• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Авангардная практика

Новинкой сезона 2023–2024 годов театра «Практика» стала документальная драма «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского.
Фото: Театр «Практика»

Зрителям театра «Практика» предлагают перенестись в 60-е годы прошлого столетия, чтобы увидеть, как авангардное искусство не смогло ужиться с рекордами сельского хозяйства

Театр «Практика» славится современным взглядом на постановки и нетривиальным подходом к выбору репертуара. Очередной новинкой сезона 2023–2024 годов стала документальная драма «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского, поставленная Юрием Печенежским.

Сюжет рассказывает о начале 1960-х, а конкретно — разворачивается в канун главного для советского человека праздника — Нового года. В эфире идет «Голубой огонек», гости поют всем известные песни, вспоминают достижения года — успехи в сельском хозяйстве и на производстве, разглядывают карикатуры и слушают фельетоны. А всего за месяц до этого, 1 декабря 1962 года, Никита Хрущев посетил выставку, посвященную 30-летию Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ). Этот визит, который за глаза окрестили «кровоизлиянием в МОСХ», стал одним из самых резонансных событий советской эпохи, привел к разгрому художников-авангардистов и приблизил закат оттепели.

Спектакль основан на документальных источниках, которые использовал для своей пьесы Житковский: вырезках из газеты «Правда» и журнала «Огонек», фрагментах сценария «Голубого огонька» того года, воспоминаниях самих творцов и, конечно, стенограмме посещения выставки в Манеже неподготовленного к подобным зрелищам Хрущева, который осыпал художников бранью и кричал о том, что его внук и то лучше рисует. Если бы такой культурологический конфуз случился с другим первым секретарем ЦК КПСС и лет на десять раньше, одними расстроенными чувствами художников и руганью в их сторону дело бы не обошлось. В период правления же Никиты Сергеевича наблюдалось явное смягчение отношения к тем, кто выходил за рамки общепринятой нормальности, поэтому никто — ни организаторы, ни сами творцы авангарда — не был арестован. Это, к слову, не осталось незамеченным современниками события — злые языки шутили, что «кровоизлияние в МОСХ не привело к летальным последствиям».

Спектакль рассказывает, как небольшое событие повлияло на судьбу всей страны, и ясно показывает, к чему приводит оценка искусства по тем же критериям, что и труд колхозников или заводских рабочих, будто предостерегая зрителей от ошибок прошлого.
Фото: Театр «Практика»

Помимо того, что эта постановка отлично показывает, что в 1960-х были не только победы вроде первого пилотируемого полета в космос, но и странные промахи, которые сейчас кажутся нелепыми, она знакомит с новым для столицы режиссером — Юрием Печенежским. Неоднократно обласканный вниманием жюри премии «Золотая маска» и широко известный в провинции, он редко появляется перед московской публикой. Для своего нового творческого высказывания он выбрал не менее титулованного автора — Алексея Житковского, лауреата премии «Кульминация» и финалиста конкурсов молодой драматургии «Любимовка» и «Ремарка».

Как говорит сам Печенежский, эта пьеса привлекла его сочетанием несочетаемого: номенклатурный праздник «Голубой огонек — 63» и резонансный разгром авангардистов, переплетаясь, образуют хоть и печальную, но ироничную композицию. При этом спектакль рассказывает, как небольшое событие повлияло на судьбу всей страны, и ясно показывает, к чему приводит оценка искусства по тем же критериям, что и труд колхозников или заводских рабочих, будто предостерегая зрителей от ошибок прошлого.

«Новое в искусстве часто входит в противоречие с привычным, и поразительно, что это не зависит от конкретного времени, это происходит всегда. Поэтому документальная пьеса Алексея Житковского о неприятии Хрущевым авангардистов так актуальна», — комментирует художественный руководитель театра «Практика» Марина Брусникина.


Source: https://oaoo.ru/iskustvo/avangardnaia-praktika.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена....

Рождение музея одежды из пены быстротекущих дней

Костюмы 1940-х и 1950-х годов, созданные Питером Расселлом, Харди Эмисом, Бьянкой Моской и Кристианом Диором и принадлежавшие Марго...

Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа» Даже те, кому не...

Виктор Васнецов и его «Апокалипсис»

Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фото: Государственный музей истории религии На выставке...

Коентис-Слип: манхэттенский квартал для начинающих гениев

Коентис-Слип, Нью-Йорк. 1850–1900. Фото: The Edward W. C. Arnold Collection of New York Prints, Maps and Pictures, Bequest...

В Томске открылся «Кабинет Пушкинского»

«Кабинет Пушкинского» в Научной библиотеке Томского государственного университета. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина ГМИИ им....

Дарья Филиппова: «„Зотов“ — уникальное, на мой взгляд, произведение»

Директор культурного центра «Зотов» Дарья Филиппова. Фото: Дарья Нестеровская Директор нового культурного центра «Зотов» в Москве Дарья Филиппова...

Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia

Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка...

Свежий номер: иммерсивные шоу, небанальные автопортреты и самовар русской души

В продаже появился свежий выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев мартовского номера, интервью, анонсы...

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса. Фото: Walters Art Museum В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе,...

«Москва — Берлин»: трудности перевода и взаимопонимания

Выставка «Москва-Берлин/Berlin-Moskau. 1900-1950» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1996. Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге Как, из чего и...

Судьба павильона по проекту Тадао Андо в Мельбурне пока не решена

Несмотря на скромные размеры, павильон по проекту Тадао Андо привлек публику своим магнетизмом. Фото: John Gollings / MPavilion...

Уоддесдонcкий слон снова машет хоботом, но пока не под музыку

Эта игрушка способна заворожить даже искушенных ценителей искусства. Фото: Waddesdon Image Library Старинной 200-килограммовой механической диковине, которая на...

Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок

В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения. Фото: The National...

Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia

Татьяна Яблонская. «Лето». 1967. Фото: Государственная Третьяковская галерея Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы до 28...

В Центре «Зотов» показывают архитектуру конструктивизма

Вера Колпакова. «Цветовое решение архитектурного объема». Мастерская Густава Клуциса. 2 курс. 1928–1929. Фото: Музей истории московской архитектурной школы...

Франческо Пезеллино: дебютная экспозиция забытого мастера

Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент. Фото: Лондонская национальная галерея Вы вряд ли слышали его имя раньше. В...

В Москве прошло вручение XIII Премии The Art Newspaper Russia

На сцене Драматического театра им. А.С.Пушкина состоялось вручение наград победителям премии The Art Newspaper Russia за достижения в...

Музей «Гараж» отмечает 17-летие

Музей современного искусства «Гараж». Фото: Артур Шураев / Unsplash.com Музей современного искусства «Гараж» 13 июня отмечает двойной праздник:...

Экскурсия по выставке Игоря Грабаря в Третьяковке

В Третьяковской галерее проходит выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора The Art...