Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, где хранится одно из крупнейших собраний эфиопского искусства за пределами страны, проходит большая выставка, охватывающая 1750 лет искусства Африканского Рога

В экспозицию «Эфиопия на перепутье» вошло более 200 объектов, в том числе каменные скульптуры, старинные монеты, картины, запрестольные кресты, иллюминированные рукописи, свитки-обереги, плетеные предметы, а также произведения таких современных эфиопских художников, как Уосин Уорк Косроф, Аида Мулуне и Элиас Симе.

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

Объекты из Эфиопии составляют более трех четвертей выставки; для контекста их дополнили экспонатами из коптского Египта, Византии, Южной Аравии, Армении, Италии и Индии. Помимо христианских артефактов, в экспозицию вошли предметы, связанные с иудаизмом и исламом.

В дополнение к тому, что представлено на стендах, в залах раздают ароматические карточки с запахами, характерными для эфиопской культуры, в том числе с ароматом национальных блюд и «эфиопских рукописей». «Он очень специфический», — уверяет куратор Кристин Шакка, давно мечтавшая рассказать об огромной эфиопской коллекции Музея Уолтерса. Но каким образом эфиопское искусство вообще оказалось в Балтиморе?

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

В конце 1980-х — начале 1990-х должность помощника директора в Музее Уолтерса занимал Гэри Викан, византинист по образованию. Он решил, что выставка, посвященная искусству Эфиопии, сможет привлечь в музей большую эфиопскую диаспору и в целом чернокожее население Балтимора и соседнего Вашингтона. Выставка «Африканский Сион. Священное искусство Эфиопии» открылась в 1993 году и стала первым в истории США серьезным показом эфиопского искусства. Она пользовалась такой популярностью, что впоследствии отправилась в турне еще по семи американским музеям (нынешнюю экспозицию из Балтимора примут в Салеме в штате Массачусетс, а затем в Толидо в Огайо).

«После этого коллекционеры начали дарить нам эфиопское искусство, да и мы сами тоже приобретали работы», — поясняет Шакка. По ее словам, в университетские годы каталог выставки «Африканский Сион» служил ей учебным пособием. В 1994 году Викан стал директором музея и проработал в этой должности до 2013 года. Сегодня коллекция Музея Уолтерса насчитывает более 200 эфиопских артефактов и произведений искусства.

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

Как и «Африканский Сион», «Эфиопия на перепутье» призвана привлечь местную эфиопскую диаспору, но, в отличие от своей предшественницы 30 лет назад, в этот раз, скорее, на началах сотрудничества. По словам куратора, на протяжении шести лет, в течение которых велась подготовка выставки, музей регулярно проводил встречи с консультативными комитетами, куда входили местные эфиопы и американцы эфиопского происхождения. Больше всего беспокойства вызывал вопрос провенанса экспонатов.

«Готовя выставку, мы действовали предельно осторожно, — говорит Шакка. — Я бывала в музеях Великобритании, в собраниях которых находятся предметы, захваченные после битвы при Макдале, — мы не включили в свою экспозицию ни один из них». В результате захвата в 1868 году крепости Макдала британская армия вывезла из Эфиопии множество произведений искусства, в том числе знаменитую икону Kwer’ata Re’esu, которая сейчас находится в частной коллекции в Португалии. «У нас есть экспонаты, полученные во временное пользование из Британского музея, но ни один из них не связан с Макдалой», — уточняет Шакка. Выставка выиграла бы от включения этих работ, но закрыть глаза на их прошлое было невозможно. Коллекцию Музея Уолтерса тщательно проверили, информация о происхождении всех музейных экспонатов выложена в открытый доступ. В «Эфиопии на перепутье» понятию провенанса отвели целый стенд, объясняющий, что это такое и почему это так важно.

