте „Мечта“ совершает не для того, чтобы написать закат на Новой Земле, — комментирует Кирилл Гаврилин. — Он строит метеорологическую станцию. Изучает природу, ведет научную документацию».

Творчество таких художников, как Александр Борисов и Николай Пинегин (с 1930 года первый директор Музея Арктики и Антарктики), занимает одно из центральных мест экспозиции в Старом Английском дворе, в целом посвященной арктическим экспедициям начиная с XVII века. Аккомпанируют им беломорские пейзажи Степана Писахова и Тыко Вылки, дизайнерские работы Казимира Малевича, документы и артефакты из экспедиций разных лет.

Николай Кондаков. «Северный осьминог. Octopus biardi». 1930.
Фото: Государственный Дарвиновский музей

Дарвиновский музей показывает собрание полевых рисунков из арктических экспедиций зоолога и прославленного художника-анималиста, сооснователя музея Василия Ватагина и его учеников, зоологов и экологов Александра Формозова, Николая Кондакова и братьев Владимира и Юрия Смириных, а также живопись и графику, созданные по итогам экспедиций. Выставку дополняют экспонаты из естественно-научного собрания музея.

Экспозиция в выставочном зале Строгановки рассказывает о связи художественных практик и дизайн-про­ектирования с природоохранной и экологической темой, внедрением понятия «бионика» в годы преподавания здесь все того же Ватагина. И наконец, в двух шагах от Борисова и Вылки, в Заповедном посольстве в парке «Зарядье» происходит интервенция сайнс-арта. Бромосеребряные лунограммы Лары Федотовой, визуальные опыты с графеном Марины Пахомовой, экоинсталляции Веры Петровой — эти и другие произведения вдохновлены экспедициями или же буквально созданы в них. И большинство исследует тему хрупких биоценозов Арктики.

Проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» в павильоне «Заповедное посольство» парка «Зарядье».
Фото: Парк «Зарядье»

Иногда планы осуществляются быстрее, чем было намечено. У этого есть очевидные плюсы и минусы. Так случилось с «Искусством в экспедиции». Кирилл Гаврилин задумывал подобный проект давно и в целом никуда не спешил, как вдруг появилась возможность организовать все оперативно, приурочив выставку к завершению второго года Большой научной экспедиции, организованной Сибирским отделением РАН совместно с компанией «Норникель». Экспедиция проводилась на Таймыре, на Кольском полу­острове, а также на отрезке Северного морского пути и территориях речных портов на реке Енисей и в Забайкалье. В сжатые сроки найти в Москве выставочное пространство площадью 800–1000 кв. м не удалось, поэтому было решено распространить выставку на несколько площадок.

Проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» в Государственном Дарвиновском музее.
Фото: Государственный Дарвиновский музей

В итоге, по словам куратора, это решение пошло проекту на пользу: удалось усилить кросс-культурную направленность, глубже проработать просветительскую программу. От себя добавим, что посещение всех четырех точек проекта тоже сродни экспедиции — полной неожиданных открытий и при этом совсем не опасной.  

«Исследователь и художник: искусство в экспедиции»
Парк «Зарядье»
Заповедное посольство. Старый Английский двор
До 10 марта
РГХПУ им. С.Г.Строганова
До 10 марта
Государственный Дарвиновский музей
До 9 апреля


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/v-ekspedicii-vsegda-naidetsia-mesto-iskysstvy.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Пряжки долой! или Как история костюма связана с политикой и экономикой

На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» проходит выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна». Фото:...

«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»

Ярмарка «Арт Москва». Фото: Ярмарка «Арт Москва №130 Материал из газеты 22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства...

Дарья Филиппова: «„Зотов“ — уникальное, на мой взгляд, произведение»

Директор культурного центра «Зотов» Дарья Филиппова. Фото: Дарья Нестеровская Директор нового культурного центра «Зотов» в Москве Дарья Филиппова...

Ямал снаружи и Ямал внутри: современное искусство продвигается на север

Ульяна Подкорытова. «567 видов снега». Фото: Владимир Марин В арт-резиденции «Полярис» в Салехарде открылась выставка «Весь этот мир»,...

Будущее — полимерно

Юлия Пересильд, Константин Хабенский и Сергей Минаев в фильме «Сценарная комната». Фото: «ФриМоушн Групп» Новый фильм с Юлией...

Арт-консалтинг

Арт-консалтинг – это направление, которое объединяет в себе консультации по выбору и покупке искусства, своего рода путеводитель, а...

Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет

Леон Дешер. Интерьер павильона «Дом коллекционера». 1926. Фото: Les Arts Décoratifs / éditions Albert Lévy №130 Материал из...

На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье

ЦТИ «Фабрика». Фото: ЦТИ «Фабрика» Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в...

Свежий номер: открываем The Art Film Festival и отправляемся в Городец

№135 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Далекие боги объединились в культурном диалоге

Ягья Вараха: воплощение Вишну в виде вепря. Деревня Сунаари, Видиша, Мадхья-Прадеш, Индия; 900-1099 гг. н.э. Фото: Vidisha District...

«Архстоянию» 20 лет: страницы из летописи

№133 Материал из газеты С 25 по 27 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет 20-й по счету Международный фестиваль...

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...

Стеделейк-музей смотрит на космизм через призму современности

Василий Чекрыгин. «Автопортрет». 1918 -1920. Фото: Stedelijk Museum Выставка «Космизм. Образы грядущей встречи» в амстердамском музее объясняет, как...

Коентис-Слип: манхэттенский квартал для начинающих гениев

Коентис-Слип, Нью-Йорк. 1850–1900. Фото: The Edward W. C. Arnold Collection of New York Prints, Maps and Pictures, Bequest...

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса. Фото: Walters Art Museum В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе,...

В Мехико скоро откроется новый музей Фриды Кало

В Койоакане в Мехико, в родительском доме Фриды Кало, в сентябре откроется музей, который предложит свой взгляд на...

Любо, братцы, жить: история казачества теперь музеефицирована

Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год Фото: Государственный исторический музей №132 Материал...

Марина Бондарева: «Мы занимаемся „поэтическими“ археологическими проектами»

Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева. Фото: Фонд развития науки и...

Новый музей на Тайване делает ставку на самобытность и собственные ресурсы

В новом Тайбэе — самом населенном мегаполисе Тайваня с 4 млн жителей — 25 апреля открылся художественный музей....

Manifesta 17 пройдет в 2028 году в Португалии

Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24. Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra Пока...