Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Стеделейк-музей смотрит на космизм через призму современности

Василий Чекрыгин. «Автопортрет». 1918 -1920.
Фото: Stedelijk Museum

Выставка «Космизм. Образы грядущей встречи» в амстердамском музее объясняет, как утопические видения русского философа Николая Федорова нашли отражение в искусстве с 1910-х годов до наших дней

В просторном фойе Стеделейк-музея зрителей встречает инсталляция из загадочно мерцающих лайтбоксов: на зернистых черно-белых фотографиях мы видим звездное небо и человека, устанавливающего связь с небесными светилами при помощи подобия лазерного луча. Казахстан, где находится знаменитый космодром Байконур, фактически является порталом в космос, что неоднократно становилось темой работ художников из Центральной Азии. Серия «Повелитель звезд» (2009) алма-атинского дуэта Елены и Виктора Воробьевых была вдохновлена научно-фантастической новеллой их друга художника Сергея Маслова «Астральные кочевники» о космических приключениях современных казахстанских художников, где авторы — одни из персонажей. Инсталляция служит прологом к выставке «Космизм. Образы грядущей встречи», занимающей зал в анфиладе, где располагается постоянная экспозиция искусства первой половины ХХ века, в том числе коллекция произведений Казимира Малевича, приобретенная музеем в 1958 году с берлинской выставки, вывезенной художником в Европу в 1927-м.

Казимир Малевич. «Успение святого». 1907-1908.
Фото: Stedelijk Museum

Выставка в Стеделейк-музее сделана на основе знаменитого собрания Николая Харджиева с включением современных произведений и становится своего рода ключом, контекстуальным полем, расширенным комментарием к постоянной экспозиции, объединившей практически все авангардные направления, главными элементами которых часто были утопические идеи.

Отправная точка и камертон проекта — философия Николая Федорова и его последователей, в частности идеи о достижении бессмертия через развитие новых технологий и науки, о возможности воскресить мертвых, об освоении космоса и других планет в связи с перенаселением Земли в результате победы над смертью. По замыслу кураторов Франка ван Ламоена и Робби Швайгера выставка представляет собой «сжатое путешествие» по утопиям и дистопиям, вдохновленным идеями космизма.

Василий Чекрыгин. Композиция из серии «Воскрешение мертвых». 1920.
Фото: Stedelijk Museum

В центре экспозиции — корпус работ Василия Чекрыгина (1897–1922), посвятившего свое творчество федоровской идее преодоления смерти и трагически погибшего в возрасте 25 лет. Чекрыгин работал бок о бок с Давидом Бурлюком, Наталией Гончаровой, Михаилом Ларионовым, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, был на фронте и видел ужасы Первой мировой войны. В конце 1920 года он начинает серию графических работ, похожих на мистические видения, проект будущей фрески. Главная тема — воскрешение мертвых, изображенных в виде парящих, поднимающихся и падающих человеческих фигур, завернутых в саваны, «исход из хаоса в космос», художники, воскрешающие своих отцов, — буквальная иллюстрация идей Федорова. Одна из жемчужин выставки — редкий живописный «Автопортрет» Чекрыгина 1918–1920 года.

На соседней стенке представлена вселенная Казимира Малевича — от ранних символистских работ до эскизов сценографии и костюмов к опере 1913 года «Победа над Солнцем». Есть здесь и еще один шедевр из собрания Харджиева — композиция «Супрематический дух», тончайшая по нюансам живопись на доске с изображением наложенных друг на друга линий в форме креста с белым квадратом посередине.

Василий Чекрыгин. Эскиз из серии «О Соборе Воскрешающего музея». 1921.
Фото: Stedelijk Museum

Как противопоставление геометрической абстракции Малевича показана группа работ, которые можно отнести к «органическому» направлению, в них проявились отголоски идей космистов о всеединстве. Лучизм Гончаровой и Ларионова был одним из первых абстрактных направлений, где контуры предметов очерчивались пересечением лучей, связывающих невидимыми нитями все живое и неживое.

Михаил Матюшин разрабатывал теорию «зорведа» — расширения сенсорного восприятия и угла зрения до 360 градусов; художник рассматривал окружающее пространство как сферу, в которой все взаимосвязано. Павел Филонов пришел к концепции «мирового расцвета»: каждую точку живописи он считал «единицей действия», а каждая картина и рисунок кропотливо выстраивались подобно тому, как в природе целое формируется из клеток и атомов. Завершают этот ряд экспрессивные живописные эскизы Ивана Леонидова к «Городу Солнца» (1947–1959), собственному утопическому проекту художника, опирающемуся на произведение Томмазо Кампанеллы.

Федор Тетянич. «Биотехносфера – Лодка». 1980.
Фото: Stedelijk Museum

Особое место на выставке занимают работы Федора Тетянича, недавно приобретенные в коллекцию музея. Тетянич — одна из самых ярких фигур украинского искусства 1960–1980-х. Начав деятельность в качестве художника-монументалиста, он изобрел фрипулью — собственную вселенную, со временем и вовсе вытеснившую из практики художника государственные заказы. Главными ее элементами были стремление к космосу, бесконечность и неразделимость процесса жизни и искусства, где каждому, даже самому простому и абсурдному, действию или объекту присваивалась категория эстетического. Фрипулья стала девизом, мифологией и псевдонимом автора, который также описывал ее как форму энергии, излучения или биополя, содержащего всю сущность человека. Федор Тетянич был первым украинским художником, кто ввел в свою практику акции и хеппенинги. Он наряжался в яркие разноцветные ткани и фольгу, надевал импровизированные головные уборы, сделанные из использованных коробок, собирал горы мусора и металлолома и устраивал акции на улицах.