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

Один из любимых экспонатов Кристин Шакки — «большой пергамент конца XV века длиной 3,9 м, который складывается гармошкой, но на выставке экспонируется в раскрытом виде, как веер». Пергамент содержит изображения более 30 святых, по одной иконе на каждом сгибе. «До нас дошло всего шесть таких пергаментов», — рассказывает Шакка. Другой выдающийся экспонат относится уже к ХХ веку. Это мантия, принадлежавшая последнему императору Эфиопии Хайле Селассие. Потомок императора подарил мантию американскому дипломату, а тот передал ее в музей в 2003 году. «Мы выставляем ее впервые», — говорит Шакка и добавляет, что, поскольку в растафарианстве Хайле Селассие считается воплощением бога, мантия может привлечь в музей представителей этого религиозного движения.  

Художественный музей Уолтерса
Эфиопия на перепутье
До 3 марта


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/efiopiia-ot-srednevekovyh-ikon-do-mantii-haile-selassie.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Почему парижские музеи штурмуют толпы

Выставка We Are Here в Пти-пале, Париж. Фото: Petit Palais №131 Материал из газеты Как показал музейный рейтинг,...

Свежий номер: олений нос, спрятанный стрит-арт и мантры в Эрмитаже

№136 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики

Снаружи Рождественский собор теперь заново оштукатурен, но перед этим была тщательно осмотрена кладка; отдельные ее участки отреставрированы. Фото:...

Музейный маркетинг, построенный на молодежном энтузиазме

Национальный археологический музей Неаполя. Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli №133 Материал из газеты В Италии разгорелся очередной...

Фонд Ruarts открыл на пятом этаже углеобрабатывающее предприятие

Турбен, «Без названия,» 2023 Фото: Фонд Ruarts Художники творческого объединения из Санкт-Петербурга «10.203» коллективно изучают созидательные и разрушительные...

Новые участники и локации на «контурной карте» Нижнего Новгорода

Нобуёси Араки. Из серии «Рай монстров». Фото: Ruarts Gallery №131 Материал из газеты Единственная в России ярмарка графики...

Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ

Скульптура Вима Дельвуа «Самосвал» около здания музейно-выставочного центра «Коллекция». Фото: Глеб Леонов На пресс-конференции в музее «Коллекция» было...

Икону «Спас Смоленский» из коллекции ГИМ реставрируют

Исследования показали, что икона является почитаемым списком фрескового образа Спасителя, написанного над Спасскими воротами Московского Кремля. Фото: Государственный...

На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье

ЦТИ «Фабрика». Фото: ЦТИ «Фабрика» Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в...

Фрески Успенского собора Кремля: тайна за иконостасом

Фрески, обнаруженные на стене позади правой части иконостаса Успенского собора Кремля. Фото: Музей Московского Кремля Специалисты объявили о...

Другой замес: Коровин подлинный и поддельный

В ЦХЭ утверждают, что картина «Ночной Париж» (1922) поддельная. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина №132 Материал из...

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...

Хрустальный кубок, связавший двух монархов, снова увенчан золотой короной

В Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов. Фото: Государственный Эрмитаж №132 Материал...

Илья Доронченков о проекте «После импрессионизма» в Пушкинском

В ГМИИ им. А.С.Пушкина проходит выставка «После импрессионизма», где русское искусство предстает в диалоге с мировым художественным процессом...

600 лет истории Коломенского за 37 минут

В год 100-летия музей-заповедник «Коломенское» представил видео с анимацией и инфографикой, посвященное многовековой истории бывшей царской резиденции The...

Берегись газобетона: послевоенные постройки в Британии проверяют на RAAC

Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена...

Одна уникальная монета и несколько редких: следы громкого ограбления привели в Москву

Античная монета, изъятая на российском нумизматическом рынке. Фото: Musées de Reims №131 Материал из газеты Часть коллекции старинных...

Василий Церетели назначен директором MMOMA

Василий Церетели возглавил Московский музей современного искусства. Фото: Ирина Полярная / MMOMA Василий Церетели, бывший исполнительным директором Московского...

Произведение в честь мертвого анархиста разместили в зале не по размеру

Работа Энрико Бая в Королевском дворце. Сейчас она находится в зале Музея Новеченто, куда едва поместилась. Фото: Roberto...

Как британский «храм современного искусства» вывел Лондон на мировую арт-сцену

Бывшая электростанция «Бэнксайд» уже четверть века генерирует идеи и тренды для современного искусства. Фото: Tomasz Zielonka №132 Материал...