Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Произведение в честь мертвого анархиста разместили в зале не по размеру

Работа Энрико Бая в Королевском дворце. Сейчас она находится в зале Музея Новеченто, куда едва поместилась.
Фото: Roberto Serra / Iguana Press / Getty Images

№131
Материал из газеты

Внушительная работа итальянского художника Энрико Бая, посвященная анархисту Джузеппе Пинелли, погибшему в 1969 году, выпав из окна полицейского участка, попала на постоянное экспонирование в помещение не по размеру

Решение миланского муниципалитета поместить произведение художника Энрико Бая на постоянную экспозицию в маленьком зале Музея Новеченто вызвало волну негодования. Эта работа размером 3 на 12 м изображает смерть анархиста-железнодорожника при подозрительных обстоятельствах после того, как его задержала полиция. Критики обвиняют муниципалитет в том, что ему не хватило смелости для по-настоящему открытого разговора об одном из самых мрачных эпизодов послевоенной истории города.

В 1969 году полиция задержала Джузеппе Пинелли для допроса в связи с терактом в одном из миланских банков на площади Фонтана, в результате которого погибло 17 человек. Три дня спустя он разбился насмерть, выпав из окна четвертого этажа полицейского участка, где его содержали. По результатам расследования прокурор Джерардо Д’Амброзио постановил, что анархист (впоследствии обвинения с него были сняты) упал в обморок и потерял равновесие. Однако левые активисты утверждали, что его толкнул Луиджи Калабрези, один из трех допрашивавших его офицеров.

Произведение Бая «Похороны анархиста Пинелли» (1972) представляет собой композицию, составленную из закрепленных на доске деревянных фигур. Оно изображает падающего вниз головой Пинелли, по одну сторону от которого находятся свидетели, в том числе его жена и две дочери, а по другую — вооруженные кинжалами полицейские, изображенные в виде демонов. В этой работе, вдохновленной знаменитой «Герникой» (1937) Пабло Пикассо, есть еще один отдельный элемент — окно, обрамляющее четыре протянутые руки, которое обычно помещают над основной частью композиции.

Первоначально Бай подарил работу вдове Джузеппе Личии Пинелли, которая позднее продала ее миланскому галеристу Джорджо Маркони. По замыслу Бая, произведение должно было экспонироваться в Зале кариатид — величественном пространстве площадью 600 кв. м в миланском Королевском дворце, но выставку отменили прямо в тот день, когда должно было состояться ее торжественное открытие, — 17 мая 1972 года, после того как офицера Калабрези убили возле его дома левые боевики.

Работа отправилась путешествовать по временным экспозициям, побывав в числе прочего в Женеве, Майами и Стокгольме, пока в 2012 году не оказалась наконец в Зале кариатид. В 2017 году ее передали в дар городскому совету Милана.

Первоначально муниципалитет планировал разместить «Похороны анархиста Пинелли» в Палаццо Читтерио — открывшемся в минувшем декабре экспозиционном пространстве для искусства XX века, которое находится в ведении Пинакотеки Брера. Однако вместо этого 20 февраля произведение представили в небольшом зале на четвертом этаже Музея Новеченто в рамках постоянной экспозиции, посвященной миланскому искусству 1960–1990-х годов.

Дочь Джузеппе Клаудиа Пинелли раскритиковала этот выбор, заявив, что тесное пространство ослабляет впечатление, которое производит работа. Кроме того, она недовольна тем, что из-за недостаточной высоты потолков в зале отдельный элемент в виде окна пришлось поместить не сверху, а сбоку, у входа. «После стольких лет ожидания хотелось надеяться, что работу выставят в более заметном месте», — сказала она The Art Newspaper. Она тоже полагает, что муниципалитету не хватило смелости для прямого разговора об этой болезненной главе в истории Милана.

Дочь погибшего анархиста не единственная публично раскритиковала выбор пространства для инсталлирования работы. Бывшая глава по делам культуры в Милане Росселла Траверса назвала выбранное выставочное пространство «совершенно неадекватным», «неряшливым» и «вульгарным». Кроме того, как сообщает новостной сайт Milano Today, в ходе дебатов в мэрии член муниципалитета от Европейской партии зеленых Томмазо Горини обвинил коллег в «уродовании» произведения.

