Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих

Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – English. 2005.
Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Galerie Neu, Berlin

Триумфаторами основного проекта биеннале под названием «Чужестранцы повсюду» станут аутсайдеры арт-мира, художники «вне закона» и представители коренных народов глобального Юга, искусство которых зачастую связано с традиционными ремеслами

О том, что ждет гостей 60-й Венецианской биеннале, которая будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года, рассказал ее куратор Адриано Педроза на пресс-конференции 31 января. Биеннале откроет зрителям имена более 300 художников; предпочтение отдавалось тем, кто прежде не выставлялся в рамках основного проекта. Тема главной выставки — «Чужестранцы повсюду», но речь идет не только и не столько об иностранцах, сколько о маргиналах, аутсайдерах и тех, кто чувствует себя чужим даже на родине. «Фоном нашей работы является мир, изобилующий кризисами, которые связаны с перемещением людей через границы», — сказал Педроза, и, видимо, слово «границы» в данном случае можно трактовать довольно широко. В фокусе внимания — «различия и неравенство, связанные с идентичностью, национальностью, расой, гендером, сексуальностью, свободой и благосостоянием».

Президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто и ее куратор Адриано Педроза.
Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia

Бразилец Педроза — первый руководитель Венецианской биеннале не просто из Латинской Америки, но и вообще из Южного полушария. И в теме выставки, по его признанию, отразился его собственный опыт: «Я жил за границей, и мне посчастливилось много путешествовать, но часто ко мне относились как к выходцу из третьего мира, несмотря на то что я являюсь держателем одного из самых котирующихся паспортов глобального Юга — согласно индексу паспортов». Вместе с тем он уверен, что тема отзовется в душе каждого из зрителей: «Во-первых, куда бы вы ни пошли и где бы вы ни были, вы всегда будете сталкиваться с иностранцами: они/мы повсюду. Во-вторых, где бы ты ни оказался, ты всегда — по-настоящему и глубоко внутри — иностранец». Педроза также отметил, что в зависимости от индивидуального восприятия тема биеннале может звучать как девиз, лозунг, призыв к действию, возглас, выражающий волнение, радость или даже страх («Чужестранцы повсюду!»).

Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – Spanish. 2007.
Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Mennour, Paris

Само это название отсылает к серии работ концептуалистского коллектива Claire Fontaine (Фульвия Карневале, Джеймс Торнхилл), основанного в Париже, но ныне базирующегося в Палермо. С 2004 года арт-дуэт создает разноцветные неоновые скульптуры, которые на разных языках транслируют слова «иностранцы повсюду», отсылающие, в свою очередь, к названию туринского коллектива Stranieri Ovunque, который боролся с расизмом и ксенофобией в Италии в начале 2000-х. Некоторые из этих скульптур разместят в Арсенале (бывшие верфи являются одной из основных площадок биеннале наряду с Центральным павильоном в садах Джардини).

Главная выставка будет поделена на две секции: Nucleo Contemporaneo («современное ядро») и Nucleo Storico («историческое ядро»). Участниками «современной» секции станут, условно, следующие группы художников: те, кто подвергался преследованиям, в том числе со стороны государства, из-за своей идентичности; те, кто оказался на обочине мира искусства, — самоучки, народные умельцы и другие аутсайдеры; представители коренных народов, к которым зачастую даже на их родной земле относятся как к чужестранцам.

Коллектив Mahku. Kapenawe pukenibu. 2022.
Фото: Daniel Cabrel/Museu de Arte de São Paulo – MASP

Коллектив Mahku, который переводит на визуальный язык современного искусства традиционные песни и мифы племени хуни куин (их деревни находятся в джунглях Амазонки между Бразилией и Перу), оставит на фасаде Центрального павильона в Джардини монументальную роспись. А участницы группы Mataaho, которые являются представительницами маори — коренного народа Новой Зеландии, сплетут внушительных размеров инсталляцию в первом зале Арсенала. Еще один зал будет посвящен «квир-абстракции» (Верховный суд России признал «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистской организацией и запретил его в РФ). Nucleo Contemporaneo также будет включать спецраздел, посвященный «Архиву неповиновения» миланского куратора, писателя и искусствоведа Марко Скотини. Уже много лет он собирает документальные свидетельства протестов по всему миру — от кадров стихийной демонстрации обнаженных хиппи в Милане в 1976 году до выступлений российского художественного объединения «Что делать?».

