Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Конструктивисты инкогнито

Фаик Тагиров. Проект плаката «Шагай левой» (дословный перевод «шагай правой»). 1920-е. Фрагмент.
Фото: ГМИИ Республики Татарстан

Представляем пять малоизвестных и неочевидных героев конструктивизма, о которых нам напомнили выставки в Центре «Зотов»

Есть конструктивисты, которые в представлении не нуждаются: Александр Родченко и Варвара Степанова, Густав Клуцис, братья Стенберги… Есть те, кто хуже изучен, но имена их все же на слуху: Алексей Ган, Соломон Телингатер. Две крупные выставки, состоявшиеся в Центре «Зотов» в первый год его работы, «1922. Конструктивизм. Начало» и «Логос: голос конструктивизма», напомнили нам и о других незаурядных, но малоизученных и не слишком известных фигурах. Среди них — как последовательные адепты конструктивизма, так и те, кто сблизился с ним по касательной.

Алексей Чичерин

Фотомонтажный портрет поэта Алексея Чичерина (1889–1960), сделанный Александром Родченко, стал центральным экспонатом кабинета-лаборатории, который был выстроен на выставке «Логос: голос конструктивизма».

Фрагмент экспозиции выставки «Логос: голос конструктивизма», показывающий, с помощью какой конструкции Александр Родченко сделал в 1924 году фотомонтажный портрет Алексея Чичерина.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

А в каталоге ему посвящена целая статья. Ее автор, литературовед Андрей Россомахин, называет Чичерина маргинальнейшим из маргиналов, радикальнейшим из радикалов и левейшим из левых. Сам поэт нарек себя коротко — кан-фун. Два слога, впрочем, раскладываются в длинную формулу-каламбур: «конструктивизм» плюс «функционализм» плюс «кунг-фу» плюс «Конфуций». «Здесь и претензия на роль Учителя, и одновременно акцент на боевом, брутальном „вколачивании“ нового знания (эстетики, поэзии) в головы робких и инертных современников», — интерпретирует ее Россомахин. Ныне почти забытый, в 1920-х годах кан-фун Чичерин рассуждал на своих публичных выступлениях о том, чем поэт отличается от прочих людей, и критически препарировал «мистика» Владимира Маяковского с его «древней» поэзией. Сам он занимался синтезом словесного и визуального, пытаясь зафиксировать в печати физиологию поэтической декламации (интонирование, дыхание, паузы), а, работая над сборником конструктивистской поэзии «Мена всех», обозначил себя «конструктором книги».

Алексей Чичерин. Авторская обложка декларации «Кан-фун». 1926.
Фото: МИРА Коллекция

Чичерин не был несомненным новатором, но умел красиво эпатировать: например, печатал стихи на пряниках. Так что, по мнению Россомахина, его можно рассматривать и как акциониста.

Юрий Рожков

Юрий Рожков (1898–1940), строго говоря, не является конструктивистом: после революции он посвятил себя партийной работе и, в частности, служил политинструктором на одном из первых агитпоездов, а на рубеже 1920–1930-х годов выучился на геолога-разведчика, открыв впоследствии ряд ценных месторождений рудного золота. Однако этот художник-самоучка чутко воспринял и воспроизвел конструктивистскую эстетику в своих самобытных коллажах. Самые примечательные из них иллюстрируют поэму Владимира Маяковского «Рабочим Курска…» (1923), которой поэт отозвался на открытие крупнейшего месторождения железной руды в районе Курской магнитной аномалии. Несколько листов из этого цикла — а всего их 17 — показывал Центр «Зотов».

Юрий Рожков. «Шторы пиджаками на плечи надели…». Третий лист альбома «Рабочим Курска, добывшим первую руду. Временный памятник работы Владимира Маяковского». 1924.
Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля

Рожков, вероятнее всего, ориентировался на знаменитые фотомонтажи Родченко к другой поэме Маяковского — «Про это». Его, непрофессионала, подход оказался более буквальным, но не менее выразительным. Если Родченко создавал выверенные, лаконичные композиции, лишь созвучные произведению Маяковского, то Рожков включил в свои монтажи полный текст исходной поэмы (набранный буквами, вырезанными из газет, плакатов и тому подобного), максимально точно подобрав к словам визуальные образы. Когда поэт упоминает «академический скоп, копошащийся у писателей в усах», Рожков выводит на арену усатых Тургончарова (гибрид Ивана Тургенева и Ивана Гончарова) и Гогресаева (гибрид Николая Гоголя и Викентия Вересаева). Появляются в коллажах и «прабабки носорожьи», и «ящерьи прапрадеды», то есть динозавры. Этот концентрированный «комикс» выглядит современно и поныне.

