Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва.
Фото: Сергей Кравцов

№130
Материал из газеты

В новом выставочном пространстве Творческого сообщества МИРА архитектурные традиции прошлого сталкиваются с искусством будущего под руководством законодателя альтернативной моды Андрея Бартенева

В Суздале появилось нечто такое, что меньше всего ожидаешь встретить в городе с 1000-летней историей, — «Коллайдер». С виду это добротный, ладный купеческий дом; по вечерам из окон, обрамленных резными наличниками, льется мягкий свет — так и кажется, что внутри кто-то сидит у самовара и пьет липовый чай с баранками. Но все это обманчиво. Гости дома попадают в цифровой колодец, где будто бы нет ни дна, ни потолка. Вошедших просто уносит дезориентирующий вихрь виртуальных образов.

«Коллайдер» — это новое арт-пространство Творческого сообщества МИРА. Сообщества, благодаря которому Суздаль теперь воспринимается не только как «жемчужина Золотого кольца России», но и как весьма богемное место, где современная художественно-артистическая жизнь имеет привкус того самого липового чая с баранками. Меценат Дмитрий Разумов приобретает в этих краях пришедшие в упадок исторические постройки, приглашает архитекторов, которые приводят их в порядок, и вместе с единомышленниками превращает в современные пространства для искусства, экспериментального театра и творческих встреч. Главная площадка МИРА центра, где проходят концерты, перформансы и лекции, занимает здание торговой лавки начала XIX века, отреставрированное Gorlenko Studio. Под летние мероприятия приспособили ГЭС на Нерли в 30 км от Суздаля — кирпичную руину вернули к жизни архитекторы из Дании и России. А избу XIX века превратили в выставочное пространство, получившее название «Ларец». Куратором «Ларца» стал художник, перформансист и законодатель альтернативной моды Андрей Бартенев. Он же заведует и «Коллайдером».

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва.
Фото: Сергей Кравцов

Надо заметить, что «Ларец» остался архетипической избой и снаружи, и внутри. Появление современного искусства среди этих бревенчатых стен видится дружелюбным инопланетным вторжением. Концепция «Коллайдера» более радикальна. Тут, заходя внутрь, человек делает шаг в другое измерение, как в фантастических фильмах.

Прежде чем стать порталом в параллельный мир, купеческий дом, построенный на рубеже XIX–XX веков, переходил из рук в руки и сильно обветшал. Его реставрацией занялось архитектурное бюро Nika Lebedeva Project. Элементы внешнего декора, крыльцо — все бережно отреставрировали. Накренившуюся крышу выровняли. А вот внутри, по словам Ники Лебедевой, было, в сущности, нечего восстанавливать, поэтому пространство сделали максимально минималистичным, обшив все белой вагонкой. Получился белый куб, но с деревенским шармом.

Отреставрированный фасад «Коллайдера».
Фото: Сергей Кравцов

Впрочем, планировку существенно переработали. Это касается и входной группы, и переходов между помещениями. Появилось пространство для экспозиций. Войти туда нельзя — можно только смотреть со специальной площадки внутри самого дома, напоминающей балкончик. Но главной, конечно, стала комната для диджитал-произведений. В ней разместили специально спроектированный экран в виде подковы высотой 5 м и длиной 12 м. Пол и потолок сделали зеркальными, создав ощущение отсутствия пространственных границ. Первой выставкой в «Коллайдере» (по плану они будут сменять друг друга раз в полгода) стало «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Художник взял разные компоненты современной жизни: гаджеты, социальные сети, пробки на дорогах, шум мегаполиса, а потом к этому всему, по словам Андрея Бартенева, как будто бросили дрожжи — с избытком — и все начало квакать, бурлить, подниматься.

На открытии «Коллайдера» Бартенев назвал его «гиперболоидом инженера Гастева». И неспроста. Дело в том, что по соседству строится, уже с нуля, еще одно пространство сообщества МИРА — музей «Гастева, 1», которым занимаются историк архитектуры и куратор Александра Селиванова и ее команда. Своим названием будущий музей обязан не только адресу, где он находится. Он действительно посвящен Алексею Гастеву — уроженцу Суздаля, революционеру-подпольщику, анархисту, теоретику научной организации труда, сочинителю «Поэзии рабочего удара» и визионеру (надо ли говорить, что репрессивная машина оказалась к нему, как и к другим приветствовавшим революцию оригиналам, безжалостна — Гастева расстреляли в 1939-м). «В музее „Гастева, 1“ покажут сложный, лабораторный, специ­фический по подаче материал, который будет рассказывать про жизнь Гастева, про основанный им Центральный институт труда, — говорит Бартенев. — И мы подумали, что после такого большого научного монолита зрителю нужна разрядка. Что это может быть? Ну, наверное, нужно устроить какую-то калейдоскопическую развлекуху. Мы решили, что нужно сочетать импульсы воздействия, чтобы зритель напрягся — отдохнул, напрягся — отдохнул. И так прошел по всем нашим музеям и получил от этого удовольствие».

