Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Цифровой проект Эрмитажа и VK дарит возможность увидеть коллекцию музея в разных ракурсах

Павлин. Часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри, входящий в постоянную экспозицию Павильонного зала Малого Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Новый проект «Один музей. Три взгляда» позволит в режиме онлайн и офлайн пройти три тематические экскурсии по музею в сопровождении Сергея Минаева, Евгения Чебаткова и Клавы Коки

В рамках нового проекта «Один музей. Три взгляда» Государственный Эрмитаж совместно с VK запустил три цифровых маршрута по музею в сопровождении звездных ведущих: писателя Сергея Минаева, стендап-комика Евгения Чебаткова и певицы Клавы Коки. Пройти по маршрутам можно в музее или онлайн с помощью специально разработанного чат-бота в сообществе Эрмитажа в социальной сети «ВКонтакте». Кроме Эрмитажа и VK в проекте участвовал бренд Samsung: компания предоставила музею плазменные экраны, а также создала для посетителей зону с диванами и планшетами, на которых можно пройти все три маршрута, сидя на удобной софе.

У проекта две задачи: во-первых, помочь посетителям с навигацией по великану-музею, а во-вторых — обратить внимание аудитории на редкие экспонаты и рассказать малоизвестные факты о шедеврах. «Лабиринты» Зимнего дворца превратились в своеобразный квест благодаря размещенным в его залах QR-кодам: при наведении камеры смартфона пользователь получает карту маршрута, короткий вертикальный видеоролик (здесь музей подстроился под клиповое мышление современного поколения) и может двигаться в поисках следующей точки. Экскурсии предназначены как для тех, кто пришел познакомиться с ведущим музеем страны впервые, так и для искушенного зрителя — организаторы постарались, чтобы контент получился познавательным для всех. Каждая из трех виртуальных экскурсий занимает не менее часа и ведет зрителя по не самым популярным залам, уводя от основного потока туристов.

Сергей Минаев, писатель.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Отправной точкой для всех маршрутов служит Фельдмаршальский зал: направо пойдешь — на Минаева набредешь, налево пойдешь — Клаву Коку найдешь, а прямо пойдешь — Чебаткова встретишь. Выбор проводников неспроста получился разношерстным — такой подход позволит взглянуть на музей через призму восприятия медиаперсон, отличающихся по возрасту и сфере деятельности, с разным бэкграундом и аудиторией. Так, Сергей Минаев представит зрителю Эрмитаж как хранителя истории, Евгений Чебатков развеет миф о строгости музея и поведает о «смеховой» культуре минувших эпох, а Клава Кока укажет на сокровища коллекции Эрмитажа и поведает о работе климатологов, реставраторов и других специалистов музейного дела. Эрмитаж выбирал проводников, опираясь на возможности VK. Сергей Минаев и Клава Кока были подобраны под уже сформированные маршруты, а Евгения Чебаткова вписали в проект еще до появления идеи юмористической экскурсии.

«История в Эрмитаже» с участием Сергея Минаева виртуально повествует, например, о парадном Гербовом зале, в котором в годы Первой мировой войны находился лазарет, и о разбитых в Висячем саду огородах, где во время блокады Ленинграда работники музея выращивали овощи. Находясь в Большом итальянском просвете, писатель рассказывает не о полотнах мастеров XVII–XVIII веков, а об эвакуации более 1,2 млн экспонатов в Свердловск во время Великой Отечественной войны. В Военной галерее, которой Пушкин посвятил строки «У русского царя в чертогах есть палата: она не золотом, не бархатом богата», Минаев раскрыл секрет пустых рам. Самое длинное видео проекта (и единственное горизонтальное) — восьмиминутное интервью об истории Георгиевского (или Большого тронного) зала с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Завершающим пунктом этого маршрута стал подкаст о знаменитых эрмитажных атлантах — тоже в исполнении Михаила Пиотровского.

Евгений Чебатков, стендап-комик.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

«Юмор в Эрмитаже» с Евгением Чебатковым в Портретной галерее Романовых упоминает первые царские тусовки — ассамблеи Петра I, в Шатровом зале — толкует значение большого пальца вверх на полотне Диего Веласкеса «Завтрак», а в Зале французского искусства — ищет причину скандальности улыбки, оголяющей зубы, на автопортрете придворной французской художницы Элизабет Виже-Лебрен. В самом любимом зале юных посетителей Эрмитажа — Рыцарском — комик поведал о роли своих коллег-шутов в Средние века: кроме задачи развеселить вельмож, шуты могли исполнять обязанности советника, домоправителя и оруженосца.

Клава Кока, певица.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Наконец, благодаря маршруту «Вдохновение в Эрмитаже» с Клавой Кокой аудитория узнает о работе музейных климатологов для сохранения «Мадонны» Леонардо да Винчи, об образцах камнерезного искусства из уральского малахита в просветах и о воссозданной в Зимнем дворце копии лоджии Рафаэля в Ватикане, на потолке которой (если не жалеть свою шею) можно разглядеть сюжеты от сотворения мира и изгнания из рая первых людей до рождения Христа и Тайной вечери. Маршрут также затрагивает историю гранитной статуи богини войны и разрушения Сехмет. Дочь бога Ра изображали с головой льва, по преданию, ее дыхание создало пустыню.

