Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Восстановление Королевского дворца в Дрездене близится к завершению

Былое величие Королевскому дворцу в Дрездене возвращали на протяжении десятилетий. Теперь этот процесс вышел наконец на финишную прямую.
Фото: David Brandt/Staatliche Kunstsammlungen Dresden

№135
Материал из газеты

В огромном комплексе, который в конце Второй мировой был разрушен до основания, а позже воссоздан заново, хранятся важнейшие произведения искусства Германии. Сейчас власти Саксонии констатируют, что восстановление дворца вышло на финишную прямую

Королевскому дворцу в Дрездене потребовалось около четырех столетий, чтобы в своем облике достичь монументального слияния стилей Ренессанса и барокко. Но хватило одной ночи с 12 на 13 февраля 1945 года, чтобы под массированными бомбардировками союзников он превратился в груду руин. В этом состоянии дворец оставался почти весь период существования Германской Демократической Республики: его реставрация официально началась лишь в 1985 году. Дело сдвинулось с мертвой точки уже тогда, но после объединения Германии процесс восстановления легендарного здания ускорился. И вот теперь проект стоимостью €400 млн вышел на финишную прямую.

Вид на Королевский дворец в Дрездене. 1952.
Фото: Landesbildstelle Sachsen/Deutsche Fotothek

Королевский дворец, ставший главной площадкой для Государственных художественных собраний Дрездена, хранит ювелирную коллекцию саксонских курфюрстов и королей в музее «Зеленые своды», графику и гравюры в Гравюрном кабинете, а также церемониальные доспехи, огнестрельное оружие и богато украшенную конскую упряжь в Рюсткаммер, Оружейной палате.

Справка
История Королевского дворца в Дрездене

На этом месте в Дрездене, у моста через Эльбу, с XII века стояла крепость, которую не раз перестраивали. В 1530-е годы саксонский герцог Георг Бородатый затеял ее основательную реконструкцию, а в 1548-м его племянник Мориц, ставший саксонским курфюрстом, начал возводить здесь величественный архитектурный комплекс в ренессансном стиле, именовавшийся Резиденцшлосс (замок-резиденция). На протяжении последующих столетий дворец достраивался и перестраивался. В частности, в 1670-х годах Сторожевая башня за счет барочной крыши со шпилем превратилась в высотную доминанту города. В правление курфюрста Августа Сильного при пожаре 1701 года существенно пострадал ряд строений, после чего потребовались реставрация, реконструкция и новое строительство. В конце XIX века дворец, получивший к тому времени статус королевского, вновь претерпел реконструкцию, которая, впрочем, не нарушала стилевое единство. Ансамбль окончательно сложился к 1901 году. Этот ансамбль был фактически уничтожен в результате бомбардировок в феврале 1945 года, и лишь десятилетия спустя начался процесс его воссоздания.

Еще…

«Финальный рывок» — так власти Саксонии называют заключительную фазу реставрации здания — начался в сентябре с экспозиции в обновленных картинных галереях. Здесь можно увидеть, например, редко экспонируемую конскую упряжь или позолоченный собачий ошейник из Оружейной палаты — сверкающий аксессуар середины XVIII века. В ноябре должна завершиться реставрация в Шлосскапелле — протестантской дворцовой капелле, а в начале 2026 года состоится торжественное открытие Бального зала и Большого зала совещаний — здесь будет представлена экспозиция «Маски и короны». В 2027 году после реставрации, длившейся почти три десятилетия, откроется Гроссер-Шлоссхоф — роскошно украшенный главный двор комплекса. Наконец, новая экспозиция в Готическом зале на первом этаже, в старейшей части комплекса, расскажет историю самого дворца.

Королевский дворец хранит церемониальные доспехи, огнестрельное оружие и богато украшенную конскую упряжь.
Фото: Deutsche Fotothek

Его росписи и балконные фрески датируются XVI веком, но пострадали в пожаре начала XVIII столетия. Когда в 1980-х началась реставрация, то решили восстановить их все, хотя от этих элементов декора оставались лишь скудные следы. Капелла XVI века, некогда центр лютеранства, пришла в упадок после перехода представителей династии Веттинов в католичество: в 1730-х годах ее разобрали, перестроили и далее использовали под самые разные нужды — от складских помещений до служебных кабинетов. Благодаря реставрации полностью восстановлен оригинальный сводчатый потолок; в качестве ориентира использовался ряд исторических изображений, в частности гравюра на меди 1670-х годов. Инженер Хольгер Краузе, курирующий проект реставрации дворца со стороны правительства Саксонии, любит подчеркивать, что это не реконструкция, а вариант «реинсценировки» того, что было до Второй мировой войны.

