• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Павел Филонов и его окна в параллельную реальность

Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье».
Фото: «Парк «Зарядье»

Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя

Ретроспектива состоит из почти 60 работ Павла Филонова (1883–1941), хранимых Русским музеем. В основном это живопись, причем самая широкоформатная, но есть и графика. Шедевры эти, как топором рубленные, выглядят окнами в параллельную реальность. И она, покуда ходишь под землей выставочного зала, кажется убедительнее и объемнее натуральной. Вроде ничего особенного — привезли и правильно развесили, но выглядит все это выдающимся аттракционом локальных красочных вихрей.

Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье».
Фото: Парк «Зарядье»

Зритель легко включается в энергоцепочку любого холста, не только подзаряжается сам, но и начинает прорастать в ячеистых структурах. Когда по отдельности есть кубизм и кубофутуризм, итальянский футуризм, немецкий экспрессионизм и русский авангард, всемирный заговор сюрреалистов, есть локальные открытия отдельных гениев, а у Филонова оно есть все сразу — в логике естественного, органического роста. Когда, точно соринки в глазу, рыбки в воде, окна в стене, вместе с чужими, точечными исключениями случаются и параллельные открытия, симметричные извилины, вспышки и всполохи схожих озарений. У Филонова рассыпаны их десятки, сотни — масса открытий, которых хватило бы на поколения художников, а их вот точно так и хватило. Все пущено в рост: фигуры интуиции, мембраны, вакуоли и ячейки, соединительные ткани и противительные союзы, атомы и их дрожания, всполохи и протоны, нейтроны, электроны, мюоны и даже кварки, шкварки и клейкая зелень, огонь, вода, земля и кислород — словом, все жизни, все жизни, вплоть до рыб, цветов, детей и их игрушек, мячей, кубиков, золотых обмолвок, шевелящихся виноградин, лунных городов и лунных рабочих поселков.

Павел Филонов. «Коровницы». 1914.
Фото: Государственный Русский музей

Прислушайся, прохожий, как трава растет, как облака плывут по орбите и рельсы гудят предчувствием воскрешения мертвых. Картины Филонова все время потягиваются и растут, мерцают, бликуют и делятся, кипят, закипают, их все не объять, не увидеть и не охватить. Выставка в «Зарядье» смещена к картинам и графическим листам 1910-х годов, позднего гораздо меньше (в них видно, как Филонова ломали, а он не ломался, бился головой о затыки, и тогда голова отрывалась от тела и гуляла отдельно), но сильно заметно, как все эти бытовые и бытийные структуры меняются, как усложняются и измельчаются, после чего вновь наступает пора ясности и крупных планов, голов, заводов, социально озадаченных плоскостей. Как ближе к концу лица обращаются в лики, устав плести паутину млечных натяжений, и все время стараются очеловечиться, да, видно, нельзя никак.

В соцсетях спорадически возникают споры: с каким художником можно сравнить Филонова? Мелькают имена Тинторетто и «сумасшедшего Гольбейна», не забывают Брейгеля и Босха. А если Филонов — русский Рембрандт, мастер восстановленного света? Он ведь у Филонова тоже непрямой, подспудный, магический, сияющий, прорезывающий мглу и нарезающий ее на мириады осколков. Сплошное солнечное сплетение, продуманное фасеточным зрением и сконструированное по принципу спелого граната или же визуализацией органических процессов. Чтобы картины начали походить на карты городов и поселков с высоты птичьего полета, или на транзисторные схемы, на неснятые мультики, или на визуализации графиков роста. Каждый холст требует отдельного языка.

Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье».
Фото: Парк «Зарядье»

То, что Рембрандт зашивал в расползающуюся дерюгу, опутывал кружевами и умел удерживать внутри прирученной материи, Филонов — раз уж дело после Фрейда пошло, — синтезировал в единый разогретый поток. Все это кандинское бессознательное, клеевских козявок, инфузорий-туфелек непроясненного, фамов и надеек незримого выпустил, как из мешка, наружу и дал им яркий, ряженый свет — лишь бы плодились и размножались многомерки да ложноножки. Авангардисты отменяли всю предыдущую историю искусства, на самом деле обобщая ее, разыгрывая очередную кульминацию, подводя промежуточные итоги всемирности.