Сергей Третьяков

Начиная с дебютных выставок, Центр «Зотов» показал, что конструктивизм выходит далеко за рамки графического дизайна или архитектуры. Его можно рассматривать шире, как метод — метод монтажа чего бы то ни было: здания, фильма, человеческого тела. Звуковой репортаж, возникший в Советском Союзе в конце 1920-х, тоже явление конструктивизма. У его истоков стоял Сергей Третьяков (1892–1937) — поэт-футурист, лефовец и приятель Родченко. Фигура в целом известная, но в контексте конструктивизма — неочевидная.

Александр Родченко. Фотопортрет Сергея Третьякова. 1928.
Фото: МИРА Коллекция

Между тем, как отмечали кураторы выставки «Логос: голос конструктивизма», «он создавал из авторского текста, выступлений ораторов, музыки и шумов звуковой аналог фото- и киномонтажа». Там, к слову, звучали его репортажи начала 1930-х годов о победах в воздухоплавании, автопробеге, альпинизме и погружении на глубину, добытые из Российского государственного архива фонодокументов. Антология, собранная в каталоге, включает и два эссе Третьякова. В ярком, стилизованном под репортаж тексте «Радиомай» (1932) его автор рассказывает о том, как этот репортаж создается. «Нас пятеро человек — радиовещательная бригада — на балконе ГУМа под гигантским Лениным, глядящим в сторону Москвы-реки», — начинает он. А далее цитирует маститого диктора, который их, новичков, учит: «Микрофон не любит, чтоб на него кричали, говори просто. Не мешай радиослушателю слушать звуковую картину: цокот конницы, стрекот танкеток, грохот танков, рык самолетов». Пионер звукового репортажа был арестован и расстрелян в Москве в 1937 году.

Фаик Тагиров

Для выставки «Логос: голос конструктивизма» Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан щедро поделился с Центром «Зотов» работами художника-графика Фаика Тагирова (1906–1978). В 1920-е годы он проявил себя как последовательный конструктивист, хорошо знакомый с опытом московских коллег, но в то же время ориентированный на национальную культуру. Тагиров изобрел самобытный вариант арабского шрифта, в котором традиции куфического письма сочетались с конструктивистским каноном. «Куфи» — один из древнейших стилей арабской каллиграфии, появившийся в конце VIII века, но его четкие квадратные формы оказались созвучны типографской эстетике 1920-х.

Фаик Тагиров. Проект плаката «Шагай левой» (дословный перевод «шагай правой»). 1920-е.
Фото: ГМИИ Республики Татарстан

Тагиров тем не менее выступал за латинизацию татарской письменности и с 1927 года включился в популяризацию нового алфавита «яналиф». Он, в частности, проиллюстрировал вместе с сестрой Суфиёй Тагировой дошкольный букварь «Наша азбука» (1929), выпущенный в виде книжки-раскраски. Настоящий резонанс вызвала сверстанная им книга Казимира Эдшмида «Баски. Быки. Арабы» (1929): произвольная акцентировка в беллетристическом тексте, в рядовом многотиражном издании не всем пришлась по вкусу. Навыки фотомонтажа татарский конструктивист продемонстрировал при оформлении сборника произведений революционных американских писателей «Нью-Йорк» (1933). Книга даже удостоилась публичных обсуждений в Доме печати, в них участвовали и Алексей Ган, и Соломон Телингатер, и Эль Лисицкий, и Александр Родченко. Когда авангардные эксперименты стали неугодны власти, Тагиров полностью переключился на проектирование наборных шрифтов.

Валентина Кулагина-Клуцис

Женщины-конструктивисты — это не только Варвара Степанова и Любовь Попова, но и Валентина Кулагина-Клуцис (1902–1987). В отличие от произведений мужа, Густава Клуциса, ее работы не часто появляются на выставках авангарда. Но Центр «Зотов» о ней не забыл, помещая в экспозиции то графику из Государственного музея В.В.Маяковского, то оформленные ею брошюры Алексея Кручёных из коллекции «Мира». В 1928 году Кулагина-Клуцис вошла в команду художников, участвовавших под руководством Эль Лисицкого в оформлении павильона СССР на Международной выставке печати «Пресса» в Кельне. Годом позднее художница поступила на графический факультет ВХУТЕИНа.

