Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Пять предсказаний для арт-рынка: гадаем на хрустальном шаре

Джон Уильям Уотерхаус. «Хрустальный шар». 1902. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Commons

Вырастут ли продажи искусства на мировых аукционах, сменит ли владельца Sotheby’s и захотят ли художники сотрудничать с ИИ? Прогнозы делать трудно, но полезно

Колумнист и обозреватель арт-рынка The Art Newspaper и ARTnews Тим Шнайдер начинает год с предсказаний, точность которых можно будет оценить в декабре. Пытаться что-то предсказывать после 2023 года, когда арт-рынок трясло, кажется несколько абсурдным, но решено все же продолжить традицию.

1. Продажи искусства на мировых аукционах в 2024 году вырастут по сравнению с 2023-м не более чем на 4%.

Стоит приготовиться к еще одному неудачному году. Выхода из кризиса не произойдет — в основном из-за пертурбаций в мировой экономике. Федеральная резервная система США, Центральные банки Великобритании и Европейского союза в декабре сохранили высокие ставки. А это означает, что в 2024 году брать кредиты будет очень дорого и коллекционерам придется урезать бюджеты на приобретение предметов искусства. Экономика Китая никак не восстановится на фоне кризиса на рынке недвижимости в стране. Плюс многие эксперты считают, что в 2024 году экономика Великобритании вырастет не больше, чем на 1%.

Продажи предметов искусства на аукционах не порадуют приростом больше 4% за год, пока не оправятся хотя бы два из трех ведущих арт-рынков (Великобритания, Китай и США). Это не означает полной стагнации — но не стоит рассчитывать на сенсации.

2. Несколько коммерчески успешных художников расторгнут контракты с представляющими их галереями из-за арабоизраильского конфликта.

Самый острый геополитический конфликт последнего времени всколыхнул рынок: слухи о том, что некоторые коллекционеры угрожают вернуть, выставить на торги, а то и вовсе сжечь принадлежащие им работы художников, якобы выступающих за Палестину; перенос открытия выставки Ай Вэйвэя, намекавшего на антиарабскую позицию США; отказ австралийской галереи Anna Schwartz сотрудничать с Майком Парром из-за его скандального перформанса, где содержались отсылки к «апартеиду» и «этническим чисткам». В музеях, а также в СМИ, связанных с искусством, начались увольнения, отмены выставок и отзыв работ с экспозиций в знак протеста. Стоит ждать еще более резонансных событий, которые может спровоцировать арабо-израильский конфликт: отставка директора крупного музея, расторжение сотрудничества или уход известного художника от его арт-дилера. Все эти сценарии возможны, но последний кажется наиболее вероятным.

3. Патрик Драи до 1 октября продаст миноритарный пакет акций Sotheby’s частному лицу.

Сильное влияние повышения кредитных ставок на подпитываемую долгами корпоративную империю Патрика Драи, владельца Sotheby’s — история, которая пока остается в тени. И главным образом потому, что ее отслеживание требует экспертизы. Согласно источникам Bloomberg, компании миллиардера к концу 2027 года должны выплатить около $21,3 млрд и еще $60 млрд в целом. Наверняка предприниматель задумается о том, чтобы сбросить часть акций Sotheby’s по выгодной цене. Financial Times сообщает, что последние два года Драи вел переговоры о продаже миноритарной доли в Sotheby’s с «европейскими миллиардерами и инвестиционным управлением Катара». Предвидим, что о сделке будет объявлено уже к концу года.

4. Ни Endeavour/Frieze, ни MCH Group/Art Basel больше не будут покупать художественные ярмарки.

С тех пор как в июле Frieze объявила о приобретении Armory Show и Expo Chicago, многие ожидали волну слияний. Двумя крупнейшими брендами были поглощены еще несколько региональных ярмарок. Но учитывая, насколько тяжело идут дела у небольших артярмарок, возникает вопрос: почему их проблемы хотят взвалить на себя крупнейшие игроки?

MCH Group, владеющая Art Basel, выкупила несколько проектов, когда с мировой экономикой было все хорошо, — и быстро пожалела об этом (речь о пакетах акций India Art Fair и Masterpiece London, запуске Art SG в Сингапуре и инвестициях в Art Düsseldorf ). Последний сторонний проект компании, Masterpiece London, закрылся в начале 2023 года из-за «растущих затрат и сокращения числа международных участников».

Недавние приобретения Frieze (Armory Show и Expo Chicago) и владеющая ею Endeavour при желании могли бы развернуть более интенсивную деятельность в других странах, но принадлежность к широкой категории не делает каждую вещь в ней равной.

Endeavour/Frieze и MCH Group/Art Basel, безусловно, стремятся к росту в 2024 году. Нам просто кажется, что их руководство считает, что те же цифровые инициативы, консультативные соглашения и новые партнерские отношения принесут больше прибыли, чем проведение еще большего количества ярмарок в уже и так перенасыщенной отрасли.