Однако Лука Костаманья, член муниципалитета от левой Демократической партии, выступил в защиту решения о перемещении работы в Музей Новеченто. «Вместо того чтобы радоваться тому, что работу наконец-то поместили в постоянную экспозицию, все только и говорят о том, что ее изуродовали», — возмутился он. Костаманья также утверждает, что по вопросу о ее размещении консультировались с семьей Бая. 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250527-fins/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

В Магадане открывается культурно-выставочный центр «Рында»

Арт-группа Грязновы (Грязнов Григорий и Таисия Грязнова). «Динозавры» из серии «Колымские дикие животные в многомерной темпоральности-1». 2025. Фото:...

Филип Гастон в Тейт Модерн: призыв к человечности

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate Долгожданная ретроспектива классика ХХ века состоялась —...

Драгоценный дом в Канзас-Сити позволит посетителям исследовать собственные души

JewelHouse будет располагаться на территории музея в бывшем павильоне искусств, который до 1970-х годов служил планетарием. Фото: International...

В Центре «Зотов» показывают архитектуру конструктивизма

Вера Колпакова. «Цветовое решение архитектурного объема». Мастерская Густава Клуциса. 2 курс. 1928–1929. Фото: Музей истории московской архитектурной школы...

Как ограбление Лувра повлияет на миллиардный план его реконструкции?

Комплект ювелирных украшений императрицы Евгении, включая похищенные тиару и бриллиантовый бант, а также корону (ее воры обронили при...

Что ценного и значимого находят в московской земле

В 3-м Обыденском и Богоявленском переулках археологами были найдены глазурованные, муравленые изразцы, которых хватит на целую музейную витрину. Фото: Sminex...

Франческо Пезеллино: дебютная экспозиция забытого мастера

Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент. Фото: Лондонская национальная галерея Вы вряд ли слышали его имя раньше. В...

Команда Койо Коуо закончит ее проект для 61-й Биеннале в Венеции

В штаб-квартире Венецианской биеннале в палаццо Ка’Джустиниан огласили тему следующего арт-смотра. Фото: La Biennale di Venezia Организаторы Венецианской...

Manifesta 17 пройдет в 2028 году в Португалии

Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24. Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra Пока...

Валентина Агафонова: «Музей Булгакова — заложник своей популярности»

Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова. Фото: Музей Михаила Булгакова Музей Михаила Булгакова пользовался популярностью и до новой...

Собственная теплоизоляция и коровьи кости: жизнь студента XVII века

Библиотека Колледжа Сент-Джонс. Фото: Колледж Сент-Джонс Десятилетняя реновация в оксфордском Колледже Сент-Джонс преподнесла немало сюрпризов. А прагматическим результатом...

Новые арт-объекты в Парке Малевича

Александр Константинов. «Цветные деревья». Установлен в 2023. Фото: Иван Новиков-Двинский /Третьяковская галерея Алла Урбан. «Встреча». 2023. Установлен в...

Закукарекает ли как прежде яйцо Ротшильда спустя десятилетия?

Одно из самых сложных и дорогих ювелирных изделий фирмы Фаберже — яйцо-часы, получившее название «яйцо Ротшильда» по имени...

Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ

Скульптура Вима Дельвуа «Самосвал» около здания музейно-выставочного центра «Коллекция». Фото: Глеб Леонов На пресс-конференции в музее «Коллекция» было...

«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»

«Скука в танцах». Телесные практики в рамках «Скучного лета» в «ГЭС-2». Фото: Гоша Бергал / Дом культуры «ГЭС-2»...

Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру

Урс Фишер. «Большая глина №4». 2021. Фото: Глеб Леонов/Дом культуры «ГЭС-2» Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4»,...

Фонд «Новые коллекционеры» проводит Биеннале частных коллекций

Виктор Пивоваров. «Дятел». 2000. Из коллекции Дмитрия Коваленко. Фото: Фонд «Новые коллекционеры» Многосоставный проект, включающий разные события —...

Для москвичей приоткрылись двери в гравюрный кабинет

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus Выставка в фонде In artibus...

Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции

Густав Климт. «Портрет Элизабет Ледерер». 1914-1916. Фото: Sotheby's №135 Материал из газеты Аукционные дома мира стремятся заполучить на...

Процесс потемнения свинцовых белил обратится вспять

В копенгагенском Государственном художественном музее еще в начале 2000-х годов заметили, что белые участки на графике старых мастеров...