Валентина Кулагина-Клуцис. Плакат «Строим». 1929.
Фото: МОМА

Ее дипломная работа — плакат «Строим» — относится к числу лучших плакатов тех лет. В ее фотомонтажах нередко появлялись женские образы, прежде всего работниц-ударниц. В 1930-е годы плакаты и графику Кулагиной-Клуцис часто показывали как в Советском Союзе, так и за рубежом, но в ее творческой жизни уже начался черный этап. В дневниковых записях художница негодует, что в новой политической действительности она не может проявить изобретательность и вынуждена создавать неотличимые друг от друга плакаты, а в другом месте вспоминает неподобающее поведение председателя правления ИЗОГИЗа, который позволил себе внезапно ее поцеловать.

Валентина Кулагина-Клуцис. Плакат «Международный день работниц — боевой день пролетариата». 1931.
Фото: МОМА

Позднее, после ареста и расстрела мужа в 1938 году (о чем она так и не узнала, веря официальной версии о его смерти в результате сердечного приступа), ее ждало забвение: для «жены врага народа» оказались закрыты все двери. Сегодня имя Валентины Кулагиной-Клуцис чаще встречается в англоязычной печати, чем в публикациях на русском языке. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/konstryktivisty-inkognito.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025

13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Фото: Cosmoscow 13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на...

Древний храм богини Афины и мраморы преткновения

Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871. Фото: Metropolitan Museum of Art, New York На фоне давних неурегулированных разногласий между...

Ярмарка искусства 1703 принимает заявки на участие

Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703. 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703 Одна из важнейших задач организаторов события в этом...

По садам сквозь время

На территории поселка «Миллениум Парк» раскинулись сразу пять тематических садов, связанных 5 км водных каналов. Фото: Villagio Estate...

Застройщики в Сан-Франциско угрожают бетонному колоссу

Знаменитый фонтан Вайянкура в Сан-Франциско вскоре может бесславно погибнуть под ударами металлического шара. Фото: Wikimedia Commons №133 Материал...

В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов №130 Материал из газеты В новом выставочном пространстве Творческого сообщества...

Как модели ИИ помогают археологам находить новые памятники

Один из геоглифов, загадочных гигантских изображений, сделанных в пустыне на юге Перу около 2 тыс. лет назад представителями...

В Никола-Ленивце устроят масленичные гулянья вокруг вулкана

Традиционный масленичный перформанс в арт-парке «Никола-Ленивец» состоится 16 марта. Фото: Арт-парк "Никола-Ленивец" Традиционный масленичный перформанс в арт-парке «Никола-Ленивец»...

В музее «Новый Иерусалим» вывели формулу Руси

Наталья Гончарова. «Ты детей благослови жить в совете и любви». Разворот из издания «Сказка о царе Салтане» А.С....

В Копенгагене выступают против неподобающего вида русалки

Четырехметровая скульптура русалки, установленная на территории форта Драгёр в Копенгагене. Фото: Dragør Nyt №134 Материал из газеты Четырехметровая...

Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией

Дмитрий Левицкий. «Портрет великого князя Павла Петровича». Россия. Не ранее 1777. Фото: Государственный Эрмитаж Эрмитаж приобрел почти полторы...

Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции

Густав Климт. «Портрет Элизабет Ледерер». 1914-1916. Фото: Sotheby's №135 Материал из газеты Аукционные дома мира стремятся заполучить на...

Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»

Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея. Фото: Ярославский художественный музей Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ...

Планы Дома культуры «ГЭС-2» на 2023 год

В программе — выставки, музыкальные, театральные и танцевальные проекты, книжные новинки, гранты для исследователей, художников и кураторов The...

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...

Процесс потемнения свинцовых белил обратится вспять

В копенгагенском Государственном художественном музее еще в начале 2000-х годов заметили, что белые участки на графике старых мастеров...

Шуховскую башню в Выксе собирают на новом месте

Башня Шухова в Выксе. Фото: Павел Скребнев Водонапорную башню Владимира Шухова в Выксе — одно из последних творений...

Экспертные организации занялись современностью

Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов. Фото: Николай...

Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному

Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея В центре выставки, посвященной эволюции «нового еврейского искусства»...

Закукарекает ли как прежде яйцо Ротшильда спустя десятилетия?

Одно из самых сложных и дорогих ювелирных изделий фирмы Фаберже — яйцо-часы, получившее название «яйцо Ротшильда» по имени...