5. Один или несколько известных художников заключат лицензионное соглашение с нейросетями и генераторами изображений на основе ИИ.

Опасения относительно последствий стихийного использования искусственного интеллекта (ИИ) в создании изображений продолжают звучать отовсюду. Однако эта технология уже привлекла столько средств, открыла столько дверей и обросла таким потенциалом, что художники всех мастей в целом смирились: им придется сосуществовать с ИИ до конца своих дней. По крайней мере точно в США, где, в отличие от того же ЕС, почти никому нет дела до разработки законодательства по сдерживанию технологий в целом и ИИ в частности.

Из любопытства, прагматизма или тщеславия (либо всех трех факторов) какой-нибудь известный художник решит, что лучше первым пойти на контакт с разработчиками ИИ, чем бороться с ними (и, скорее всего, проиграть), чтобы защитить свои работы от незаконного использования в качестве визуального ориентира. Вообще, подобное происходило с каждой инновационной технологией еще с тех пор, как Энди Уорхол в 1982 году начал творить на компьютерах Amiga.


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/piat-predskazanii-dlia-art-rynka-gadaem-na-hrystalnom-share.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...

Музей-усадьба «Останкино» начал поэтапно открываться после многолетней реставрации

Египетский павильон Останкинского дворца. Фото: ГМЗ «Останкино и Кусково» Первым зданием дворцового ансамбля Останкино, открывшимся для публики после...

Свежий номер: искусство во сне, памяти и деталях

№131 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

«Архстояние-2025»: «Белый город» — интерактивный музей чувств

Архитектурное бюро Meganom. «Сарай». Фото: Рустам Шагиморданов С 25 по 27 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» уже в 20...

Кораблекрушение у аббатства и другие детали алтарной картины «Мария во славе»

Алтарная картина «Мария во славе» (1524), написанная Яном Провостом, считается одной из лучших его работ. Фото: Государственный Эрмитаж...

Самая западная из Третьяковок покажет пять веков русского искусства

Новый филиал Государственной Третьяковской галереи в Калининграде открывается 12 июня. Фото: Александр Матвеев Второй из филиалов Третьяковской галереи...

Фрески Успенского собора Кремля: тайна за иконостасом

Фрески, обнаруженные на стене позади правой части иконостаса Успенского собора Кремля. Фото: Музей Московского Кремля Специалисты объявили о...

Музей «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» проводит конкурс на резиденцию

Работа Кати Исаевой, междисциплинарного художника из Москвы, резидента «Арткоммуналки». Июль 2023. Фото: Музей «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» Победители...

Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет

Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства АРТ МОСКВА 2025. Фото: АРТ МОСКВА Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства...

Шуховскую башню в Выксе собирают на новом месте

Башня Шухова в Выксе. Фото: Павел Скребнев Водонапорную башню Владимира Шухова в Выксе — одно из последних творений...

Выставка в Ермолаевском переулке исследует античность

Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000. Фото: ММОМА Московский музей современного искусства ищет следы древней культуры в лабиринте своих фондов...

Непонятый художник-архитектор Пауль Гёш, пациент и визионер

Пауль Гёш. Визионерский дизайн арки. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute Из сегодняшнего дня этот приверженец «бумажной архитектуры»...

Илья Доронченков о проекте «После импрессионизма» в Пушкинском

В ГМИИ им. А.С.Пушкина проходит выставка «После импрессионизма», где русское искусство предстает в диалоге с мировым художественным процессом...

Другой замес: Коровин подлинный и поддельный

В ЦХЭ утверждают, что картина «Ночной Париж» (1922) поддельная. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина №132 Материал из...

Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века

Путь коллекционера Арманду Мартинша к открытию собственного музея занял почти два десятилетия. Фото: Fernando Guerra №130 Материал из...

Новая руководительница намерена реформировать берлинские музеи

Главой Фонда прусского культурного наследия стала Марион Аккерман, прежде заведовавшая Государственными художественными собраниями Дрездена. Фото: Bernd von Jutrczenka/dpa/ТАСС...

Мех да уют

Предметы и аксессуары из интерьерной коллекции бренда «Меха Екатерина». Фото: Меха Екатерина Собрание предметов интерьера и аксессуаров для...

В Москве идет выставка Александра Панкина, мастера абстрактной живописи

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова. Фото: Фонд Андрея Чеглакова...

Форум «Креативный код. Россия» пройдет в Лахта Центре

Лахта Центр. Фото: ПАО «Газпром» №135 Материал из газеты У динамично развивающегося креативного сектора появилась еще одна ежегодная...

Реставраторы оценили ущерб, нанесенный картинам из Национальной картинной галереи Абхазии

17 специалистов четырех ведущих российских реставрационных центров были направлены в Сухум для разработки плана реставрации и помощи коллегам....