Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Христос с «небес»

Большой крестный ход с образом Спаса переправляется через Волгу на Романовскую сторону Тутаева. Икона занимает привычное место на корме парома.
Фото: Татьяна Никитина

№135
Материал из газеты

Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки

Множество замечательных икон сохранилось в России, но одна из самых удивительных из них (в прямом смысле вызывающая удивление) — это икона «Спас Борисоглебский», или «Спас Романовский», находящаяся в Воскресенском соборе города Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск) Ярославской области. Она знаменита своей невероятной мощной монументальностью, редкой для предмета культа в России ХХ века благополучной судьбой, таинственным происхождением и тем, что остается важной реликвией в современном православии.

Возможно, вам попадались фоторепортажи из Тутаева, своей экстраординарностью привлекающие внимание даже людей, далеких от христианства. Огромную трехметровую икону два раза в год выносят из храма и проносят по городу в многолюдной церемонии крестного хода. Помимо гигантского размера, «Спас» поражает тем, что почти целиком он — один лик, нависающий над людьми и довлеющий своим масштабом. А также чернотой поверхности с едва различимыми чертами головы Христа.

Второй поразительный ритуал — «пролазывание» («припадение под икону»). На крестном ходе икону несут на специально изготовленных носилках с «воротцами» по центру. Во время шествия под ней можно с молитвой пролезть, таким способом поклонившись святому образу. Более того, это можно делать и в обычные дни. Для этого в соборе икона установлена на возвышении, в его нижней части устроен лаз, через который можно проползти на коленях.

Традиция выноса иконы в крестных ходах ведет историю с 1793 года; после революции она, естественно, пресеклась. Обычай был воскрешен в 1989 году при настоятеле Воскресенского храма протоиерее Николае Лихоманове и с тех пор привлекает толпы верующих. Когда именно возник ритуал пролазывания под иконой — неизвестно. В дореволюционных источниках он не упоминается, хотя это еще ничего не значит: он, вероятно, возник именно тогда. Историк семиотики и иконографии Дмитрий Антонов причисляет ритуал в Тутаеве к народным способам «апроприации сакральной силы».

В период существования СССР, кстати, икона из храма не изымалась. И это один из вопросов, который возникает при разговоре о ней: почему ее не забрали в музей и не изучали? Тем более что, по преданию, она была написана в XV веке, золотом периоде русской иконописи, знаменитым вологодским иконописцем преподобным Дионисием Глушицким. Почему реликвия не привлекла внимание ученых?

Одной причиной, возможно, был ее крупный размер: экспонировать такую было бы трудно. Другая — более глобальная: местным храмам вообще повезло, они не были разорены большевиками и даже оставались действующими. Воскресенский собор сохранил всю обстановку интерьера, за исключением реквизированных изделий из золота и серебра (а еще там сохранились потрясающие фрески). Что касается сегодняшней юридической принадлежности иконы, то собор является памятником федерального значения и находится вместе с историческим содержимым (включая «Спас») в бессрочном безвозмездном пользовании у Русской православной церкви.

Второй поразительный ритуал — «пролазывание» («припадение под икону»). На крестном ходе икону несут на специально изготовленных носилках с «воротцами» по центру. Во время шествия под ней можно с молитвой пролезть, таким способом поклонившись святому образу.
Фото: Татьяна Никитина

Отсутствие научной литературы о самой большой в России иконе интригует. Но вот одно объяснение ее нестандартному размеру есть. Существует версия, что изначально «Спас» был не иконой, то есть вертикально установленным объектом, а частью расписанного потолка деревянной церкви, так называемого «неба», висел под куполом. То есть его масштаб и выразительность черт вызваны тем, что он взирал на прихожан с большой высоты. Позже исходная деревянная церковь исчезла, а потолочная доска размером 298 на 276 см с изображением лика уцелела, но поменяла функцию. (Отметим, что в России сохранились другие деревянные храмы с расписанными «небесами» и изображениями Христа по центру, однако иконами эти образы не считаются.)

За неимением научных статей и монографий мы опросили экспертов. Светлана Семенова, искусствовед, хранитель художественно-исторических ценностей Воскресенского собора, рассказала нашему изданию, что в 2001–2002 годах икону реставрировали. «Работы по решению научной реставрационной комиссии проводила художник-реставратор Татьяна Шабанова из Ярославля, — говорит она. — Икону тогда даже не выносили из храма, мастерская была устроена на первом этаже собора, в зимнем храме. Целью реставрации было укрепление левкаса и красочного слоя, удаление поверхностных загрязнений и работа с оборотом иконы. Потемневшую олифу решено было оставить, но после проведения работ светлее икона все-таки стала. Особенно много загрязнений было в нижней части образа, где к нему прикладывались верующие. После реставрации эта часть иконы, примерно до лика Христа, закрыта стеклом, которое снимают на время крестного хода».

Проведенные работы уместнее назвать «противоаварийными консервационными», а не полноценной научной реставрацией: пробные расчистки на лицевой поверхности иконы не производились, древесину и красочный слой на химическую экспертизу не брали. Иконный щит состоит из нескольких досок, скрепленных на обороте шпонками и металлическими полосами XIX века, оборот обит тканью. Что касается живописи, то о ее датировке и сохранности авторского слоя без серьезных исследований ничего сказать нельзя, так как он скрыт под толстым слоем почерневшей олифы. Как и другие почитаемые иконы, образ за свою многовековую историю неоднократно поновлялся. С трудом просматриваемый слой можно с большой достоверностью отнести к XVII веку. От XV века, если он когда-то и был на этой доске, на первый взгляд ничего уже не осталось. А вот записи XIX столетия просматриваются. Так что история создания образа — это легенда. Доказательств такой почтенной древности не существует.

