Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Сезон Сезанна: Экс-ан-Прованс возвращает себе великого уроженца

Усадьба Жа-де-Буффан, в которой Поль Сезанн провел многие годы, обрела сейчас вид, близкий к состоянию на вторую половину XIX века.
Фото: Michel Fraisset

№133
Материал из газеты

Родной город художника открыл для публики его семейную усадьбу Жа-де-Буффан. Ей же посвящена крупная выставка Поля Сезанна в местном Музее Гране, экспонаты которой по преимуществу одолжены из других мировых институций

Программа событий и выставок, которые пройдут в родном городе художника, Экс-ан-Провансе, получила название «Сезанн-2025». Она при­урочена, как сказано в пресс-релизах, к «году, когда город наконец воссоединится со своим самым знаменитым жителем». Сезон начался с двух важных открытий — его родового гнезда Жа-де-Буффан, где недавно завершилась реставрация, и большой выставки в Музее Гране «Сезанн в Жа-де-Буффане» (до 12 октября) — ретроспективы творчества художника за те 40 лет, что он прожил в поместье.

Поначалу кажется странным, что выставка Поля Сезанна (1839–1906) в Экс-ан-Провансе подается как событие из ряда вон выходящее. Горная гряда Сент-Виктуар, которую он писал более 80 раз, — часть местного пейзажа, узнаваемого во всем мире. Окрестные сосновые боры и лавандовые поля неотделимы от экспериментов художника с цветом и объемом; это небо, даже затянутое тучами, воспето в его творчестве. Сезанн похоронен с одной стороны горы, на кладбище Сен-Пьер — и именно по этой причине Пабло Пикассо (1881–1973) покоится с другой стороны. Когда Пикассо купил замок Вовенарг, он сказал своему парижскому дилеру Даниелю-Анри Канвейлеру, что приобрел «Сент-Виктуар Сезанна» — но не картину художника, которого он называл своим единственным учителем, а кусок настоящей горы.

Брюно Эли, работавший заместителем директора Музея Гране в 1980-х годах, рассказывает, что в то время Экс был «городом без Сезанна». Теперь, став директором, Эли вместе с Дени Кутанем, его предшественником и нынешним президентом Общества Поля Сезанна, курирует программу «Сезанн-2025».

В 1906 году музей мог бы пополнить свою коллекцию 100 произведениями Поля Сезанна, которые тот предложил завещать ему перед смертью. Но тогдашний директор Анри Понтье недальновидно отказался от щедрого дара, и это аукнулось городу. Эксу пришлось дожидаться 1980-х годов, чтобы заполучить хотя бы несколько картин Сезанна во временное пользование — благодаря долгосрочной выдаче из парижского Музея Орсе.

Теперь даже «средние» работы Сезанна продаются за десятки миллионов долларов, а лучшие — за сотни миллионов. По словам Эли, маловероятно, чтобы Франция, не говоря уже об Эксе, когда-либо смогла позволить себе приобрести еще одного Сезанна.

Реставрация дома, медленная и дорогостоящая, не обошлась без важных открытий.
Фото: Ville d'Aix-en-Provence

Полю было 20 лет, и он изучал право, когда его отец Луи-Огюст Сезанн купил дом и ферму на тогдашней окраине Экса, ныне представляющей собой ничем не примечательный спальный район. После смерти матери в 1899 году Поль и его сестры продали дом семейству Гранель-Корси, во владении которого он оставался почти столетие. В 1994 году Гранель-Корси, в свою очередь, продали особняк городу, но сохраняли при этом право пользования им вплоть до смерти последнего члена семьи в начале 2000-х годов.

Реставрация дома, медленная и дорогостоящая, не обошлась без важных открытий. В 2023 году в Большой гостиной обнаружили фрагменты фрески. Впоследствии названная «Вход в порт» (1864), она стала неожиданным десятым дополнением к серии работ, которые Сезанн писал прямо по штукатурке. Когда семейство Гранель въехало в дом, по их просьбе большинство из этих фресок перенесли на холсты, а затем продали музеям по всему миру. «Игра в прятки» (1862–1864) — панно шириной 2 м, написанное поверх нижней части «Входа в порт», — теперь хранится в Музее Наката в Японии. То, что осталось от первой фрески, когда-то просто заштукатурили и забыли.

Центральным элементом выставки в Музее Гране стала реконструкция той самой Большой гостиной. Эли и Кутань договорились о том, чтобы на время получить 70% оригинальных работ. Среди панно, которые впервые воссоединились, показано упомянутое произведение из японского музея, а также «Времена года» (1860–1861), предоставленные парижским Пти-пале. Еще одним важным экспонатом стал портрет «Отец художника, Луи-Огюст Сезанн» (около 1865). Нацио­нальная галерея в Лондоне согласилась одолжить его, несмотря на действующий в настоящее время в связи с празднованием 200-летия институции запрет выдачи произведений на сторонние площадки.