«Сложность проекта состояла в том, чтобы сделать его простым и доступным как онлайн, так и офлайн. Своей задачей мы видели сокращение дистанции между аудиторией „ВКонтакте“, Эрмитажа и прекрасными экспонатами, которые музей любезно предоставил. Надеюсь, что с задачей мы справились», — прокомментировала директор департамента контентных партнерств VK Мария Воробьева. «Этот проект продолжает нашу давнюю традицию сотрудничать с соцсетью „ВКонтакте“. Для нашего музея VK — помощник в том, чтобы существовать в мире интернета и социальных сетей», — добавил Михаил Пиотровский.

Вечером в день запуска проекта «Один музей. Три взгляда» прошла торжественная церемония, где с речью выступили Михаил Пиотровский, Мария Воробьева, а также генеральный директор «VK Видео» Марианна Максимовская. После официальной части Илья Папоян, участник фортепианного фестиваля Pianissimo, исполнил для гостей композиции Сергея Рахманинова.


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250620-jmyi/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

600 лет истории Коломенского за 37 минут

В год 100-летия музей-заповедник «Коломенское» представил видео с анимацией и инфографикой, посвященное многовековой истории бывшей царской резиденции The...

Форум «Креативный код. Россия» пройдет в Лахта Центре

Лахта Центр. Фото: ПАО «Газпром» №135 Материал из газеты У динамично развивающегося креативного сектора появилась еще одна ежегодная...

Христос с «небес»

Большой крестный ход с образом Спаса переправляется через Волгу на Романовскую сторону Тутаева. Икона занимает привычное место на...

Симфония высоты

Компания MR Group совместно с интеллектуальным клубом «418» провели презентацию нового высотного квартала Symphony 34. Фото: MR Group...

Свежий номер: искусство во сне, памяти и деталях

№131 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

В Петербурге учрежден фонд семьи художников Траугот

Георгий Траугот. «На Кронверкском». Конец 1950-х. Фото: Архив семьи Траугот Под эгидой нового фонда, связанного с наследием ленинградско-петербургской...

Неожиданная Доротея Лэнг на выставке в Вашингтоне

Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954. Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of...

Судьба павильона по проекту Тадао Андо в Мельбурне пока не решена

Несмотря на скромные размеры, павильон по проекту Тадао Андо привлек публику своим магнетизмом. Фото: John Gollings / MPavilion...

Центр Помпиду переезжает в Гран-пале

Парижский Гран-пале вновь открывается для публики после четырехлетней реставрации. Фото: Charly Broyez for Chatillon Architectes Спроектированный Ренцо Пьяно...

Мировые музеи балансируют между классикой, милотой и политикой

Выставка «Милота (Cute)» в Сомерсет-Хаусе, Лондон. Фото: Somerset House №131 Материал из газеты Накануне Международного дня музеев, который...

Мировые продажи произведений искусства в 2024 году упали на 12%

Международная ярмарка Art Basel. Фото: Art Basel Продажи сократились почти во всех регионах, высоких ценовых рекордов было мало,...

Самый важный диалог на этапе становления искусства ХХ века

Выставка «Мане/Дега» в в Метрополитен-музее. Фото: Anna-Marie Kellen/The Met Выставка «Мане/Дега» в в Метрополитен-музее. Фото: Anna-Marie Kellen/The Met...

В музее «Новый Иерусалим» вывели формулу Руси

Наталья Гончарова. «Ты детей благослови жить в совете и любви». Разворот из издания «Сказка о царе Салтане» А.С....

Политех приближает будущее

Выставка «Политехнический музей: приближая будущее» в Музее Москвы. Фото: Алексей Бутырин/Политехнический музей На выставке «Политехнический музей: приближая будущее»....

Сезон Сезанна: Экс-ан-Прованс возвращает себе великого уроженца

Усадьба Жа-де-Буффан, в которой Поль Сезанн провел многие годы, обрела сейчас вид, близкий к состоянию на вторую половину...

Архангельск — портал в Арктику

Купол церкви Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, деревня Медведевская. 1745–1757. Фото: Вадим Разумов Любоваться Русским Севером можно...

Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали

Завершена плановая реставрация фасадов храма Вознесения Господня XVI века в музее-заповеднике «Коломенское». Фото: Музей-заповедник «Коломенское» после Работы над...

Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач

Черный дом архитектора Александра Константинова. Фото: личный архив №134 Материал из газеты Дом, созданный художником, — тотальное произведение...

Свежий номер: олений нос, спрятанный стрит-арт и мантры в Эрмитаже

№136 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру

Урс Фишер. «Большая глина №4». 2021. Фото: Глеб Леонов/Дом культуры «ГЭС-2» Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4»,...