Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Креативность на всех уровнях: состоялся первый форум креативных индустрий

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

На два дня Лахта Центр в Санкт-Петербурге стал площадкой первого форума креативных индустрий «Креативный код. Россия», который собрал представителей 16 творческих сфер — от искусства до видеоигр

В Санкт-Петербурге прошел первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Налаживание диалога между органами власти и владельцами бизнеса и экспертами креативных индустрий — такова была ключевая задача форума.

Мероприятие, которое проходило 9 и 10 октября, получилось мощным, неспроста его участники собрались в самом высоком в Европе небоскребе — Лахта Центре на берегу Финского залива. По подсчетам организаторов, «Креативный код» посетило более 5 тыс. человек из 80 регионов России, а число выступивших экспертов достигло 150. Проблематика форума была интересна слушателям всех поколений, и залы современного «стеклянного дворца» оказались даже малы, поэтому, чтобы послушать спикеров, не поместившиеся на сидячие места гости выстраивались подле стен и занимали ступеньки.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

На форуме действительно было ради чего постоять. Выступали представители 16 индустрий, среди которых народные художественные промыслы, кино, арт-индустрия, видеоигры, ювелирное и книжное дело, дизайн, архитектура и урбанистика. Дискуссии разделили на шесть тематических блоков: «Государство и регионы», «Бизнес и партнерство», «Креатив и сообщество», «Образование и кадры», «Государство и индустрии», «Инфраструктура и поддержка».

Форум открылся пленарной сессией «Код креативной экономики России: Государство. Регионы. Бизнес», где одной из центральных тем стала поддержка творческих индустрий в регионах. Спикеры отметили, что значительную часть (75%) прибыли от креативной экономики обеспечивают 15 из 89 субъектов страны, а вклад остальных невелик.

«В первую очередь форум задумывался как площадка для межрегионального диалога: для обмена опытом, выработки методических основ развития всех направлений креативной индустрии страны и масштабирования лучших практик во все регионы России», — отметила Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития РФ.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

Проблеме развития креативной экономики в регионах была посвящена одна из самых популярных дискуссий на форуме — «Современное искусство как драйвер развития территорий». На примере пяти проектов спикеры показали, как искусство меняет восприятие места, привлекает местных жителей и меценатов к развитию населенного пункта и восстанавливает едва не утерянные ремесла и архитектурные памятники.

Издание The Art Newspaper Russia и его приложение «По пути» представила руководитель отдела спецпроектов Татьяна Тафинцева. Она подвела итоги первого года существования проекта, созданного по инициативе издателя газеты, Ольги Ярутиной, и наполненного большим интересом и любовью к регионам России. «По пути» направлен на изучение мест, которые только начали оживать и раскрывать свой потенциал благодаря народным промыслам, архитектуре и богатой истории. Татьяна Тафинцева привела три примера развития таких территорий — при содействии частного меценатства в селе Вятское, корпоративного меценатства в городе Мстера, а также благодаря государственной поддержке в Городце.

Даже в столь турбулентное время, как сейчас, работы русских мастеров пробиваются на международные площадки, чему способствует петербургская галерея «Палаты», в 2024 году принявшая участие в ярмарке BAD+ в Бордо, а в 2025-м — в выставке искусства и коллекционного дизайна PAD в Париже, ярмарках Collectible в Брюсселе и ART021 в Шанхае. Основательница галереи Юлия Лобойко, выступившая на дискуссии, устраивает экспедиции по России, чтобы заново открывать художественные техники и ремесла. Самая масштабная поездка — на Кубань — имеет особое значение для Юлии Лобойко, уроженки южного края, исконная культура которого почти не сохранилась. Чтобы это исправить, галерея инициировала открытие культурного центра в Сочи, которое состоится в 2027 году.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

Искусство способно стать важнейшим градообразующим фактором, что подтверждает опыт арт-парка «Никола-Ленивец» и фестиваля «Архстояние» — о них говорил арт-директор проекта Антон Кочуркин. История началась с армии снеговиков на берегу реки Угра, которых слепили жители маленькой деревни за символическую плату (10 руб. за одну снежную скульптуру). Как отметил Антон Кочуркин, именно коллаборация с деревенским сообществом обеспечила успех «Никола-Ленивца» и «Архстояния».