Впрочем, восприятие Филонова зависит еще и от зрительского оптимизма или пессимизма. В органике роста, явленной через разбег составных частей растительных или социальных организмов, можно увидеть разбухание нового мира. Ну или же распад, атомизацию старого. Кому что ближе.

Медиацентр «Зарядье»
«Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета»
До 17 марта


Source: https://oaoo.ru/iskustvo/pavel-filonov-i-ego-okna-v-parallelnyu-realnost.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост

Коронационное пасхальное яйцо фирмы Фаберже — один из самых знаменитых экспонатов в Музее Фаберже в Петербурге. Фото: Алексей...

Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин

Музей русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца,...

В Центре «Зотов» образ Пресни отразится в калейдоскопе памяти

Московский Краснопресненский Универмаг. Секция «Парфюмерия». 1969. Фото: Государственный центральный музей современной истории России Ностальгическая выставка ведет отсчет от...

Мировые продажи произведений искусства в 2024 году упали на 12%

Международная ярмарка Art Basel. Фото: Art Basel Продажи сократились почти во всех регионах, высоких ценовых рекордов было мало,...

Почему художники уходят от своих дилеров

Питер Дойг. «100 лет назад». 2001. Фото: Victoria Miro Gallery Самые разные мастера, от начинающих до «голубых фишек»,...

Что ценного и значимого находят в московской земле

В 3-м Обыденском и Богоявленском переулках археологами были найдены глазурованные, муравленые изразцы, которых хватит на целую музейную витрину. Фото: Sminex...

Мировые музеи балансируют между классикой, милотой и политикой

Выставка «Милота (Cute)» в Сомерсет-Хаусе, Лондон. Фото: Somerset House №131 Материал из газеты Накануне Международного дня музеев, который...

В «нехорошей квартире» открылась выставка к премьере нового фильма «Мастер и Маргарита»

Выставка «Вы судите по костюму?». Музей Михаила Булгакова. Фото: Музей Михаила Булгакова Музей Михаила Булгакова проводит выставку «Вы...

Как британский «храм современного искусства» вывел Лондон на мировую арт-сцену

Бывшая электростанция «Бэнксайд» уже четверть века генерирует идеи и тренды для современного искусства. Фото: Tomasz Zielonka №132 Материал...

Произведению Перуджино отчасти вернули молодость

Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж Специалисты Эрмитажа отреставрировали «Портрет молодого человека» — редкий для...

Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia

Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка...

ВТБ приглашает на прогулку по знаковым местам Санкт-Петербурга

Московский вокзал в Санкт-Петербурге. Фото: пресс-служба банка ВТБ Банк ВТБ в преддверии ПМЭФ-2025 выпустил аудиогид по культурным точкам...

Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха

Алексей Белых. «Вечер на Волге». 1958—1968. Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Произведения из коллекций 27 музеев...

Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики

Снаружи Рождественский собор теперь заново оштукатурен, но перед этим была тщательно осмотрена кладка; отдельные ее участки отреставрированы. Фото:...

Филип Гастон в Тейт Модерн: призыв к человечности

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate Долгожданная ретроспектива классика ХХ века состоялась —...

Уоддесдонcкий слон снова машет хоботом, но пока не под музыку

Эта игрушка способна заворожить даже искушенных ценителей искусства. Фото: Waddesdon Image Library Старинной 200-килограммовой механической диковине, которая на...

Любо, братцы, жить: история казачества теперь музеефицирована

Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год Фото: Государственный исторический музей №132 Материал...

60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих

Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – English. 2005. Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Galerie Neu, Berlin Триумфаторами...

Хрустальный кубок, связавший двух монархов, снова увенчан золотой короной

В Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов. Фото: Государственный Эрмитаж №132 Материал...

Мех да уют

Предметы и аксессуары из интерьерной коллекции бренда «Меха Екатерина». Фото: Меха Екатерина Собрание предметов интерьера и аксессуаров для...