Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, где хранится одно из крупнейших собраний эфиопского искусства за пределами страны, проходит большая выставка, охватывающая 1750 лет искусства Африканского Рога

В экспозицию «Эфиопия на перепутье» вошло более 200 объектов, в том числе каменные скульптуры, старинные монеты, картины, запрестольные кресты, иллюминированные рукописи, свитки-обереги, плетеные предметы, а также произведения таких современных эфиопских художников, как Уосин Уорк Косроф, Аида Мулуне и Элиас Симе.

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

Объекты из Эфиопии составляют более трех четвертей выставки; для контекста их дополнили экспонатами из коптского Египта, Византии, Южной Аравии, Армении, Италии и Индии. Помимо христианских артефактов, в экспозицию вошли предметы, связанные с иудаизмом и исламом.

В дополнение к тому, что представлено на стендах, в залах раздают ароматические карточки с запахами, характерными для эфиопской культуры, в том числе с ароматом национальных блюд и «эфиопских рукописей». «Он очень специфический», — уверяет куратор Кристин Шакка, давно мечтавшая рассказать об огромной эфиопской коллекции Музея Уолтерса. Но каким образом эфиопское искусство вообще оказалось в Балтиморе?

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

В конце 1980-х — начале 1990-х должность помощника директора в Музее Уолтерса занимал Гэри Викан, византинист по образованию. Он решил, что выставка, посвященная искусству Эфиопии, сможет привлечь в музей большую эфиопскую диаспору и в целом чернокожее население Балтимора и соседнего Вашингтона. Выставка «Африканский Сион. Священное искусство Эфиопии» открылась в 1993 году и стала первым в истории США серьезным показом эфиопского искусства. Она пользовалась такой популярностью, что впоследствии отправилась в турне еще по семи американским музеям (нынешнюю экспозицию из Балтимора примут в Салеме в штате Массачусетс, а затем в Толидо в Огайо).

«После этого коллекционеры начали дарить нам эфиопское искусство, да и мы сами тоже приобретали работы», — поясняет Шакка. По ее словам, в университетские годы каталог выставки «Африканский Сион» служил ей учебным пособием. В 1994 году Викан стал директором музея и проработал в этой должности до 2013 года. Сегодня коллекция Музея Уолтерса насчитывает более 200 эфиопских артефактов и произведений искусства.

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

Как и «Африканский Сион», «Эфиопия на перепутье» призвана привлечь местную эфиопскую диаспору, но, в отличие от своей предшественницы 30 лет назад, в этот раз, скорее, на началах сотрудничества. По словам куратора, на протяжении шести лет, в течение которых велась подготовка выставки, музей регулярно проводил встречи с консультативными комитетами, куда входили местные эфиопы и американцы эфиопского происхождения. Больше всего беспокойства вызывал вопрос провенанса экспонатов.

«Готовя выставку, мы действовали предельно осторожно, — говорит Шакка. — Я бывала в музеях Великобритании, в собраниях которых находятся предметы, захваченные после битвы при Макдале, — мы не включили в свою экспозицию ни один из них». В результате захвата в 1868 году крепости Макдала британская армия вывезла из Эфиопии множество произведений искусства, в том числе знаменитую икону Kwer’ata Re’esu, которая сейчас находится в частной коллекции в Португалии. «У нас есть экспонаты, полученные во временное пользование из Британского музея, но ни один из них не связан с Макдалой», — уточняет Шакка. Выставка выиграла бы от включения этих работ, но закрыть глаза на их прошлое было невозможно. Коллекцию Музея Уолтерса тщательно проверили, информация о происхождении всех музейных экспонатов выложена в открытый доступ. В «Эфиопии на перепутье» понятию провенанса отвели целый стенд, объясняющий, что это такое и почему это так важно.

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса.
Фото: Walters Art Museum

Один из любимых экспонатов Кристин Шакки — «большой пергамент конца XV века длиной 3,9 м, который складывается гармошкой, но на выставке экспонируется в раскрытом виде, как веер». Пергамент содержит изображения более 30 святых, по одной иконе на каждом сгибе. «До нас дошло всего шесть таких пергаментов», — рассказывает Шакка. Другой выдающийся экспонат относится уже к ХХ веку. Это мантия, принадлежавшая последнему императору Эфиопии Хайле Селассие. Потомок императора подарил мантию американскому дипломату, а тот передал ее в музей в 2003 году. «Мы выставляем ее впервые», — говорит Шакка и добавляет, что, поскольку в растафарианстве Хайле Селассие считается воплощением бога, мантия может привлечь в музей представителей этого религиозного движения.  

