Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Башня Шухова в Выксе станет городским памятником

Монтаж исторической выксунской башни на новом месте — в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк».
Фото: Андрей Ефимов/АО «Выксунский Металлургический завод»

Эта достопримечательность перенесена сейчас с заводской территории в строящийся индустриально-туристический центр «Шухов-парк». При перемещении объекта сохранены подлинный металл башни, авторские конструктивные и инженерные решения

Водонапорную башню, построенную по проекту инженера Владимира Шухова (1853–1939) в начале 1930-х годов в Выксе, уже видно с городской набережной. Почти 100 лет она находилась на территории Выксунского завода и была недоступна. Теперь она будет визуальной осью индустриально-туристического центра «Шухов-парк», который будет полностью закончен к 2029 году. «Проект „Шухов-парка“ в Выксе — уникальный для России, а на самом деле и для всего мира. Инженерные объекты Владимира Григорьевича Шухова становятся частью исторической промышленной территории, в которую вдохнули новую жизнь», — подчеркивает Анатолий Седых, председатель наблюдательного совета Объединенной металлургической компании (ОМК), которая полностью обеспечила научно-техническое и финансовое сопровождение уникального проекта.

Гиперболоидная конструкция, легковозводимая, прочная и легкая, была представлена Шуховым в 1896 году (и запатентована в 1899-м) на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. С выставки ту, первую, башню купил меценат, владелец стекольных заводов Юрий Нечаев-Мальцов, и она была перевезена в его имение Полибино, где сохранилась до сих пор. Тогда башню перевозили по кольцевым секторам. Самая знаменитая постройка Шухова, московская радиобашня на Шаболовке, возводилась в 1919–1922 годах, и ее реставрация остается нерешенной проблемой.

Водонапорная башня Выксунского металлургического завода. 1976.
Фото: А.В. Косицын/АО «Выксунский Металлургический завод»

Водонапорная башня в Выксе была построена в 1933–1934 годах трестом «Стальмост», где Шухов работал техническим консультантом. Конструкция имеет высоту 38,8 м, она предназначалась для системы водоснабжения второго мартеновского цеха Выксунского завода.

Документы того времени не сохранились; на кольцевых деталях нашлись клейма керченского завода, но, где делали прямолинейные элементы, осталось неизвестным. «Шаболовская башня строилась в довольно трудные годы для страны. Металл был не лучшего качества, и запас прочности не закладывался — она предназначалась только для легких ретрансляторов. Башня в Выксе должна была нести бак с водой объемом более 600 кубометров — это совсем другая нагрузка. Вскоре после постройки выксунская башня горела, и примерно в то же время появился напорный водопровод, так что необходимость в ней отпала. В итоге она многие десятилетия стояла без нагрузки», — объясняет Наталия Щербакова-Юницкая, руководитель культурных проектов ОМК. У обеих башен утрата металла в результате коррозии составляет слой в 1 мм, но если для Шаболовской башни это опасно, то для выксунской не критично.

Перед разборкой башни в Выксе была проведена грандиозная работа. Она началась в 2018 году. Проект разрабатывался при участии ключевых отраслевых экспертов — ЦНИИПром­зданий, получил положительное заключение Главгос­экспертизы и согласование Министерства культуры. За прошедшее время ОМК дважды устраивала экспертные туры, чтобы главные специалисты по реставрации металла и творчеству Шухова могли дать свою оценку.

Монтаж выксунской башни на новом месте — в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк».
Фото: Андрей Ефимов/АО «Выксунский Металлургический завод»

Перед демонтажем провели лазерное 3D-ска­ни­рование, чтобы точно зафиксировать положение каждого элемента; были возведены леса и установлен кран. Конструкцию разбирали на прямолинейные элементы, на каждый наносили маркировку и привязывали бирку, вносили в компьютерную модель и записывали в бумажный журнал. Потом детали переносили в специальный цех, где очищали от загрязнений и ржавчины и определяли участки с утратой металла. Чаще всего это было в местах соединений, на которые приходится основная нагрузка и где происходит щелевая коррозия. В этих местах металл наращивали методом лазерной наплавки. Нижний, опорный ярус не разбирали, а переместили целиком, поэтому удалось сохранить около 300 оригинальных клепок. Верхние ярусы скрепили современными высокоточными болтами.

«Мы пошли по пути реставрации — не замены, а максимального сохранения металла. Даже один из нижних лучей, в который когда-то врезался тепловоз, мы не стали заменять полностью, а восстановили только поврежденный участок», — говорит Наталия Щербакова-Юницкая. Хотя внутри башни сохранилась лестница, а деревянный шатер бака будет восстановлен по оригинальным чертежам, подняться к нему нельзя. «Это объект культурного наследия федерального значения, это инженерное наследие России. Мы никогда не рассматривали башню как туристический аттракцион», — подчеркивает руководитель культурных проектов ОМК.

