Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент.
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит выставка произведений московских художников «Всякие сказки», уже успевшая объехать несколько городов

«Всякие сказки» — не просто выставка: это передвижной выставочный проект, с которым уже смогли познакомиться Новосибирск, Красноярск, Самара, Нижний Новгород. До апреля работы 11 известных московских художников смогут увидеть петербуржцы и гости города. У организаторов уже есть предложения из других регионов на продолжение проекта на разных выставочных площадках страны.

Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Идея и тема проекта принадлежат московской художнице Анастасии Кузнецовой-Руф, выпускнице МГАХИ им. В.И.Сурикова, президенту артистического общества «Ассамблея искусств».

«Это первая идея выставки, которая у меня возникла во время пандемии, — рассказала нашему изданию Анастасия Кузнецова-Руф. — До пандемии мы активно выставлялись, а потом все проекты схлопнулись, особенно европейские. Пришло время выставляться в своей стране. Тема сказок тоже возникла легко — во-первых, это всем интересно, весело. Во-вторых, мой дед Леонид Трофимович Кузнецов, известный художник-иллюстратор, всю жизнь сотрудничал с издательствами „Детская литература“, „Малыш“ и книжки сказок с его иллюстрациями были, наверное, в любой семье. В 2023 году ему исполнилось бы 95 лет, так что проект я посвятила ему».

Мария Сафронова. «Елка». 2022.
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Как рассказала Анастасия, собрать желающих участвовать оказалось очень просто: все знакомые художники, кому она звонила с предложением, охотно откликнулись и даже сделали новые работы специально к выставке. Так что большую часть работ зрители увидят впервые. Участвовать в проекте захотели не только «зубры» современного искусства Владимир Дубосарский, Александр Савко, Георгий Острецов, Александр Виноградов, Константин Звездочетов, арт-группа «Синие носы», но и более молодые художники. Главным образом те, кого искусствоведы относят к направлению новый, или актуальный, реализм, — Мария Сафронова, Антон Кузнецов, Иван Коршунов, Екатерина Белявская, Дарья Котлярова, Тимофей Смирнов, Егор Плотников, другие художники. Три свои работы предоставила для проекта Анастасия Кузнецова-Руф.

«В каждом городе, где проходила выставка, мы проводили опросы среди зрителей, разговаривали с посетителями в залах, — рассказал Владимир Назанский, куратор проекта от музея «Эрарта». — Премьера состоялась в Новосибирске, и там мнения кардинально разделились: часть публики восхищалась, часть обижалась, что выставляем только москвичей и что герои работ не похожи на привычные сказочные образы. Нас тепло встретили в Красноярске и Самаре, но особенно феерично выставка прошла в Нижнем Новгороде. Как показали опросы, самыми продвинутыми и насмотренными оказались нижегородцы».

Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Сказочная выставка приехала в Санкт-Петербург из Нижнего Новгорода в сокращенном виде: вместо 15 художников в ней участвуют только 11, и вместо 50 работ петербуржцы увидят лишь немногим более 30. Причина — «Эрарта» смогла предоставить только один небольшой зал. Но это сокращение не повлияло на общий характер и настроение выставки: художники не пересказывают сюжеты известных сказок, но создают свои сказочные миры, в которых литературные и фольклорные персонажи прекрасно уживаются со всеми проблемами современной жизни — плохой экологией, одиночеством, засильем гаджетов, опасностями искусственного интеллекта.

Дюймовочка появляется из цветка уже с телефоном в руках, всадник едет по дремучему лесу в очках для виртуальной реальности, а вместе с отравленной в реке рыбой на поверхность воды всплывает мертвая русалка. «Посыл этого проекта — самый что ни на есть корневой, —говорит Анастасия Кузнецова-Руф. — Он про тот самый культурный код, который сейчас так всем необходим. У меня за почти год нашего путешествия по стране возникло стойкое ощущение, что выставка с каждым месяцем становится все более актуальной».

Антон Кузнецов. «Встреча с Белым рыцарем».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Известный московский художник Александр Савко работает в жанре палимпсеста: персонажей массовой культуры он помещает в сюжет и контекст картин, знакомых с детства, создавая, казалось бы, абсурдное столкновение различных культурных кодов. Но это столкновение в современном мире ежеминутно переживает каждый из нас, и, наверное, поэтому его «Богатырь» — Шрек из компьютерной анимации — смотрится совершенно естественно в роли Ильи Муромца.

