Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

В Москве идет выставка Александра Панкина, мастера абстрактной живописи

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

Ретроспектива «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова представляет различные периоды творчества художника и впервые показывает его ранние работы

Открывшаяся в Фонде Андрея Чеглакова выставка Александра Панкина (1938–2020), художника-абстракциониста второй волны русского авангарда, охватывает все периоды его творчества, кардинально отличающиеся друг от друга. Условно их можно разделить на три: ранний экспрессионистический, «геометрический реализм» и период «метаабстракции» (по авторской терминологии). Художник за несколько десятилетий планомерного развития в искусстве смог найти свой неповторимый почерк в синтезе художественного и научного.

Александр Федорович получил классическое архитектурное образование в МАРХИ и долгое время занимался реставрацией памятников русской средневековой архитектуры. Самыми значимыми для него стали работы по восстановлению городища Старая Рязань (XI–XIII вв.), новгородской церкви Благовещения на Городище (XIII–XIV вв.), церкви Спаса Преображения на Угре Воротынского монастыря (XVI в.). Пропорциональный анализ построения храмов привел его к пониманию безусловных гармонических законов искусства. Именно гармония, ее поиск и доказательство стали на долгое время определяющей в концептуальной составляющей его творчества, что в конечном итоге привело к истокам только зарождающегося в России научного искусства.

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

Начиная с середины 1980-х годов Панкин вел активную выставочную деятельность в России и за рубежом, участвовал в многочисленных научных конференциях, посвященных проблемам современного искусства.

На выставке собраны более 50 работ художника, включая живопись, графику и трехмерные объекты. Многие картины показаны впервые, они хранятся в собрании наследников: вдовы Натальи Сахановны Датиевой и сына Дмитрия Панкина (художника, несколько акварелей которого представлены на выставке), а также Валерия и Натальи Силаевых.

На первом этаже выставочного зала зритель имеет уникальную возможность познакомиться не только с ранними работами Александра Панкина, но и с произведениями его отца, Федора Александровича Панкина, чей пример, безусловно, повлиял на формирование личности художника. Небольшие пленэрные акварельные композиции Федора Панкина передают очарование среднерусского пейзажа. Он следил за открытиями в науке, отлично знал литературу, философию, разбирался в изобразительном искусстве. В доме было много книг. Главное место занимали альбомы с репродукциями картин художников Возрождения, импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов — и все это в эпоху господства социалистического реализма. Сам Александр Федорович в юности так же, как отец, его первый учитель, писал акварели. С детства судьба художника была предопределена, мальчик много рисовал и был тесно связан с творчеством.

В ранних произведениях Александра Панкина большое внимание уделялось построению абстрактных композиций с использованием правил золотого сечения. Живописные приемы, которые использовал художник, подразумевали совмещение разных техник, включение коллажа и ассамбляжа.

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

На втором этаже представлены живописные и графические работы, а также трехмерные объекты последних двух периодов творчества Панкина. С начала 1990-х годов он занимался аналитической живописью, выбрав за основу разбор супрематических композиций Малевича. В это время возникает фундаментальный для дальнейшей творческой эволюции художника интерес к научному анализу композиции — в основу гармонии ставится число.

«Математически исчислить вдохновение, вывести формулу интуиции, поверить гармонию алгеброй, просчитать (прочитать) „Черный квадрат“ числовыми рядами Фибоначчи — вот сюжеты, увлекающие творческую мысль художника-ученого Александра Панкина. И ни тени педантизма и графоманства. Все на полном серьезе, и все же презентуется в виде совершенного арт-объекта — зрелищного, многослойного, сохраняющего обаяние импровизации и открытого разным смыслам, как и положено хорошему искусству», — этой цитатой Сергея Хачатурова открывается второй раздел выставки.

Цикл «Заметки на полях» стал знаковым в живописном и теоретическом наследии художника. Это аналитические картины-таблицы, картины-тексты. Исследования Панкина доказали удивительную упорядоченность произведений авангардиста. Организация живописной поверхности в картинах этой серии задается выбранной автором формой, они монохромные и лаконичные. Панкин использует метод «чертежа», почерпнутый из архитектуры: вводит многочисленные линии построения, составляет обмеры. Включает в картины авторские комментарии. Дополнением к циклу стали «импровизации» Панкина на тему супрематизма.

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

«Метаабстракции» позднего творчества художника — это не только живописные, но и графические работы. Благодаря незаурядности художественного мировоззрения он находит новые формы воплощения математических единиц. Большое внимание уделено ряду Фибоначчи, простым, иррациональным и трансцендентным числам. Панкина также занимает аналитическое осмысление культурного наследия. Он обращается к трудам математиков и философов Василия Налимова и Александра Зенкина, теоретическим трактатам Кандинского, Малевича, Хлебникова, философским рассуждениям Павла Флоренского и Алексея Лосева. Зритель получает возможность проникнуть в творческую лабораторию художника. Показаны развороты рабочих альбомов, примеры авторского формального анализа композиций Малевича.

