Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Креативность на всех уровнях: состоялся первый форум креативных индустрий

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

На два дня Лахта Центр в Санкт-Петербурге стал площадкой первого форума креативных индустрий «Креативный код. Россия», который собрал представителей 16 творческих сфер — от искусства до видеоигр

В Санкт-Петербурге прошел первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Налаживание диалога между органами власти и владельцами бизнеса и экспертами креативных индустрий — такова была ключевая задача форума.

Мероприятие, которое проходило 9 и 10 октября, получилось мощным, неспроста его участники собрались в самом высоком в Европе небоскребе — Лахта Центре на берегу Финского залива. По подсчетам организаторов, «Креативный код» посетило более 5 тыс. человек из 80 регионов России, а число выступивших экспертов достигло 150. Проблематика форума была интересна слушателям всех поколений, и залы современного «стеклянного дворца» оказались даже малы, поэтому, чтобы послушать спикеров, не поместившиеся на сидячие места гости выстраивались подле стен и занимали ступеньки.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

На форуме действительно было ради чего постоять. Выступали представители 16 индустрий, среди которых народные художественные промыслы, кино, арт-индустрия, видеоигры, ювелирное и книжное дело, дизайн, архитектура и урбанистика. Дискуссии разделили на шесть тематических блоков: «Государство и регионы», «Бизнес и партнерство», «Креатив и сообщество», «Образование и кадры», «Государство и индустрии», «Инфраструктура и поддержка».

Форум открылся пленарной сессией «Код креативной экономики России: Государство. Регионы. Бизнес», где одной из центральных тем стала поддержка творческих индустрий в регионах. Спикеры отметили, что значительную часть (75%) прибыли от креативной экономики обеспечивают 15 из 89 субъектов страны, а вклад остальных невелик.

«В первую очередь форум задумывался как площадка для межрегионального диалога: для обмена опытом, выработки методических основ развития всех направлений креативной индустрии страны и масштабирования лучших практик во все регионы России», — отметила Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития РФ.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

Проблеме развития креативной экономики в регионах была посвящена одна из самых популярных дискуссий на форуме — «Современное искусство как драйвер развития территорий». На примере пяти проектов спикеры показали, как искусство меняет восприятие места, привлекает местных жителей и меценатов к развитию населенного пункта и восстанавливает едва не утерянные ремесла и архитектурные памятники.

Издание The Art Newspaper Russia и его приложение «По пути» представила руководитель отдела спецпроектов Татьяна Тафинцева. Она подвела итоги первого года существования проекта, созданного по инициативе издателя газеты, Ольги Ярутиной, и наполненного большим интересом и любовью к регионам России. «По пути» направлен на изучение мест, которые только начали оживать и раскрывать свой потенциал благодаря народным промыслам, архитектуре и богатой истории. Татьяна Тафинцева привела три примера развития таких территорий — при содействии частного меценатства в селе Вятское, корпоративного меценатства в городе Мстера, а также благодаря государственной поддержке в Городце.

Даже в столь турбулентное время, как сейчас, работы русских мастеров пробиваются на международные площадки, чему способствует петербургская галерея «Палаты», в 2024 году принявшая участие в ярмарке BAD+ в Бордо, а в 2025-м — в выставке искусства и коллекционного дизайна PAD в Париже, ярмарках Collectible в Брюсселе и ART021 в Шанхае. Основательница галереи Юлия Лобойко, выступившая на дискуссии, устраивает экспедиции по России, чтобы заново открывать художественные техники и ремесла. Самая масштабная поездка — на Кубань — имеет особое значение для Юлии Лобойко, уроженки южного края, исконная культура которого почти не сохранилась. Чтобы это исправить, галерея инициировала открытие культурного центра в Сочи, которое состоится в 2027 году.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

Искусство способно стать важнейшим градообразующим фактором, что подтверждает опыт арт-парка «Никола-Ленивец» и фестиваля «Архстояние» — о них говорил арт-директор проекта Антон Кочуркин. История началась с армии снеговиков на берегу реки Угра, которых слепили жители маленькой деревни за символическую плату (10 руб. за одну снежную скульптуру). Как отметил Антон Кочуркин, именно коллаборация с деревенским сообществом обеспечила успех «Никола-Ленивца» и «Архстояния».

