Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 4 мин. чтения

Петербург помнит Ленинград

Рисунок очереди за хлебом из дневника медсестры Ф.А. Прусовой. 1941-1945. На обороте надпись: «Стояли в очереди за хлебом с 3 ч утра, а в 7 ч съедим и весь день пьем воду и все».
Фото: Военно-медицинский музей/Центральный выставочный зал «Манеж»

Памятные мероприятия, посвященные событиям, связанным с окончанием блокады Ленинграда, ежегодно проходят в конце января практически во всех учреждениях Петербурга. Специально к январским дням все музеи города подготовили новые экспозиции

В этом году 27 января исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Государственный Эрмитаж начал серию памятных мероприятий, посвященных окончанию блокады Ленинграда, в своем фондохранилище в Старой Деревне. Первым событием стала состоявшаяся 18 января презентация колокола, отреставрированного к памятным дням.

«День прорыва блокады мы начинаем с удара поминального колокола, — сказал, открывая презентацию, Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа. — Рядом с нами находится Серафимовское кладбище, где покоятся останки более 100 тыс. блокадников, удары колокола еще раз напоминают, какую высокую цену заплатил Ленинград за свое освобождение».

Колокол попал в Эрмитаж из историко-бытового отдела Русского музея, в фондах которого он оставался до конца войны. В процессе реставрации специалисты подняли связанные с ним документы и обнаружили запись: «Взят для объявления сигнала воздушной тревоги». Возможно, колокол дублировал сигнал воздушной тревоги, хотя более точных сведений об этом нет.

В программу Эрмитажа к памятной дате вошел мультимедийный проект «Ленинград. Во имя жизни», который будет представлен на фасадах Главного штаба на Дворцовой площади 27 и 28 января.
Фото: Сергей Богомяко/ Государственный Эрмитаж

Основные памятные мероприятия проходят в эрмитажных зданиях на Дворцовой набережной и в Главном штабе до конца января. Музей обновил экспозицию своих подвалов, где в годы блокады жили почти 2 тыс. человек — сотрудники музея, художники, архитекторы. В фойе эрмитажного театра откроется выставка рисунков, сделанных в подвалах Эрмитажа в первые месяцы войны ленинградским театральным художником Михаилом Григорьевым. Их недавно атрибутировала Елена Соломаха, заместитель заведующего отделом рукописей.

«Они считались работами неизвестного автора, — рассказала Елена Соломаха. — Я делала доклад о подвалах Эрмитажа и обратила внимание, что на оборотной стороне рисунков есть монограмма — МГ. Обратилась в Музей театрального искусства, и там подтвердили — действительно, Михаил Григорьев ставил на своих рисунках такую монограмму».

Также в программу Эрмитажа к памятной дате вошел мультимедийный проект «Ленинград. Во имя жизни», который будет представлен на фасадах Главного штаба на Дворцовой площади 27 и 28 января.

Русский музей, как правило, отмечает большими выставками юбилеи художников, чьи работы хранятся в его фондах, или события, связанные с его собственной историей. На этот раз к памятным дням прорыва и снятия блокады Ленинграда сотрудники музея подготовили сразу две выставки. В Восточном павильоне Михайловского замка открылся проект «Одним дыханьем с Ленинградом», на котором представлены около 20 работ из музейного фонда детского творчества 1960–2010-х годов и более 60 современных работ воспитанниц кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации».

В Корпусе Бенуа открывается большая выставка «Помним!», включающая более 200 работ из фондов ГРМ. Последний раз экспозицию, посвященную исключительно теме блокады Ленинграда, музей представлял публике 40 лет назад, в 1984 году. С тех пор отдельных блокадных выставок музей не делал, хотя в его фондах хранится уникальная коллекция работ ленинградских художников, созданных в годы войны.

Русский музей до 31 января проводит экскурсии «Сады Русского музея во время блокады», основанные на дневниках сотрудников музея и архивных документах.
Фото: Государственный Русский музей

История этой коллекции начинается 2 января 1942 года: тогда в холодных залах Союза художников открылась первая блокадная выставка — этюды, наброски, рисунки, созданные в первые месяцы осады. Все работы с выставки позже были приобретены Совнаркомом РСФСР для последующей передачи в Русский музей. Весной 1942 года по инициативе ленинградского горкома ВКП(б) с художниками были заключены договоры на выполнение работ, посвященных войне. Договоры не только сохранили жизни многих художников, но и позволили запечатлеть перемены, происходившие в Ленинграде в те годы. Осенью 1942 года выставку работ ленинградцев показали в Москве, в 1943-м она побывала в Перми (тогда — Молотове) и в Нижнем Новгороде (тогда — Горьком). В 1944 году работы вернулись в Ленинград, а в 1946-м поступили на хранение в фонды ГРМ.