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва.
Фото: Сергей Кравцов

Говоря о «наших музеях», Бартенев подразумевает и еще один — будущий Музей МИРА, который должен открыться через два года. Он займет здание отеля «Медный двор», переоборудованное по проекту бюро Treivas. Там на полутора тысячах квадратов разместятся экспонаты МИРА коллекции, которые встречаются сейчас на самых разных выставках. Это и авангард, и андерграунд: живопись, графика, скульптура, фотографии, книги, периодика, текстиль, видео-арт. А пока в суздальском «Коллайдере» можно испытать воздействие диджитал-искусства. Оно, по выражению Андрея Бартенева, «является первым эхом, которое несется не от нашей эпохи в будущее, а, наоборот, из будущего несется к нам». 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250415-zixr/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

«Архстоянию» 20 лет: страницы из летописи

№133 Материал из газеты С 25 по 27 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет 20-й по счету Международный фестиваль...

Неожиданная Доротея Лэнг на выставке в Вашингтоне

Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954. Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of...

Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век

Николай Сапунов. «Ряженые». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и...

Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет

Леон Дешер. Интерьер павильона «Дом коллекционера». 1926. Фото: Les Arts Décoratifs / éditions Albert Lévy №130 Материал из...

Свежий номер: олений нос, спрятанный стрит-арт и мантры в Эрмитаже

№136 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Как британский «храм современного искусства» вывел Лондон на мировую арт-сцену

Бывшая электростанция «Бэнксайд» уже четверть века генерирует идеи и тренды для современного искусства. Фото: Tomasz Zielonka №132 Материал...

Здание архитектурного бюро Дональда Джадда возродилось из пепла

Здание, в котором располагалось архитектурное бюро Дональда Джадда в Марфе, открылось после долгой реставрации. Фото: Matthew Millman/Judd Foundation...

Объявлен шорт-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia

Премия The Art Newspaper Russia. Фото: Гриша Галантный Шорт-лист номинантов на ежегодную премию за 2023 год включает лидеров...

Суздаль эффектно вступил во второе тысячелетие

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Суздальском кремле стал уникальным фоном для проекций шоу «Свет Суздаля» и одновременно его...

Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении

Нина Молева. Фото: belutin.ru Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем...

Музейный маркетинг, построенный на молодежном энтузиазме

Национальный археологический музей Неаполя. Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli №133 Материал из газеты В Италии разгорелся очередной...

Музей «Гараж» отмечает 17-летие

Музей современного искусства «Гараж». Фото: Артур Шураев / Unsplash.com Музей современного искусства «Гараж» 13 июня отмечает двойной праздник:...

Принстонский университет наконец определился со своим Рубенсом

Картина Питера Пауля Рубенса «Гибель Адониса» после реставрации. Фото: Princeton University Art Museum До недавних пор многочисленные слои...

На полотне Артемизии Джентилески раны Геракла оказались не смертельными

Реставратор из Центра Гетти Ульрих Биркмайер работал над полотном более двух лет. Фото: Cassia Davis/J. Paul Getty Trust...

Как модели ИИ помогают археологам находить новые памятники

Один из геоглифов, загадочных гигантских изображений, сделанных в пустыне на юге Перу около 2 тыс. лет назад представителями...

Закукарекает ли как прежде яйцо Ротшильда спустя десятилетия?

Одно из самых сложных и дорогих ювелирных изделий фирмы Фаберже — яйцо-часы, получившее название «яйцо Ротшильда» по имени...

Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции

Густав Климт. «Портрет Элизабет Ледерер». 1914-1916. Фото: Sotheby's №135 Материал из газеты Аукционные дома мира стремятся заполучить на...

В Москве поставили спектакль-байопик об амазонках авангарда

Александра Экстер. Эскиз декорации. Лист №6 «Оперетта». Фото: Театральный музей имени А. А. Бахрушина №131 Материал из газеты...

Одна уникальная монета и несколько редких: следы громкого ограбления привели в Москву

Античная монета, изъятая на российском нумизматическом рынке. Фото: Musées de Reims №131 Материал из газеты Часть коллекции старинных...

Рождение музея одежды из пены быстротекущих дней

Костюмы 1940-х и 1950-х годов, созданные Питером Расселлом, Харди Эмисом, Бьянкой Моской и Кристианом Диором и принадлежавшие Марго...