Сузила заданную тему сессия «Кластеры как фактор развития креативных индустрий», где представители кластера «Октава» в Туле, «Квартала труда» в Якутске и «Фабрики Матти» в Выборге поделились трудностями в реализации своих идей. Одни из ключевых — низкая рентабельность и дефицит финансирования. Эксперты хотят удержать творческую молодежь на родине и остановить отток талантов в крупные города, создавая кластеры как точки роста для перспективных специалистов.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

Творческое предпринимательство, как и культурное наследие, — это огромный актив любого региона. О том, как создать и продвинуть свой продукт, рассказали эксперты на сессии «Креативная экономика = экономика брендов. Как сформировать и продвинуть сильный бренд?». Помимо презентации известной многим Хохломы и адаптации ее исторической росписи к современности, зрителям рассказали о новом арт-курорте «Мамисон» в Северной Осетии, который стремится сделать отдых в горах всесезонным и привлекает к коллаборациям деятелей современного искусства. В числе спикеров был и Дмитрий Рязанов, основатель рожденной в Санкт-Петербурге конфетной фабрики «Культура», которая стала партнером ярмарок 1703, blazar (этой осенью желтые коробочки с мини-брауни служили приглашением на ее открытие) и Пушкинского музея. Нашему изданию тоже есть чем похвастаться — о The Art Newspaper Russia и сопутствующих газете премии, кинофестивале, выпущенной книге и проведенной в Московском музее современного искусства выставке рассказала генеральный директор Татьяна Сахокия.

Форум прошел при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также высшего совета партии «Единая Россия». Записи трансляций всех сессий доступны на официальном канале форума «Креативный код. Россия» в соцсети «ВКонтакте».


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20251015-ggav/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Дом Бака в Петербурге вернул себе дореволюционные двери

В известном здании в центре города по инициативе и стараниями самих жильцов восстановлены исторические двери в парадных подъездах....

Другой замес: Коровин подлинный и поддельный

В ЦХЭ утверждают, что картина «Ночной Париж» (1922) поддельная. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина №132 Материал из...

Фонд «Новые коллекционеры» проводит Биеннале частных коллекций

Виктор Пивоваров. «Дятел». 2000. Из коллекции Дмитрия Коваленко. Фото: Фонд «Новые коллекционеры» Многосоставный проект, включающий разные события —...

Фонд Prada будет финансировать производство независимого кино

Запуск нового фонда поддержки независимого кино под эгидой Prada состоится осенью. Фото: Fondazione Prada №132 Материал из газеты...

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: Музей современного искусства «Эрарта» В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит...

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса. Фото: Walters Art Museum В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе,...

Пострадавшую в огне комнату Касл-Ховарда вернули к жизни

Гобеленовая гостиная в поместье Касл-Ховард полностью воссоздана по состоянию на начало ХХ века. Фото: Tom Arber №132 Материал...

Дьяволу не удалось спрятаться от реставраторов

На картине Джошуа Рейнолдса «Смерть кардинала Бофорта» (1789), которая иллюстрирует один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV,...

Музей современного искусства «Гараж» меняет директора

Автор текста Надежда Лисовская Директор Музея современного искусства «Гараж» Дарья Котова. Фото: Музей современного искусства «Гараж» Музей современного...

Древний храм богини Афины и мраморы преткновения

Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871. Фото: Metropolitan Museum of Art, New York На фоне давних неурегулированных разногласий между...

Урок толерантности для Веласкеса: Музей Прадо корректирует описания экспонатов

Диего Веласкес. «Франсиско Лескано. Дитя из Вальекаса». 1643-1645. Фото: Museo del Prado Сотрудники мадридского Музея Прадо проверяют этикетки...

В музее «Новый Иерусалим» вывели формулу Руси

Наталья Гончарова. «Ты детей благослови жить в совете и любви». Разворот из издания «Сказка о царе Салтане» А.С....

В Центре «Зотов» показывают архитектуру конструктивизма

Вера Колпакова. «Цветовое решение архитектурного объема». Мастерская Густава Клуциса. 2 курс. 1928–1929. Фото: Музей истории московской архитектурной школы...

Обновленный дом Брюллова в Петербурге теперь зовется «Брюллофт»

Завершен комплекс работ по реставрации и приспособлению исторического здания под современное использование на объекте культурного наследия федерального значения...

Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»

Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея. Фото: Ярославский художественный музей Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ...

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена....

Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа

Разделы каталога выставки выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда» соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее. Фото:...

Центр Помпиду переезжает в Гран-пале

Парижский Гран-пале вновь открывается для публики после четырехлетней реставрации. Фото: Charly Broyez for Chatillon Architectes Спроектированный Ренцо Пьяно...

600 лет истории Коломенского за 37 минут

В год 100-летия музей-заповедник «Коломенское» представил видео с анимацией и инфографикой, посвященное многовековой истории бывшей царской резиденции The...

Мех да уют

Предметы и аксессуары из интерьерной коллекции бренда «Меха Екатерина». Фото: Меха Екатерина Собрание предметов интерьера и аксессуаров для...