Сузила заданную тему сессия «Кластеры как фактор развития креативных индустрий», где представители кластера «Октава» в Туле, «Квартала труда» в Якутске и «Фабрики Матти» в Выборге поделились трудностями в реализации своих идей. Одни из ключевых — низкая рентабельность и дефицит финансирования. Эксперты хотят удержать творческую молодежь на родине и остановить отток талантов в крупные города, создавая кластеры как точки роста для перспективных специалистов.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

Творческое предпринимательство, как и культурное наследие, — это огромный актив любого региона. О том, как создать и продвинуть свой продукт, рассказали эксперты на сессии «Креативная экономика = экономика брендов. Как сформировать и продвинуть сильный бренд?». Помимо презентации известной многим Хохломы и адаптации ее исторической росписи к современности, зрителям рассказали о новом арт-курорте «Мамисон» в Северной Осетии, который стремится сделать отдых в горах всесезонным и привлекает к коллаборациям деятелей современного искусства. В числе спикеров был и Дмитрий Рязанов, основатель рожденной в Санкт-Петербурге конфетной фабрики «Культура», которая стала партнером ярмарок 1703, blazar (этой осенью желтые коробочки с мини-брауни служили приглашением на ее открытие) и Пушкинского музея. Нашему изданию тоже есть чем похвастаться — о The Art Newspaper Russia и сопутствующих газете премии, кинофестивале, выпущенной книге и проведенной в Московском музее современного искусства выставке рассказала генеральный директор Татьяна Сахокия.

Форум прошел при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также высшего совета партии «Единая Россия». Записи трансляций всех сессий доступны на официальном канале форума «Креативный код. Россия» в соцсети «ВКонтакте».


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20251015-ggav/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Музей-усадьба «Останкино» начал поэтапно открываться после многолетней реставрации

Египетский павильон Останкинского дворца. Фото: ГМЗ «Останкино и Кусково» Первым зданием дворцового ансамбля Останкино, открывшимся для публики после...

Домик Петра I в Москве отреставрировали и сделали еще интереснее

Домик Петра I — единственный в Москве мемориальный объект, связанный с именем государя-реформатора. Фото: Музей-заповедник «Коломенское» №133 Материал...

Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач

Черный дом архитектора Александра Константинова. Фото: личный архив №134 Материал из газеты Дом, созданный художником, — тотальное произведение...

Берегись газобетона: послевоенные постройки в Британии проверяют на RAAC

Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена...

В Петербурге учрежден фонд семьи художников Траугот

Георгий Траугот. «На Кронверкском». Конец 1950-х. Фото: Архив семьи Траугот Под эгидой нового фонда, связанного с наследием ленинградско-петербургской...

Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали

Завершена плановая реставрация фасадов храма Вознесения Господня XVI века в музее-заповеднике «Коломенское». Фото: Музей-заповедник «Коломенское» после Работы над...

Государственный центр современного искусства: конец истории

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) был основан в 1992 году. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина...

Команда Койо Коуо закончит ее проект для 61-й Биеннале в Венеции

В штаб-квартире Венецианской биеннале в палаццо Ка’Джустиниан огласили тему следующего арт-смотра. Фото: La Biennale di Venezia Организаторы Венецианской...

Все на курорт!

План курорта «Шермонт». Фото: УГМК-Застройщик Новый проект курорта «Шермонт» преобразит кемеровский Шерегеш, сделав его главной туристической локацией Сибири...

Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ

Скульптура Вима Дельвуа «Самосвал» около здания музейно-выставочного центра «Коллекция». Фото: Глеб Леонов На пресс-конференции в музее «Коллекция» было...

Конструктивисты инкогнито

Фаик Тагиров. Проект плаката «Шагай левой» (дословный перевод «шагай правой»). 1920-е. Фрагмент. Фото: ГМИИ Республики Татарстан Представляем пять...

Музейный маркетинг, построенный на молодежном энтузиазме

Национальный археологический музей Неаполя. Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli №133 Материал из газеты В Италии разгорелся очередной...

В Копенгагене выступают против неподобающего вида русалки

Четырехметровая скульптура русалки, установленная на территории форта Драгёр в Копенгагене. Фото: Dragør Nyt №134 Материал из газеты Четырехметровая...

Первые люди появились на Майорке гораздо раньше, чем считалось прежде

Ключ к разгадке балеарского парадокса, похоже, найден археологами в глубинах пещеры Хеновеса на острове Майорка. Фото: M.À. Perelló...

Фонд Ruarts открыл на пятом этаже углеобрабатывающее предприятие

Турбен, «Без названия,» 2023 Фото: Фонд Ruarts Художники творческого объединения из Санкт-Петербурга «10.203» коллективно изучают созидательные и разрушительные...

Что скрывается «за кулисами» Мраморного зала

Хрустальный потолок Мраморного зала прежде можно было рассматривать, только задрав голову. Теперь появились и другие опции. Фото: Алексей...

Здание архитектурного бюро Дональда Джадда возродилось из пепла

Здание, в котором располагалось архитектурное бюро Дональда Джадда в Марфе, открылось после долгой реставрации. Фото: Matthew Millman/Judd Foundation...

Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке

Эрнст Неизвестный. «Древо жизни». Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в...

Шуховскую башню в Выксе собирают на новом месте

Башня Шухова в Выксе. Фото: Павел Скребнев Водонапорную башню Владимира Шухова в Выксе — одно из последних творений...

Путь галериста: от академистов до арт-резиденции для актуальных художников

Юрий Калюта. «Женский портрет». 2008. Фото: SOLART Gallery SOLART Gallery открывает выставку «Сохраненное/saved»: вещи, которые попадали в галерею,...