Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Древний храм богини Афины и мраморы преткновения

Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871.
Фото: Metropolitan Museum of Art, New York

На фоне давних неурегулированных разногласий между Грецией и Великобританией относительно судьбы «мраморов Элгина» вышли две новые книги на английском языке. Обе посвящены Парфенону, но рассматривают его в разных ракурсах

Более двух столетий прошло с того времени, когда Томас Брюс, 7-й граф Элгин и 11-й граф Кинкардин (1766–1841), посол Британской империи в Стамбуле, организовал демонтаж и вывоз из Афин к себе на родину значительного числа выдающихся памятников древнегреческого искусства. Уже в тот период, в 1800-е годы, хватало и критиков, и сторонников предпринятых им действий. Споры не утихают по сей день, они давно вышли на уровень межгосударственных отношений.

Тема Парфенона стала главной для двух недавно выпущенных книг. Хотя рассматривается она в разных ракурсах: в одном случае — с позиций исследователя-историка, в другом — глазами эксперта по юридическому праву.

William St. Clair. «Who Saved the Parthenon? A New History of the Acropolis Before, During and After the Greek Revolution». Open Book Publishers. 898 с.: 195 ил. £50,95 (твердая обложка), £40,95 (мягкая обложка). На английском языке

Труд под названием «Кто спас Парфенон?» принадлежит перу Уильяма Сент-Клэра, который большую часть жизни был государственным служащим, а все свободное время посвящал изучению классической и современной Греции. Он скончался в 2021 году, незадолго до публикации его монументальной 900-страничной книги. В ней Сент-Клэр рассматривает историю Афин и Акрополя, приводя бесчисленное множество малоизвестных фактов. В частности, он опровергает расхожее мнение о том, что частичное разрушение Парфенона было инициировано турками. Помимо землетрясения 1640 года, повредившего пропилеи (парадный проход на Акрополь), в 1687 году венецианский генерал Франческо Морозини прицельно запустил бомбу в Парфенон, где хранился османский порох, и позднее хвастался «удачным выстрелом».

После обретения Грецией независимости Акрополь очистили от постклассических наростов: были проведены раскопки до скального основания, убрано 120 тыс. кубометров почвы. Архитекторы поняли, что Парфенон представляет собой «сложный комплекс взаимодействующих масс» и изъятие мраморных скульптур, произведенное Элгином, создало нагрузку на архитравы. По счастью, еще в 1805 году французский посол предотвратил планы английского лорда по перемещению западного фасада Парфенона, добившись запрета от османских властей.

Картина Эжена Делакруа "Греция на руинах Миссолонги" (1826). Фрагмент. На картине изображена осада, которая привела к гибели 2750 человек и порабощению женщин и детей.
Фото: Musée des Beaux-Arts de Bordeaux

В ходе исследований Сент-Клэр изучил тысячи архивных документов. «Кто спас Парфенон?» — грандиозный книжный проект, но с вопиющими упущениями. Например, не сказано о повреждении восточного фронтона Парфенона, северных и южных фризов и метоп христианами V–VI веков, построившими внутри него свою церковь, а также о разрушении XII века, расширившем апсиду. Хронологически текст несколько хаотичен; неожиданные упоминания о некоторых событиях вне контекста побуждают читателя то и дело обращаться к компьютерным поисковым системам. Впрочем, любые недостатки меркнут перед обилием информации.

Правовые механизмы

Миссия Сент-Клэра состояла в том, чтобы рассказать историю многострадального Парфенона. А вот Кэтрин Тити в книге «Коллекция мраморных скульптур Парфенона и международное право» исследует, каким образом были приобретены изваяния, и рассматривает юридические механизмы их возможного возвращения в Грецию. Она сравнивает лорда Элгина с римлянином Гаем Верресом, наместником на Сицилии в 73–71 годах до н.э., который присваивал произведения искусства; Цицерон подал коллективный иск против Верреса. Капеллан Филип Хант, Уильям Ричард Гамильтон и Джованни Баттиста Лузьери — «искатели» Элгина, как их называл лорд Байрон, — были отправлены в Грецию, чтобы сделать зарисовки и снять слепки памятников в Афинах, особенно на Акрополе. Тити изучила разрешительное письмо визиря на итальянском языке, составленное, по-видимому, Хантом. Проанализировав текст, она утверждает, что письмо не было фирманом (охранной грамотой) и, следовательно, являлось лицензией не на вывоз скульп­тур Парфенона, а, скорее, на поднятие некоторых артефактов из-под завалов.

Catharine Titi. «The Parthenon Marbles and International Law» / With a foreword by Andrew Wallace-Hadrill. Springer. 329 с. £111,50 (электронная книга),£139,99 (твердая обложка). На английском языке

Первоначально Элгин собирался украсить свой дом в Брумхолле, но позже, столкнувшись с огромными долгами (и даже не выплатив вознаграждение своим «искателям»), решил продать коллекцию государству. Лорд и его пособники дали «уклончивые, запутанные и противоречивые» ответы на поверхностном слушании парламентского комитета, который рассматривал эту возможность. Элгин запросил £62,44 тыс. — комитет рекомендовал заплатить £35 тыс. В выступлениях депутатов звучали фразы «грабеж», «злоупотребление доверием», «недобросовестная сделка, взяточничество» и «мраморы должны находиться в доверительном управлении Греции». Тем не менее лишь 30 голосов было подано против, тогда как за — 82 голоса.