Одним из главных проектов, сближающих искусство Тетянича с архитектурными утопиями Малевича и Леонидова, были «биотехносферы» — сферические архитектурные сооружения для одного или двух человек, способные, по замыслу автора, поддерживать вечную жизнь и оснащенные всем необходимым, расположенным вокруг центральной зоны. В 1984 году прототип такой автономной капсулы, собранный художником из подручных средств, был установлен в качестве оформления автобусной остановки, но затем был демонтирован и не сохранился.

Интерактивная инсталляция Антона Видокле «Читальный зал космиста».
Фото: Alexandra Kharitonova

Финальный аккорд выставки — интерактивная инсталляция Антона Видокле, главного среди современных художников исследователя космизма и его влияния на современное искусство и культуру на постсоветском пространстве. «Читальный зал космиста» представляет собой реконструкцию типичной советской библиотеки с простыми стульями и столом с зелеными лампами. Посетителям выставки предлагается присесть и погрузиться в сочинения философов, компендиумы, статьи, размышления, интервью и исследования на тему космизма — от Николая Федорова и Константина Циолковского до Вальтера Беньямина, Бориса Гройса и Арсения Жиляева.

Несмотря на неизбежную фрагментарность и ограничения по составу произведений, свобода и легкость в расширении контекста и временных рамок позволили кураторам найти интересные сопоставления и сделать тонкую и содержательную выставку, представив космизм как одну из магистральных линий модернизма и современного искусства.

Текст впервые опубликован в Art Focus Now.

Стеделейк-музей
«Космизм. Образы грядущей встречи»
До 3 марта


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/stedeleik-myzei-smotrit-na-kosmizm-cherez-prizmy-sovremennosti.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Умер папа римский Франциск, глава католической церкви и арт-коллекции Ватикана

Папа Франциск приветствует верующих после произнесения рождественского послания Urbi et Orbi с центрального балкона собора Святого Петра в...

Фонд Prada будет финансировать производство независимого кино

Запуск нового фонда поддержки независимого кино под эгидой Prada состоится осенью. Фото: Fondazione Prada №132 Материал из газеты...

Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»

Директор Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо» Александр Смирнов. Фото: Парк Монрепо №135 Материал из газеты В...

Ампирные фасады дворца Дурасова в Москве вновь обрели свежесть

Особняк вельможи екатерининских времен снова открыт для публики и проведения церемоний. Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы...

Самая западная из Третьяковок покажет пять веков русского искусства

Новый филиал Государственной Третьяковской галереи в Калининграде открывается 12 июня. Фото: Александр Матвеев Второй из филиалов Третьяковской галереи...

«Москва — Берлин»: трудности перевода и взаимопонимания

Выставка «Москва-Берлин/Berlin-Moskau. 1900-1950» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1996. Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге Как, из чего и...

Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia

Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка...

Labubu и другие: инвестиции в искусство, а не игрушки

Bearbrick — это коллекционная фигурка, придуманная японским дизайнером Тацухико Акаши и производимая его компанией MediCom Toy. Фото: Van...

Военный музей в Лондоне отреставрировал полотно Сарджента

Джон Сингер Сарджент. «Отравленные газами». 1919. Фрагмент. Фото: Google Art Project Трагическая картина «Отравленные газом» уже больше столетия...

В Москве прошло вручение XIII Премии The Art Newspaper Russia

На сцене Драматического театра им. А.С.Пушкина состоялось вручение наград победителям премии The Art Newspaper Russia за достижения в...

Все на курорт!

План курорта «Шермонт». Фото: УГМК-Застройщик Новый проект курорта «Шермонт» преобразит кемеровский Шерегеш, сделав его главной туристической локацией Сибири...

Как прошла передача гробницы Александра Невского из Эрмитажа РПЦ

Часть монументального ансамбля раки из серебра, памятника эпохи «елизаветинского барокко», покинула музей и была отправлена в Александро-Невскую лавру...

Выходят новые сериалы про галеристов и художников

Натали Портман готовится к роли на Art Basel Miami Beach. Фото: David Kordansky Gallery №131 Материал из газеты...

Арт-консалтинг

Арт-консалтинг – это направление, которое объединяет в себе консультации по выбору и покупке искусства, своего рода путеводитель, а...

Сезон Сезанна: Экс-ан-Прованс возвращает себе великого уроженца

Усадьба Жа-де-Буффан, в которой Поль Сезанн провел многие годы, обрела сейчас вид, близкий к состоянию на вторую половину...

Планы Дома культуры «ГЭС-2» на 2023 год

В программе — выставки, музыкальные, театральные и танцевальные проекты, книжные новинки, гранты для исследователей, художников и кураторов The...

Коентис-Слип: манхэттенский квартал для начинающих гениев

Коентис-Слип, Нью-Йорк. 1850–1900. Фото: The Edward W. C. Arnold Collection of New York Prints, Maps and Pictures, Bequest...

В Копенгагене выступают против неподобающего вида русалки

Четырехметровая скульптура русалки, установленная на территории форта Драгёр в Копенгагене. Фото: Dragør Nyt №134 Материал из газеты Четырехметровая...

Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок

В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения. Фото: The National...

Музей — пространство восстановления и ресурса

Кристина Краснянская и Александр Борода. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13...