Художник-график, автор и иллюстратор книг Екатерина Белявская представлена на выставке серией иллюстраций к метафорическим картам арт-терапевта Натальи Балаян. Сюжеты сказочных историй, изображенных на картах, знакомы каждому человеку с ранних лет. Но персонажи Екатерины Белявской не просто напоминают о счастливом возрасте и бабушкиных сказках на ночь — они помогают преодолеть стереотипы восприятия и поведения, навязанные нам с детства. И поэтому ее Баба-яга становится юной красавицей, Кощей Бессмертный — мудрым философом и любителем женщин, а кожа, которую сбрасывает Царевна-лягушка, напоминает роскошное платье.

Екатерина Белявская. «Аленький цветочек».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Художник, кандидат искусствоведения Иван Коршунов работает в гиперреалистической манере, используя технику многослойной масляной живописи. На выставке представлен его диптих, посвященный сказкам Гофмана, Андерсена и братьев Гримм. «Крысиный король» соединяет сюжеты сказок о Щелкунчике и голом короле. А в основу «Крысолова» положена средневековая легенда в пересказе знаменитых немецких сказочников — о дудочнике из Гамельна, который не только истребил крыс, но и увел из города всех детей.

Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург
«Всякие сказки»
До 7 апреля


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/peredvijnye-skazki-dobralis-do-peterbyrga.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Восстановление Королевского дворца в Дрездене близится к завершению

Былое величие Королевскому дворцу в Дрездене возвращали на протяжении десятилетий. Теперь этот процесс вышел наконец на финишную прямую....

Пострадавшую в огне комнату Касл-Ховарда вернули к жизни

Гобеленовая гостиная в поместье Касл-Ховард полностью воссоздана по состоянию на начало ХХ века. Фото: Tom Arber №132 Материал...

Арт-фестивали на свежем воздухе

В последние дни лета и в начале осени по всей стране проходят фестивали искусств, совмещающие инсталляции, перформансы и...

Реставраторы оценили ущерб, нанесенный картинам из Национальной картинной галереи Абхазии

17 специалистов четырех ведущих российских реставрационных центров были направлены в Сухум для разработки плана реставрации и помощи коллегам....

Вилла Гетти открывается спустя несколько месяцев после пожаров

Вилла Гетти откроется 27 июня. Фото: Cassia Davis/J. Paul Getty Trust №132 Материал из газеты Лос-анджелесский музей с...

В Филадельфии открылись сады имени Александра Колдера

Арт-пространство «Сады Колдера». Фото: Calder Gardens №135 Материал из газеты Знаменитому автору «мобилей» и «стабилей» решили посвятить не...

Ямал снаружи и Ямал внутри: современное искусство продвигается на север

Ульяна Подкорытова. «567 видов снега». Фото: Владимир Марин В арт-резиденции «Полярис» в Салехарде открылась выставка «Весь этот мир»,...

Что скрывается «за кулисами» Мраморного зала

Хрустальный потолок Мраморного зала прежде можно было рассматривать, только задрав голову. Теперь появились и другие опции. Фото: Алексей...

Музей современного искусства «Гараж» меняет директора

Автор текста Надежда Лисовская Директор Музея современного искусства «Гараж» Дарья Котова. Фото: Музей современного искусства «Гараж» Музей современного...

Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку

Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои давние секреты. Фото: Архив Анны Асеевой №133 Материал из газеты...

Далекие боги объединились в культурном диалоге

Ягья Вараха: воплощение Вишну в виде вепря. Деревня Сунаари, Видиша, Мадхья-Прадеш, Индия; 900-1099 гг. н.э. Фото: Vidisha District...

Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025

13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Фото: Cosmoscow 13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на...

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...

Пятнадцать тысяч квадратных метров Cosmoscow

«Тимирязев Центр», прежде не входивший в ареал любителей искусства, оказался удачной площадкой. Фото: Cosmoscow №134 Материал из газеты...

Морская фигура, отомри!

Носовое украшение корабля. Западная Европа. XVII — начало XVIII в. Фото: Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого...

Инсталляция — вездесущий и неуловимый жанр, ускользающий от определения

Аниш Капур. «Левиафан». 2011. Гран-пале. Фото: Luc Castel/GettyImages №132 Материал из газеты Объект или пространство, переносная или стационарная?...

Другой замес: Коровин подлинный и поддельный

В ЦХЭ утверждают, что картина «Ночной Париж» (1922) поддельная. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина №132 Материал из...

Непонятый художник-архитектор Пауль Гёш, пациент и визионер

Пауль Гёш. Визионерский дизайн арки. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute Из сегодняшнего дня этот приверженец «бумажной архитектуры»...

Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»

Основатели ЦВК Béton Ольга Мичи и Алексей Логинов. Фото: ЦВК Béton №131 Материал из газеты В честь трехлетия...

Стеделейк-музей смотрит на космизм через призму современности

Василий Чекрыгин. «Автопортрет». 1918 -1920. Фото: Stedelijk Museum Выставка «Космизм. Образы грядущей встречи» в амстердамском музее объясняет, как...