Художественный музей Уолтерса
Эфиопия на перепутье
До 3 марта


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/efiopiia-ot-srednevekovyh-ikon-do-mantii-haile-selassie.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

В Мехико скоро откроется новый музей Фриды Кало

В Койоакане в Мехико, в родительском доме Фриды Кало, в сентябре откроется музей, который предложит свой взгляд на...

Manifesta 17 пройдет в 2028 году в Португалии

Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24. Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra Пока...

«Руанские соборы» Клода Моне исследовали и показывают на выставке в Пушкинском

Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им....

Столичные власти возобновили проект депозитария в Коммунарке

Проект Московского депозитарно-выставочного центра в Коммунарке. Фото: Градостроительный комплекс Москвы Возведение в Новой Москве фондохранилища для московских музеев,...

Архангельск — портал в Арктику

Купол церкви Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, деревня Медведевская. 1745–1757. Фото: Вадим Разумов Любоваться Русским Севером можно...

Любо, братцы, жить: история казачества теперь музеефицирована

Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год Фото: Государственный исторический музей №132 Материал...

Завещание Даниэля Арасса: из радиоэфира — на бумагу

Антонелло да Мессина. «Святой Себастьян». Около 1477–1479. Фрагмент. Фото: SKD Dresden/Google Arts & Culture «Рассказы о живописи» призывают...

Вернакуляр — уже готовый идеал и образец для подражания?

Мартирос Сарьян. «Старый Ереван». 1928. Фото: Издательство СЛОВО/SLOVO В новой книге Андрея Иванова «Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы...

Римские колонны на российские деньги: восстановлена базилика на форуме Траяна

Частичная реконструкция колоннады базилики Ульпия в Риме. Фото: ZumaTASS На форуме Траяна в Риме реконструирован фрагмент знаменитой базилики...

В Ираке борются за спасение археологического объекта от застройки

Комплекс Большой мечети в Куфе — один из немногих архитектурных памятников, сохранившихся в городе от средневековой эпохи. Фото:...

Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке

Эрнст Неизвестный. «Древо жизни». Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в...

В Москве начинается большой проект, посвященный образам Арктики

Дмитрий Платонов. «Рутина жизни». 2020. Фото: Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции»...

Фонд Ruarts открыл на пятом этаже углеобрабатывающее предприятие

Турбен, «Без названия,» 2023 Фото: Фонд Ruarts Художники творческого объединения из Санкт-Петербурга «10.203» коллективно изучают созидательные и разрушительные...

Реставраторы оценили ущерб, нанесенный картинам из Национальной картинной галереи Абхазии

17 специалистов четырех ведущих российских реставрационных центров были направлены в Сухум для разработки плана реставрации и помощи коллегам....

Свежий номер: искусство во сне, памяти и деталях

№131 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа

Разделы каталога выставки выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда» соответствуют 12 архетипам: «дитя», «опекун», «мудрец» и так далее. Фото:...

Дарья Филиппова: «„Зотов“ — уникальное, на мой взгляд, произведение»

Директор культурного центра «Зотов» Дарья Филиппова. Фото: Дарья Нестеровская Директор нового культурного центра «Зотов» в Москве Дарья Филиппова...

Дьяволу не удалось спрятаться от реставраторов

На картине Джошуа Рейнолдса «Смерть кардинала Бофорта» (1789), которая иллюстрирует один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV,...

Уоддесдонcкий слон снова машет хоботом, но пока не под музыку

Эта игрушка способна заворожить даже искушенных ценителей искусства. Фото: Waddesdon Image Library Старинной 200-килограммовой механической диковине, которая на...

Форум «Креативный код. Россия» пройдет в Лахта Центре

Лахта Центр. Фото: ПАО «Газпром» №135 Материал из газеты У динамично развивающегося креативного сектора появилась еще одна ежегодная...