Группа Mataaho Collective. Takapau. 2022.
Фото: Maarten Holl/Te Papa

В «исторической» секции Nucleo Storico покажут работы уроженцев стран Латинской Америки, Африки и Азии, сделанные в XX веке. Экспозиция, в частности, продемонстрирует, как художники глобального Юга восприняли и истолковали европейский модернизм. Особенно показателен будет зал, посвященный абстрактному искусству: вместо привычного западного «геометризма» зритель найдет здесь более «органические», криволинейные, обтекаемые формы. В портретной галерее представят картины, графику и скульптуру с изображением преимущественно небелых людей, как подчеркнул Педроза в своем заявлении. Еще один раздел Nucleo Storico посвятят итальянским художникам, которые строили карьеру за пределами родной страны. Экспозиция обещает быть эффектной: произведения 40 авторов замуруют в прозрачные «стеклянные мольберты», чтобы они буквально парили в пространстве. Такую систему показа Лина Бо Барди (урожденная итальянка, сделавшая карьеру архитектора в Бразилии) придумала в 1968 году для Художественного музея Сан-Паулу, здание которого спроектировала она же и арт-директором которого сейчас является Адриано Педроза.

Джанни Бертини. La Toile de Penelope. 1959.
Фото: Thierry Bertini and Frittelli Arte Contemporanea

Он выделил в готовящейся экспозиции два явных лейтмотива. Первый — обилие текстильных работ, что подчеркивает интерес нынешнего пула художников к ремеслу, ручному труду. Второй лейтмотив — кровные связи: многие участники выставки приходятся друг другу родственниками. Для представителей коренных народов характерна передача традиций и секретов ремесла от родителей к детям, а также между братьями, сестрами и другими родственниками.

Особое внимание в рамках биеннале планируют уделить проектам на открытом воздухе. Традиционно собственные проекты покажут и в национальных павильонах. На этот раз их 90; среди новичков — Республика Бенин, Эфиопия, Танзания и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

Награды биеннале, в том числе «Золотые львы» за вклад в искусство художницам Анне Марии Майолино (р. 1942) и Нил Ялтер (р. 1938), будут вручены 20 апреля, в день открытия 60-й Венецианской биеннале современного искусства для публики.


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/60-ia-venecianskaia-biennale-bydet-chestvovat-chyjih-sredi-svoih.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр

Тиара императрицы Евгении. Фото: Musée du Louvre Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов...

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса. Фото: Walters Art Museum В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе,...

По садам сквозь время

На территории поселка «Миллениум Парк» раскинулись сразу пять тематических садов, связанных 5 км водных каналов. Фото: Villagio Estate...

В Ферапонтове открылся музей «отца русского неоэкспрессионизма» Виктора Казарина

Виктор Казарин. Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник №135 Материал из газеты Вологодское село Ферапонтово знаменито не только...

Домик Петра I в Москве отреставрировали и сделали еще интереснее

Домик Петра I — единственный в Москве мемориальный объект, связанный с именем государя-реформатора. Фото: Музей-заповедник «Коломенское» №133 Материал...

«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»

«Скука в танцах». Телесные практики в рамках «Скучного лета» в «ГЭС-2». Фото: Гоша Бергал / Дом культуры «ГЭС-2»...

На полотне Артемизии Джентилески раны Геракла оказались не смертельными

Реставратор из Центра Гетти Ульрих Биркмайер работал над полотном более двух лет. Фото: Cassia Davis/J. Paul Getty Trust...

Город — страна — мир: международные проекты «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2» Выставки, фестивали, кино и многое другое, что вошло в программу...

Глобальное потепление разрушает исторические маяки штата Мэн

Маяк Портленд-Хед, один из самых популярных в Новой Англии, серьезно пострадал при штормах в январе 2024 года. Фото:...

В Музее транспорта Москвы появился первый экспонат

Пока продолжается реставрация гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице для Музея транспорта Москвы, в экспозиции появился первый экспонат....

Турецкий пиксель: чем впечатлила 20-я ярмарка Contemporary Istanbul

Ярмарка Contemporary Istanbul 2025. Фото: Contemporary Istanbul В Стамбуле прошла юбилейная, 20-я международная арт-ярмарка Contemporary Istanbul. Она порадовала...

Что ценного и значимого находят в московской земле

В 3-м Обыденском и Богоявленском переулках археологами были найдены глазурованные, муравленые изразцы, которых хватит на целую музейную витрину. Фото: Sminex...

«Фрагменты эпохи» в интерьерах особняка

Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП). Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI...

Чингисхан как герой истории, старой и новой

Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана. Фото: Musée de Karakorum Первую...

Неожиданная Доротея Лэнг на выставке в Вашингтоне

Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954. Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of...

Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок

В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения. Фото: The National...

Прогулки по шедеврам конструктивизма вместе с Центром «Зотов»

Функциональные прогулки, которые запустил Центр «Зотов», — это экскурсии по московским шедеврам конструктивизма с изучением их функциональных особенностей....

В Москве начинается большой проект, посвященный образам Арктики

Дмитрий Платонов. «Рутина жизни». 2020. Фото: Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции»...

Павел Филонов и его окна в параллельную реальность

Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье». Фото: «Парк «Зарядье» Одна из самых...

Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея

Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П.Брюллова» в Государственном Русском музее. Фото: Олег Золото / Государственный...