Внутреннее пространство капеллы, запечатленное на гравюре XVII века.
Фото: Deutsche Fotothek

Генеральный директор Государственных художественных собраний, историк искусства Бернд Эберт, прибывший из Мюнхена этой весной, чтобы руководить финальной фазой реставрации дворца, считает, что такие элементы, как восстановленный декор и новый потолок капеллы, действительно соответствуют придворной традиции Дрездена. «Да, в каком-то смысле это наши фантазии, — признает он, — но культурный престиж Дрездена и начинался как фантазия».

Ювелирная коллекция «Зеленых сводов» все еще восстанавливается после громкой кражи 2019 года. Реставраторы выяснили, что барочное серебро когда-то покрывали краской, а экспертиза предметов из полудрагоценных камней, проведенная учеными из Фрайбергского горного университета Саксонии, привела к многочисленным переатрибуциям.

Обновленное внутреннее пространство капеллы.
Фото: David Brandt/Staatliche Kunstsammlungen Dresden

Завершение реставрации во дворце — финальная глава в восстановлении исторического центра города, когда-то почти стертого войной. Еще несколько десятилетий назад 15-минутный пешеходный маршрут от Цвингера — барочного комплекса курфюрста Августа Сильного, где размещена фарфоровая коллекция Государственных художественных собраний, — мимо дворца к Альбертинуму — музею XIX века, в котором теперь хранится искусство романтизма и модерна, пролегал бы через пустырь. Швейцарец Мариус Винцелер, историк искусства, возглавивший Сокровищницу и Оружейную палату в 2021 году, впервые посетил Дрезден подростком в 1980-х. «Разрушенный город меня поразил, — вспоминает он, — ведь в Швейцарии тогда все было безупречно». Но тот Дрезден уже в прошлом. «Это новый город, — говорит Винцелер. — Новый старый город».


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20251008-ldjy/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха

Алексей Белых. «Вечер на Волге». 1958—1968. Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Произведения из коллекций 27 музеев...

Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах

Художественный фестиваль в ленд-арт-парке «Тужи» в Забайкалье, который в августе должен был пройти в третий раз, был отменен...

Конструктивисты инкогнито

Фаик Тагиров. Проект плаката «Шагай левой» (дословный перевод «шагай правой»). 1920-е. Фрагмент. Фото: ГМИИ Республики Татарстан Представляем пять...

Музей — пространство восстановления и ресурса

Кристина Краснянская и Александр Борода. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13...

Первые люди появились на Майорке гораздо раньше, чем считалось прежде

Ключ к разгадке балеарского парадокса, похоже, найден археологами в глубинах пещеры Хеновеса на острове Майорка. Фото: M.À. Perelló...

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях победила стихии

Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях. Фото: Мосгорнаследие Шедевр нарышкинского барокко в Москве перенес первый — и важнейший...

Петербург помнит Ленинград

Рисунок очереди за хлебом из дневника медсестры Ф.А. Прусовой. 1941-1945. На обороте надпись: «Стояли в очереди за хлебом...

Валентина Агафонова: «Музей Булгакова — заложник своей популярности»

Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова. Фото: Музей Михаила Булгакова Музей Михаила Булгакова пользовался популярностью и до новой...

В Москве идет выставка Александра Панкина, мастера абстрактной живописи

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова. Фото: Фонд Андрея Чеглакова...

Креативность на всех уровнях: состоялся первый форум креативных индустрий

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Фото: «Креативный код....

Северное сияние современного искусства: в Салехарде запустили Ямальскую биеннале

Анна Червонная нанесла на фасад местной ионосферной станции роспись, которая представляет собой визуальную расшифровку данных исследования полярного сияния....

Любо, братцы, жить: история казачества теперь музеефицирована

Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год Фото: Государственный исторический музей №132 Материал...

Военный музей в Лондоне отреставрировал полотно Сарджента

Джон Сингер Сарджент. «Отравленные газами». 1919. Фрагмент. Фото: Google Art Project Трагическая картина «Отравленные газом» уже больше столетия...

Свежий номер: открываем The Art Film Festival и отправляемся в Городец

№135 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Марина Бондарева: «Мы занимаемся „поэтическими“ археологическими проектами»

Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева. Фото: Фонд развития науки и...

Проект «Соискатели» арт-группы Boloto: от ЗАГСа до психушки

«Налоговая», проект «Соискатели». Фото: Григорий Якимов В полузаброшенном здании в центре Москвы прошел проект «Соискатели», который организаторы, арт-группа...

Музей одного из основателей группы «Мост» открылся на его родине

Дом родителей Карла Шмидта-Ротлуфа, куда они переехали в 1913 году, был приобретен городом в 2023-м. Фото: Ernesto Uhlmann/...

Пряжки долой! или Как история костюма связана с политикой и экономикой

На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» проходит выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна». Фото:...

В Мехико скоро откроется новый музей Фриды Кало

В Койоакане в Мехико, в родительском доме Фриды Кало, в сентябре откроется музей, который предложит свой взгляд на...

Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея

Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились...