Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Восстановление Королевского дворца в Дрездене близится к завершению

Былое величие Королевскому дворцу в Дрездене возвращали на протяжении десятилетий. Теперь этот процесс вышел наконец на финишную прямую.
Фото: David Brandt/Staatliche Kunstsammlungen Dresden

№135
Материал из газеты

В огромном комплексе, который в конце Второй мировой был разрушен до основания, а позже воссоздан заново, хранятся важнейшие произведения искусства Германии. Сейчас власти Саксонии констатируют, что восстановление дворца вышло на финишную прямую

Королевскому дворцу в Дрездене потребовалось около четырех столетий, чтобы в своем облике достичь монументального слияния стилей Ренессанса и барокко. Но хватило одной ночи с 12 на 13 февраля 1945 года, чтобы под массированными бомбардировками союзников он превратился в груду руин. В этом состоянии дворец оставался почти весь период существования Германской Демократической Республики: его реставрация официально началась лишь в 1985 году. Дело сдвинулось с мертвой точки уже тогда, но после объединения Германии процесс восстановления легендарного здания ускорился. И вот теперь проект стоимостью €400 млн вышел на финишную прямую.

Вид на Королевский дворец в Дрездене. 1952.
Фото: Landesbildstelle Sachsen/Deutsche Fotothek

Королевский дворец, ставший главной площадкой для Государственных художественных собраний Дрездена, хранит ювелирную коллекцию саксонских курфюрстов и королей в музее «Зеленые своды», графику и гравюры в Гравюрном кабинете, а также церемониальные доспехи, огнестрельное оружие и богато украшенную конскую упряжь в Рюсткаммер, Оружейной палате.

Справка
История Королевского дворца в Дрездене

На этом месте в Дрездене, у моста через Эльбу, с XII века стояла крепость, которую не раз перестраивали. В 1530-е годы саксонский герцог Георг Бородатый затеял ее основательную реконструкцию, а в 1548-м его племянник Мориц, ставший саксонским курфюрстом, начал возводить здесь величественный архитектурный комплекс в ренессансном стиле, именовавшийся Резиденцшлосс (замок-резиденция). На протяжении последующих столетий дворец достраивался и перестраивался. В частности, в 1670-х годах Сторожевая башня за счет барочной крыши со шпилем превратилась в высотную доминанту города. В правление курфюрста Августа Сильного при пожаре 1701 года существенно пострадал ряд строений, после чего потребовались реставрация, реконструкция и новое строительство. В конце XIX века дворец, получивший к тому времени статус королевского, вновь претерпел реконструкцию, которая, впрочем, не нарушала стилевое единство. Ансамбль окончательно сложился к 1901 году. Этот ансамбль был фактически уничтожен в результате бомбардировок в феврале 1945 года, и лишь десятилетия спустя начался процесс его воссоздания.

Еще…

«Финальный рывок» — так власти Саксонии называют заключительную фазу реставрации здания — начался в сентябре с экспозиции в обновленных картинных галереях. Здесь можно увидеть, например, редко экспонируемую конскую упряжь или позолоченный собачий ошейник из Оружейной палаты — сверкающий аксессуар середины XVIII века. В ноябре должна завершиться реставрация в Шлосскапелле — протестантской дворцовой капелле, а в начале 2026 года состоится торжественное открытие Бального зала и Большого зала совещаний — здесь будет представлена экспозиция «Маски и короны». В 2027 году после реставрации, длившейся почти три десятилетия, откроется Гроссер-Шлоссхоф — роскошно украшенный главный двор комплекса. Наконец, новая экспозиция в Готическом зале на первом этаже, в старейшей части комплекса, расскажет историю самого дворца.

Королевский дворец хранит церемониальные доспехи, огнестрельное оружие и богато украшенную конскую упряжь.
Фото: Deutsche Fotothek

Его росписи и балконные фрески датируются XVI веком, но пострадали в пожаре начала XVIII столетия. Когда в 1980-х началась реставрация, то решили восстановить их все, хотя от этих элементов декора оставались лишь скудные следы. Капелла XVI века, некогда центр лютеранства, пришла в упадок после перехода представителей династии Веттинов в католичество: в 1730-х годах ее разобрали, перестроили и далее использовали под самые разные нужды — от складских помещений до служебных кабинетов. Благодаря реставрации полностью восстановлен оригинальный сводчатый потолок; в качестве ориентира использовался ряд исторических изображений, в частности гравюра на меди 1670-х годов. Инженер Хольгер Краузе, курирующий проект реставрации дворца со стороны правительства Саксонии, любит подчеркивать, что это не реконструкция, а вариант «реинсценировки» того, что было до Второй мировой войны.

Внутреннее пространство капеллы, запечатленное на гравюре XVII века.
Фото: Deutsche Fotothek

Генеральный директор Государственных художественных собраний, историк искусства Бернд Эберт, прибывший из Мюнхена этой весной, чтобы руководить финальной фазой реставрации дворца, считает, что такие элементы, как восстановленный декор и новый потолок капеллы, действительно соответствуют придворной традиции Дрездена. «Да, в каком-то смысле это наши фантазии, — признает он, — но культурный престиж Дрездена и начинался как фантазия».