Путь Панкина в искусстве лежал через поиск новой фигуративности. Будучи шестидесятником, художник двигался от реализма и академизма институтской живописи к абстрактному экспрессионизму. В поисках единомышленников он сблизился со студией «Новая реальность» Элия Белютина, бывшей одним из очагов неофициальной культуры. С начала 1990-х годов на первый план выходят интересы художника, связанные с изучением супрематизма, Панкин практически полностью уходит в аналитику полотен Малевича. Эта аналитическая живопись органично ввела его в круг ученых, работающих на стыке науки и искусства. Художник начал оперировать понятиями только зарождающегося в России нового направления science art.

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

Опыт художника в своем роде уникален. Он принадлежит к числу пионеров русского научного искусства и последовательно представляет самобытное направление, суть которого — художественная визуализация гармоничной абстрактной мысли.

«Мои работы очень принципиальны. Я убежден, что актуальное искусство — это искусство, комфортное для зрителя. У меня нет асимметричных композиций и пространства, которое улетает в бесконечность, выходит за пределы видимости. Все стремится к центру, мой хаос, пульсирующие красно-белые тона, — это детерминированный хаос. В нем все объективно, ничего изменить нельзя, я не могу ничего переменить по своей собственной воле. Число объективно регулирует всю эту структуру» — так свое кредо выразил сам Александр Панкин.

«Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника».
Выставочные залы Фонда Андрея Чеглакова
До 25 февраля


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/v-moskve-idet-vystavka-aleksandra-pankina-mastera-abstraktnoi-jivopisi.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia

Татьяна Яблонская. «Лето». 1967. Фото: Государственная Третьяковская галерея Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы до 28...

Manifesta 17 пройдет в 2028 году в Португалии

Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24. Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra Пока...

Елизавета Южакова: Наша цель — не допустить исчезновения произведения искусства

Елизавета Южакова. Искусствовед, научный сотрудник — стипендиат Музея Гуггенхайма. Фото: архив Елизаветы Южаковой Специалист по сохранению и реставрации...

Самая западная из Третьяковок покажет пять веков русского искусства

Новый филиал Государственной Третьяковской галереи в Калининграде открывается 12 июня. Фото: Александр Матвеев Второй из филиалов Третьяковской галереи...

Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок

В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения. Фото: The National...

Ампирные фасады дворца Дурасова в Москве вновь обрели свежесть

Особняк вельможи екатерининских времен снова открыт для публики и проведения церемоний. Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы...

Путь галериста: от академистов до арт-резиденции для актуальных художников

Юрий Калюта. «Женский портрет». 2008. Фото: SOLART Gallery SOLART Gallery открывает выставку «Сохраненное/saved»: вещи, которые попадали в галерею,...

Исландские музеи мечтают перезимовать без потерь

Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика. Фото:...

Вилла Гетти открывается спустя несколько месяцев после пожаров

Вилла Гетти откроется 27 июня. Фото: Cassia Davis/J. Paul Getty Trust №132 Материал из газеты Лос-анджелесский музей с...

Современное искусство XVI и XXI веков показывают в нижегородском Арсенале

Досси Д. подражание. «Фокусник». Первая треть XVI века. Фото: Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина В...

По садам сквозь время

На территории поселка «Миллениум Парк» раскинулись сразу пять тематических садов, связанных 5 км водных каналов. Фото: Villagio Estate...

Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет

Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства АРТ МОСКВА 2025. Фото: АРТ МОСКВА Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства...

Урок толерантности для Веласкеса: Музей Прадо корректирует описания экспонатов

Диего Веласкес. «Франсиско Лескано. Дитя из Вальекаса». 1643-1645. Фото: Museo del Prado Сотрудники мадридского Музея Прадо проверяют этикетки...

Надя Брыкина: «Я никогда не думала именно о нонконформистах, просто искала то, что мне по душе»

Надя Брыкина, основатель Музея нонконформизма. Фото: Музей нонконформизма Коллекционер и галерист Надя Брыкина учредила в Москве Музей нонконформизма....

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях победила стихии

Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях. Фото: Мосгорнаследие Шедевр нарышкинского барокко в Москве перенес первый — и важнейший...

Василий Церетели назначен директором MMOMA

Василий Церетели возглавил Московский музей современного искусства. Фото: Ирина Полярная / MMOMA Василий Церетели, бывший исполнительным директором Московского...

Другой замес: Коровин подлинный и поддельный

В ЦХЭ утверждают, что картина «Ночной Париж» (1922) поддельная. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина №132 Материал из...

Александра Паперно: «Люди создали границы даже на небе»

Александра Паперно. «Синий час», 2023. Фотография. Произведение создано и произведено по заказу Дома культуры «ГЭС-2». Фрагмент. Фото: архив...

Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа

Разделы каталога выставки выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда» соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее. Фото:...

Музей культуры стран Африки может открыться в Москве через полтора года

Маска декоративная. Объединённая Республика Камерун. 1970-е. Фото: Государственный музей Востока Министерство культуры РФ начало выделять Музею Востока средства...