Виктория Горшкова, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, некоторое время занимавшаяся изучением «Спаса Борисоглебского», рассказала нашему изданию: «Икона, конечно, не XV век, а, скорее всего, XVI. Живопись на ней разновременная, кусочками. Эту живопись визуально объединяет сейчас только темная олифа, и если этот верхний потемневший слой снять, то разно­цветные фрагменты разных эпох создадут диссонанс». По поводу стилистического анализа образа и его принадлежности к какой-либо конкретной школе иконописи Горшкова сообщила: «Икона, судя по всему, среднерусская. Но что касается стиля, то фрагмента ее первоначальной живописи никто не видел, поэтому оценить ее невозможно».

Таким образом, с точки зрения науки этот потемневший лик пока остается загадкой, тем более интересной на фоне того активного почитания, которое окружает икону каждый день в обычной жизни.

Излияние благодати

Табынская икона Божьей Матери.
Фото: МЧС России

«Припадение под иконы», «пролезание под образа» во время крестных ходов — практика общения с реликвией, известная на Руси минимум с XIX века. Она, по словам Дмитрия Антонова, является вариацией известной архаической стратегии «пронимальной магии» (от глагола «пронимать, протаскивать»). Благодать от иконы изливается на пролезающих сверху вниз. В 1947 году во время крестного хода на Урале цепь коленопреклоненных людей, ожидавших пронесения над их головами Табынской иконы Божьей Матери, растянулась на 4 км.

Детектор лжи

«Уста истины». I век н.э. Рим.
Фото: Wikimedia

Произведения искусства, связанные с ритуалами и приметами, привлекают туристов и обогащают казну городов. Один из самых знаменитых подобных объектов в Риме — рельеф I века н.э. с головой Тритона, называемый «Уста истины». По легенде, известной еще со Средневековья, если вложить руку в рот скульптуры и произнести ложь, рука окажется откушенной. Также во всем мире чрезвычайно распространены суеверия, при которых нужно «на удачу» потереть какое-либо место скульптуры. Эта антропогенная нагрузка чрезвычайно вредит уличным статуям.

Камень красноречия

Камень Бларни. Ирландия.
Фото: The Clay Jar Store

Некоторые обряды для чудес, происходящих «по контактному принципу», требуют сложных поз. В стены замка Бларни вмонтирован камень, поцеловав который человек обретает воистину ирландский дар красиво льстить и остроумно шутить. Традиция восходит еще к кельтским верованиям. Камень расположен на вершине замка. Раньше до него дотягивались с края парапета с помощью ассистента, который поддерживал целующего за ноги. Сегодня парапет оснащен коваными направляющими и защитными перекладинами, предотвращающими риск падения со стены.


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20251031-nwdw/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: Музей современного искусства «Эрарта» В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит...

Государственный центр современного искусства: конец истории

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) был основан в 1992 году. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина...

Петербург помнит Ленинград

Рисунок очереди за хлебом из дневника медсестры Ф.А. Прусовой. 1941-1945. На обороте надпись: «Стояли в очереди за хлебом...

Павел Филонов и его окна в параллельную реальность

Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье». Фото: «Парк «Зарядье» Одна из самых...

Новый день Помпеи: началась реставрация главного шедевра Брюллова

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее. Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей Специалисты Русского музея приступили...

60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих

Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – English. 2005. Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Galerie Neu, Berlin Триумфаторами...

В Магадане открывается культурно-выставочный центр «Рында»

Арт-группа Грязновы (Грязнов Григорий и Таисия Грязнова). «Динозавры» из серии «Колымские дикие животные в многомерной темпоральности-1». 2025. Фото:...

ВТБ приглашает на прогулку по знаковым местам Санкт-Петербурга

Московский вокзал в Санкт-Петербурге. Фото: пресс-служба банка ВТБ Банк ВТБ в преддверии ПМЭФ-2025 выпустил аудиогид по культурным точкам...

Стены «как при бабушке»: в ГМИИ им. А.С.Пушкина началась реэкспозиция

Обновленная при директоре Елизавете Лихачевой постоянная экспозиция ГМИИ им. А.С.Пушкина. 2024. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина Пушкинский музей начал...

Джуди Чикаго: «Мое творчество нельзя понять, опираясь на прежние каноны»

Джуди Чикаго. Фото: Greg Sorber/Albuquerque Journal via ZUMA Wire/TASS Художница-легенда — об изменивших мир женщинах, чьи имена были...

Дьяволу не удалось спрятаться от реставраторов

На картине Джошуа Рейнолдса «Смерть кардинала Бофорта» (1789), которая иллюстрирует один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV,...

Свежий номер: олений нос, спрятанный стрит-арт и мантры в Эрмитаже

№136 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Исландские музеи мечтают перезимовать без потерь

Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика. Фото:...

Выходят новые сериалы про галеристов и художников

Натали Портман готовится к роли на Art Basel Miami Beach. Фото: David Kordansky Gallery №131 Материал из газеты...

В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж

Интерьер Государственного Русского музея с картиной Федора Бруни «Медный змий». Фото: Государственный Русский музей Ежегодный рейтинг музейной посещаемости,...

Филип Гастон в Тейт Модерн: призыв к человечности

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate Долгожданная ретроспектива классика ХХ века состоялась —...

Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку

Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои давние секреты. Фото: Архив Анны Асеевой №133 Материал из газеты...

Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia

Татьяна Яблонская. «Лето». 1967. Фото: Государственная Третьяковская галерея Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы до 28...

Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея

Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П.Брюллова» в Государственном Русском музее. Фото: Олег Золото / Государственный...

Дом Бака в Петербурге вернул себе дореволюционные двери

В известном здании в центре города по инициативе и стараниями самих жильцов восстановлены исторические двери в парадных подъездах....