Рендер выксунской башни в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк».
Фото: АО «Выксунский Металлургический завод»

Консультант проекта «Шухов-парк», искусствовед, историк архитектуры Елизавета Лихачева пояснила: «Ценность не только гиперболоидных башен, но и всех инженерных конструкций XIX века ровно та же, что и ценность старой архитектуры и вообще любых памятников. Кроме того, идеи Шухова во многом изменили историю мировой инженерии, изменили ход цивилизации. Важность сохранения инженерных конструкций долго была неочевидной: вышла из строя — сделали такую же новую. Но надо проявлять уважение к своему прошлому. Например, в Англии уже почти 100 лет охраняют мост через реку Северн, первый чугунный арочный мост в мире, движение транспорта по нему давно запрещено. Вынесенная на общественную территорию башня Шухова в Выксе тоже теряет свою функцию, превращается в объект показа, в памятник».

В культурном и историческом контексте «Шухов-парк» оказывается уникальным: здесь сохранилась плотина системы каскадных прудов, гидротехнические сооружения XVIII века, обеспечивавшие первый завод Баташевых энергией. Рядом две мастерские того же времени, они будут отреставрированы. В комплекс включены и новые сооружения: детский технопарк «Кванториум» и первый в России металлургический музей мирового уровня, архитектурный проект для которого разработал архитектор Никита Явейн. Сюда же с территории завода ОМК планируют перенести еще один уникальный объект — своды листопрокатного цеха, созданные в конце XIX века. Это единственные в мире сохранившиеся сетчатые перекрытия Шухова, которые состоят из пяти самостоятельных гиперболоидов, соединенных друг с другом; площадь, которую они покрывают — почти 3 тыс. кв. м. Теперь, когда технология перемещения и реставрации подобных сооружений разработана и применена на практике, это только дело времени. Специалисты ОМК готовы делиться своим опытом, ведь в России еще немало памятников инженерной мысли, которые нужно сохранить. 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20251002-xhjf/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Джуди Чикаго: «Мое творчество нельзя понять, опираясь на прежние каноны»

Джуди Чикаго. Фото: Greg Sorber/Albuquerque Journal via ZUMA Wire/TASS Художница-легенда — об изменивших мир женщинах, чьи имена были...

Древний храм богини Афины и мраморы преткновения

Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871. Фото: Metropolitan Museum of Art, New York На фоне давних неурегулированных разногласий между...

Свежий номер: иконы на чердаке и тайна за иконостасом, а также чем клад отличается от сокровища

В продаже появился свежий выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев февральского номера, интервью, анонсы...

Свежий номер: искусство во сне, памяти и деталях

№131 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Одна уникальная монета и несколько редких: следы громкого ограбления привели в Москву

Античная монета, изъятая на российском нумизматическом рынке. Фото: Musées de Reims №131 Материал из газеты Часть коллекции старинных...

Новые арт-объекты в Парке Малевича

Александр Константинов. «Цветные деревья». Установлен в 2023. Фото: Иван Новиков-Двинский /Третьяковская галерея Алла Урбан. «Встреча». 2023. Установлен в...

Вилла Гетти открывается спустя несколько месяцев после пожаров

Вилла Гетти откроется 27 июня. Фото: Cassia Davis/J. Paul Getty Trust №132 Материал из газеты Лос-анджелесский музей с...

В Филадельфии открылись сады имени Александра Колдера

Арт-пространство «Сады Колдера». Фото: Calder Gardens №135 Материал из газеты Знаменитому автору «мобилей» и «стабилей» решили посвятить не...

Марина Бондарева: «Мы занимаемся „поэтическими“ археологическими проектами»

Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева. Фото: Фонд развития науки и...

Самая западная из Третьяковок покажет пять веков русского искусства

Новый филиал Государственной Третьяковской галереи в Калининграде открывается 12 июня. Фото: Александр Матвеев Второй из филиалов Третьяковской галереи...

Художник Саша Браулов вышивает серию мемориальных досок

Саша Браулов начал новую серию под названием «Здесь. А где память?». Фото: Саша Браулов №132 Материал из газеты...

Свежий номер: олений нос, спрятанный стрит-арт и мантры в Эрмитаже

№136 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Роспись храма сверяют с фотографиями Карла Буллы

Отреставрированный фрагмент росписи в храме Богоявления. Фото: Наталья Шкуренок №133 Материал из газеты В церкви Богоявления на Гутуевском...

Северное сияние современного искусства: в Салехарде запустили Ямальскую биеннале

Анна Червонная нанесла на фасад местной ионосферной станции роспись, которая представляет собой визуальную расшифровку данных исследования полярного сияния....

Архангельск — портал в Арктику

Купол церкви Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, деревня Медведевская. 1745–1757. Фото: Вадим Разумов Любоваться Русским Севером можно...

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: Музей современного искусства «Эрарта» В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит...

Арт-фестивали на свежем воздухе

В последние дни лета и в начале осени по всей стране проходят фестивали искусств, совмещающие инсталляции, перформансы и...

Как ограбление Лувра повлияет на миллиардный план его реконструкции?

Комплект ювелирных украшений императрицы Евгении, включая похищенные тиару и бриллиантовый бант, а также корону (ее воры обронили при...

«Ночь в музее» и «Выходной с наследием» пройдут в Москве одновременно

Выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia». Орлов Борис. «Бюст в триумфальном стиле» (1988) и...