Сейчас в залах Корпуса Бенуа представлены автопортреты, пейзажи, натюрморты, зарисовки кисти Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Ярослава Николаева, Александра Русакова, Василия Кучумова, Георгия Траугота, Владимира Конашевича, Ореста Верейского и других мастеров, созданные с натуры и по памяти. Некоторые предметы зрители раньше не видели. Например, плакаты «Боевого карандаша» в таком количестве музей показывает впервые.

Также Русский музей до 31 января проводит экскурсии «Сады Русского музея во время блокады», основанные на дневниках сотрудников музея и архивных документах. На них, в частности, можно узнать о быте музейных сотрудников в годы войны и увидеть места, где укрывали скульптуры.

Еще один большой проект — «Город-герой Ленинград» — организован Центральным выставочным залом «Манеж», Комитетом по культуре Петербурга, Александринским театром, Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО при участии музеев, библиотек, театров, предприятий города и частных коллекционеров. Около 200 графических и живописных полотен работы Татьяны Глебовой, Ярослава Николаева, Владимира Серова, Елены Мартиллы, Якова Рубанчика и других художников, дополнены фотографиями, документами, подлинными вещами блокадников. Среди них — сшитое из бинтов детское новогоднее платье из школьного музея «А музы не молчали», свадебное платье, переделанное из ночной сорочки Марии Бенуа, жены Леонтия Бенуа, дневники, письма.

Татьяна Глебова. «Погорельцы». Из цикла «Ужасы войны для мирного населения. 1942.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга/Центральный выставочный зал «Манеж»

Михаил Платунов. «Хлеб украл». Из серии «Ленинград в блокаде». 1942.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга/Центральный выставочный зал «Манеж»

Зима 1941–1942 гг. Работники Государственной Публичной библиотеки на казарменном положении. В бывшем лекционно-выставочном зале, теперь хранилище фондов Отдела редкой книги РНБ, слева на нарах сидит с книгой М. А. Брискман, заведующий Отделом комплектования фондов библиотеки, в центре стоит с винтовкой Б. Р. Зельцле, заместитель директора по научной работе.
Фото: Российская национальная библиотека/Центральный выставочный зал «Манеж»

Уборка экспозиционного зала от разбитого стекла и обломков стен после бомбежки. А.Ф. Проселкова, Е.К. Кирикова и ее сын Юра, Е.А. Малкова, О.Ф. Федорова, А.А. Бредихина, А.Я. Карулина. 1944.
Фото: Российский этнографический музей/Центральный выставочный зал «Манеж»

Г. Семенченко со своим попугаем Жако, пережившим блокаду. 1940-е.
Фото: Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии/Центральный выставочный зал «Манеж»

«Хотелось сделать проект, который разбудил бы в современных зрителях не только интерес к фактам, но и заставил бы их пережить эмоции, которыми жили ленинградцы в блокаду, — рассказала Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж». — Поэтому нам помогал Александринский театр: режиссер Антон Оконешников привел команду сценаристов, драматургов, театральных художников».

Цветовая композиция выставки выдержана в черно-серо-белых цветах, ритмично сменяющих друг друга. И так же ритмично меняются пространства, по которым двигается посетитель: из коридора на лестницу, оттуда — в подвал, на улицу, в трамвай. Маршрут четко продуман: посетители на входе получают впридачу к билету аудиогид с записью своего рода радиоспектакля. В нем участвуют пять персонажей — воспитательница детского сада, девушка-художник, маленький мальчик, молодой ученый и музыкант. Их связывает единый сюжет, у каждого персонажа есть реальный прототип. Следуя за сюжетом, посетители сначала приходят в кинотеатр, где еще идут веселые фильмы, потом — в коридоры Смольного, где принимаются судьбоносные для города решения, на черный рынок, в детский сад, на завод, в научную лабораторию, в библиотеку, в холодную квартиру, на берег Ладожского озера.