Ювелирная коллекция «Зеленых сводов» все еще восстанавливается после громкой кражи 2019 года. Реставраторы выяснили, что барочное серебро когда-то покрывали краской, а экспертиза предметов из полудрагоценных камней, проведенная учеными из Фрайбергского горного университета Саксонии, привела к многочисленным переатрибуциям.

Обновленное внутреннее пространство капеллы.
Фото: David Brandt/Staatliche Kunstsammlungen Dresden

Завершение реставрации во дворце — финальная глава в восстановлении исторического центра города, когда-то почти стертого войной. Еще несколько десятилетий назад 15-минутный пешеходный маршрут от Цвингера — барочного комплекса курфюрста Августа Сильного, где размещена фарфоровая коллекция Государственных художественных собраний, — мимо дворца к Альбертинуму — музею XIX века, в котором теперь хранится искусство романтизма и модерна, пролегал бы через пустырь. Швейцарец Мариус Винцелер, историк искусства, возглавивший Сокровищницу и Оружейную палату в 2021 году, впервые посетил Дрезден подростком в 1980-х. «Разрушенный город меня поразил, — вспоминает он, — ведь в Швейцарии тогда все было безупречно». Но тот Дрезден уже в прошлом. «Это новый город, — говорит Винцелер. — Новый старый город».


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20251008-ldjy/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Современное искусство XVI и XXI веков показывают в нижегородском Арсенале

Досси Д. подражание. «Фокусник». Первая треть XVI века. Фото: Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина В...

Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века

Путь коллекционера Арманду Мартинша к открытию собственного музея занял почти два десятилетия. Фото: Fernando Guerra №130 Материал из...

В «нехорошей квартире» открылась выставка к премьере нового фильма «Мастер и Маргарита»

Выставка «Вы судите по костюму?». Музей Михаила Булгакова. Фото: Музей Михаила Булгакова Музей Михаила Булгакова проводит выставку «Вы...

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...

Биеннале в Сан-Паулу ищет тишину

Кураторская команда 36-й Биеннале в Сан-Паулу. Фото: João Medeiros/Fundação Bienal de São Paulo На биеннале, тема которой взята...

Домик Петра I в Москве отреставрировали и сделали еще интереснее

Домик Петра I — единственный в Москве мемориальный объект, связанный с именем государя-реформатора. Фото: Музей-заповедник «Коломенское» №133 Материал...

Пятнадцать тысяч квадратных метров Cosmoscow

«Тимирязев Центр», прежде не входивший в ареал любителей искусства, оказался удачной площадкой. Фото: Cosmoscow №134 Материал из газеты...

Валентина Агафонова: «Музей Булгакова — заложник своей популярности»

Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова. Фото: Музей Михаила Булгакова Музей Михаила Булгакова пользовался популярностью и до новой...

Джуди Чикаго: «Мое творчество нельзя понять, опираясь на прежние каноны»

Джуди Чикаго. Фото: Greg Sorber/Albuquerque Journal via ZUMA Wire/TASS Художница-легенда — об изменивших мир женщинах, чьи имена были...

В Копенгагене выступают против неподобающего вида русалки

Четырехметровая скульптура русалки, установленная на территории форта Драгёр в Копенгагене. Фото: Dragør Nyt №134 Материал из газеты Четырехметровая...

В Никола-Ленивце устроят масленичные гулянья вокруг вулкана

Традиционный масленичный перформанс в арт-парке «Никола-Ленивец» состоится 16 марта. Фото: Арт-парк "Никола-Ленивец" Традиционный масленичный перформанс в арт-парке «Никола-Ленивец»...

Город — страна — мир: международные проекты «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2» Выставки, фестивали, кино и многое другое, что вошло в программу...

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: Музей современного искусства «Эрарта» В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит...

Произведению Перуджино отчасти вернули молодость

Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж Специалисты Эрмитажа отреставрировали «Портрет молодого человека» — редкий для...

Спасение культурного наследия — дело рук самих нуждающихся?

Отмена американского гранта чревата приостановкой реставрации Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире. Фото: World...

Шуховскую башню в Выксе собирают на новом месте

Башня Шухова в Выксе. Фото: Павел Скребнев Водонапорную башню Владимира Шухова в Выксе — одно из последних творений...

Архангельск — портал в Арктику

Купол церкви Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, деревня Медведевская. 1745–1757. Фото: Вадим Разумов Любоваться Русским Севером можно...

Музей современного искусства «Гараж» меняет директора

Автор текста Надежда Лисовская Директор Музея современного искусства «Гараж» Дарья Котова. Фото: Музей современного искусства «Гараж» Музей современного...

Застройщики в Сан-Франциско угрожают бетонному колоссу

Знаменитый фонтан Вайянкура в Сан-Франциско вскоре может бесславно погибнуть под ударами металлического шара. Фото: Wikimedia Commons №133 Материал...

В Москве начинается большой проект, посвященный образам Арктики

Дмитрий Платонов. «Рутина жизни». 2020. Фото: Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции»...