Тити изучает международные правовые возможности возвращения мраморов. Например, в 1962 году Камбоджа выиграла в Международном суде ООН дело о храме Прэахвихеа против Таиланда. Однако Великобритания ограничивает юрисдикцию Международного суда: оспариваться могут только дела давностью не ранее 1987 года. Британский музей настаивает на том, что коллекция мраморов была приобретена законным путем, что делает этот вопрос предметом дебатов, а не межгосударственным спором.

«Снятие скульптур Парфенона». Рисунок Вильяма Гелла. 1801.
Фото: Benaki Museum

Кэтрин Тити считает в данном случае неприменимой правовую защиту в Европейском суде по правам человека в отношении групп коренных народов. Она исследует недостатки договоров и конвенций, отдавая предпочтение дипломатическому подходу к возвращению мраморов (а не «реституции», которая подразумевает вину). Так или иначе, автор книги не теряет оптимизма, хотя видимых оснований для него по-прежнему не так уж много. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/drevnii-hram-bogini-afiny-i-mramory-pretknoveniia.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Принстонский университет наконец определился со своим Рубенсом

Картина Питера Пауля Рубенса «Гибель Адониса» после реставрации. Фото: Princeton University Art Museum До недавних пор многочисленные слои...

Команда Койо Коуо закончит ее проект для 61-й Биеннале в Венеции

В штаб-квартире Венецианской биеннале в палаццо Ка’Джустиниан огласили тему следующего арт-смотра. Фото: La Biennale di Venezia Организаторы Венецианской...

Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру

Урс Фишер. «Большая глина №4». 2021. Фото: Глеб Леонов/Дом культуры «ГЭС-2» Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4»,...

Читать и рассматривать: Александр Бенуа глазами библиофила

Александр Бенуа. «Вечером». 1951. Фото: Бослен Вдвойне интересен жанр, когда один коллекционер и ценитель книг пишет о другом,...

Manifesta 17 пройдет в 2028 году в Португалии

Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24. Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra Пока...

Домик Петра I в Москве отреставрировали и сделали еще интереснее

Домик Петра I — единственный в Москве мемориальный объект, связанный с именем государя-реформатора. Фото: Музей-заповедник «Коломенское» №133 Материал...

Пятнадцать тысяч квадратных метров Cosmoscow

«Тимирязев Центр», прежде не входивший в ареал любителей искусства, оказался удачной площадкой. Фото: Cosmoscow №134 Материал из газеты...

В экспедиции всегда найдется место искусству

И.К. (Тыко) Вылка. «Северное сияние». 1950-е. Фото: Государственное Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Междисциплинарный выставочный и образовательный...

Блестки минувшего бала, или Не только парижская жизнь

Александр Васильев написал новую книгу — автобиографическую, которая охватывает два последних десятилетия ХХ века. Фото: Редакция Елены Шубиной...

Китайскую кухню оборудовали по высшему разряду

Первое, что обнаружат завсегдатаи Ораниенбаума при виде павильона после проведенной реставрации, — это изменение цвета фасадов: они теперь...

Вилла Гетти открывается спустя несколько месяцев после пожаров

Вилла Гетти откроется 27 июня. Фото: Cassia Davis/J. Paul Getty Trust №132 Материал из газеты Лос-анджелесский музей с...

В музее «Новый Иерусалим» вывели формулу Руси

Наталья Гончарова. «Ты детей благослови жить в совете и любви». Разворот из издания «Сказка о царе Салтане» А.С....

Чингисхан как герой истории, старой и новой

Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана. Фото: Musée de Karakorum Первую...

Произведению Перуджино отчасти вернули молодость

Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж Специалисты Эрмитажа отреставрировали «Портрет молодого человека» — редкий для...

«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»

Ярмарка «Арт Москва». Фото: Ярмарка «Арт Москва №130 Материал из газеты 22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства...

Фонд Ruarts открыл на пятом этаже углеобрабатывающее предприятие

Турбен, «Без названия,» 2023 Фото: Фонд Ruarts Художники творческого объединения из Санкт-Петербурга «10.203» коллективно изучают созидательные и разрушительные...

В Музее транспорта Москвы появился первый экспонат

Пока продолжается реставрация гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице для Музея транспорта Москвы, в экспозиции появился первый экспонат....

Судьба павильона по проекту Тадао Андо в Мельбурне пока не решена

Несмотря на скромные размеры, павильон по проекту Тадао Андо привлек публику своим магнетизмом. Фото: John Gollings / MPavilion...

Свежий номер: искусство во сне, памяти и деталях

№131 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Рождение музея одежды из пены быстротекущих дней

Костюмы 1940-х и 1950-х годов, созданные Питером Расселлом, Харди Эмисом, Бьянкой Моской и Кристианом Диором и принадлежавшие Марго...