«Мы не показываем войну, мы показываем жизнь, — говорит Анна Ялова. — Фактически, наш проект — это не выставка в обычном ее понимании, это погружение в атмосферу того времени».

Музей обороны и блокады Ленинграда центральной темой своей юбилейной выставки «Мы знали — этот день придет» сделал рассказ об операции по освобождению Ленинграда. В витринах представлены многочисленные военные атрибуты: форма, предметы амуниции, награды, оружие, документы, приказы Верховного главнокомандующего и командующего Ленинградским фронтом, листовки, справки, памятки, связанные с январскими боями 1944 года. Выставка продлится до конца года.


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/peterbyrg-pomnit-leningrad.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Воспоминания о теплых днях

Аромат Jardin Majorelle. Фото: Maison Maissa Коллекция парфюмерного Дома Maison Maissa воплощает в ароматах путешествия по самым красивым...

В Магадане открывается культурно-выставочный центр «Рында»

Арт-группа Грязновы (Грязнов Григорий и Таисия Грязнова). «Динозавры» из серии «Колымские дикие животные в многомерной темпоральности-1». 2025. Фото:...

В Петербурге учрежден фонд семьи художников Траугот

Георгий Траугот. «На Кронверкском». Конец 1950-х. Фото: Архив семьи Траугот Под эгидой нового фонда, связанного с наследием ленинградско-петербургской...

Музей одного из основателей группы «Мост» открылся на его родине

Дом родителей Карла Шмидта-Ротлуфа, куда они переехали в 1913 году, был приобретен городом в 2023-м. Фото: Ernesto Uhlmann/...

Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025

13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Фото: Cosmoscow 13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на...

По садам сквозь время

На территории поселка «Миллениум Парк» раскинулись сразу пять тематических садов, связанных 5 км водных каналов. Фото: Villagio Estate...

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях победила стихии

Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях. Фото: Мосгорнаследие Шедевр нарышкинского барокко в Москве перенес первый — и важнейший...

Далекие боги объединились в культурном диалоге

Ягья Вараха: воплощение Вишну в виде вепря. Деревня Сунаари, Видиша, Мадхья-Прадеш, Индия; 900-1099 гг. н.э. Фото: Vidisha District...

Проект «Соискатели» арт-группы Boloto: от ЗАГСа до психушки

«Налоговая», проект «Соискатели». Фото: Григорий Якимов В полузаброшенном здании в центре Москвы прошел проект «Соискатели», который организаторы, арт-группа...

Ганс Гольбейн Младший не перестает удивлять

Ганс Гольбейн Младший. «Дерих Борн». 1533. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023 Подготовка двух выставок...

В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов №130 Материал из газеты В новом выставочном пространстве Творческого сообщества...

«Театральный Версаль на Зацепе»: от усадьбы — к современному пространству

Планируется, что комплекс зданий с прилегающим парком откроют для посетителей в 2024 году. Фото: Бахрушинский музей Музейно-театральный квартал...

Прогулки по шедеврам конструктивизма вместе с Центром «Зотов»

Функциональные прогулки, которые запустил Центр «Зотов», — это экскурсии по московским шедеврам конструктивизма с изучением их функциональных особенностей....

Первые люди появились на Майорке гораздо раньше, чем считалось прежде

Ключ к разгадке балеарского парадокса, похоже, найден археологами в глубинах пещеры Хеновеса на острове Майорка. Фото: M.À. Perelló...

Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному

Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея В центре выставки, посвященной эволюции «нового еврейского искусства»...

Китайскую кухню оборудовали по высшему разряду

Первое, что обнаружат завсегдатаи Ораниенбаума при виде павильона после проведенной реставрации, — это изменение цвета фасадов: они теперь...

Выставка в Ермолаевском переулке исследует античность

Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000. Фото: ММОМА Московский музей современного искусства ищет следы древней культуры в лабиринте своих фондов...

Музей-усадьба «Останкино» начал поэтапно открываться после многолетней реставрации

Египетский павильон Останкинского дворца. Фото: ГМЗ «Останкино и Кусково» Первым зданием дворцового ансамбля Останкино, открывшимся для публики после...

Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом

Николай Кузнецов. «Портрет дочери». 1894. Фото: Музей русского импрессионизма Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим...

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...