Выставка открывается рассказом о начале пути Сезанна — обучении в художественной школе Экса, функциональным приложением к которой изначально и был Музей Гране. Долгое время единственным произведением Сезанна в местной музейной коллекции была работа того периода — академический этюд обнаженной мужской натуры, обнаруженный в 1925 году.

Семья и друзья — второй тематический блок. Среди привезенного на выставку в Экс — «Отец художника, читающий газету „Л’Эвенман“» (1866) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Присутствует в экспозиции и другая ранняя работа — «Портрет Эмиля Золя» (1862), первая картина Сезанна, которую Музей Гране смог приобрести в 2011 году.

Поль Сезанн. «Дом и ферма в Жа-де-Буффане». 1885-1887.
Фото: National Gallery Prague

Благодаря расширению выставочных пространств, на втором этаже удалось разместить подборку пейзажей Сезанна, охватывающих все периоды его творчества. Особой гордостью для Эли стал «Дом и ферма в Жа-де-Буффане» (1885–1887), который кураторы неоднократно просили на время у пражской Национальной галереи. И разумеется, на выставке показано несколько видов горы Сент-Виктуар, включая предоставленный частным коллекционером вариант 1888 года, приобретенный в 2022 году на аукционе за $137,8 млн.

Жители Экс-ан-Прованса по сей день с ужасом вспоминают август 1989 года, когда в горах случился пожар, бушевавший три дня. Более 2 тыс. спасателей боролись с пламенем. Тогда выгорело почти 6 тыс. га леса. Эли помнит, как в ночи пламя очерчивало гору — зрелище поистине дантовское. По его словам, вид того, как горит любимый пейзаж Сезанна, стал для него глубокой травмой и трагедией. Через девять месяцев он и Кутань, тогда директор музея, смогли организовать крупную выставку «Сент-Виктуар Сезанна», на которую собрали около 70 работ — успех для любого куратора. Она открылась 35 лет назад — 15 июня 1990 года. С появлением программы «Сезанн-2025» город вновь заявляет свои права на знаменитого земляка. 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250731-bnrc/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок

В капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции хранятся шедевры художников Раннего Возрождения. Фото: The National...

Экскурсия по выставке Игоря Грабаря в Третьяковке

В Третьяковской галерее проходит выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора The Art...

Глобальное потепление разрушает исторические маяки штата Мэн

Маяк Портленд-Хед, один из самых популярных в Новой Англии, серьезно пострадал при штормах в январе 2024 года. Фото:...

Бывший дворец албанского диктатора стал арт-резиденцией

Проект «Вилла 31 — Art Explora», открывшийся в апреле, стал новой инициативой парижского фонда Art Explora. Фото: Philipp...

Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики

Снаружи Рождественский собор теперь заново оштукатурен, но перед этим была тщательно осмотрена кладка; отдельные ее участки отреставрированы. Фото:...

Восстановление Королевского дворца в Дрездене близится к завершению

Былое величие Королевскому дворцу в Дрездене возвращали на протяжении десятилетий. Теперь этот процесс вышел наконец на финишную прямую....

Большой Египетский музей откроется в июле

Деревянные фигурки воинов, созданные в XX веке до н.э., в экспозиции Большого Египетского музея. Фото: Gehad Hamdy/dpa №130...

Художник Саша Браулов вышивает серию мемориальных досок

Саша Браулов начал новую серию под названием «Здесь. А где память?». Фото: Саша Браулов №132 Материал из газеты...

Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век

Николай Сапунов. «Ряженые». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и...

«Архстоянию» 20 лет: страницы из летописи

№133 Материал из газеты С 25 по 27 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет 20-й по счету Международный фестиваль...

По садам сквозь время

На территории поселка «Миллениум Парк» раскинулись сразу пять тематических садов, связанных 5 км водных каналов. Фото: Villagio Estate...

Джонни Депп в «Пираты Карибского моря 6» вернется с одним условием

Стало известно, что знаменитого актера Джонни Деппа (Johnny Depp) возвращают в новый фильм «Пираты Карибского моря 6» с...

Мировые продажи произведений искусства в 2024 году упали на 12%

Международная ярмарка Art Basel. Фото: Art Basel Продажи сократились почти во всех регионах, высоких ценовых рекордов было мало,...

Опера-перформанс в Ленинке: в поисках внутреннего героя

Театрально-перформативный проект Silent Opera. Фото: PERFORMA В большом читальном зале Российской государственной библиотеки в рамках фестиваля PERFORMA(R) зрителям...

Василий Церетели назначен директором MMOMA

Василий Церетели возглавил Московский музей современного искусства. Фото: Ирина Полярная / MMOMA Василий Церетели, бывший исполнительным директором Московского...

«Крупнейший кризис в сфере наследия»: церкви Великобритании оказались под угрозой

Монастырь в городе Крастчерч в английском графстве Дорсет. Фото: rjhigginsonCC-BY-SA3.0))1 №133 Материал из газеты В 2025 году правительство...

Фонд Prada будет финансировать производство независимого кино

Запуск нового фонда поддержки независимого кино под эгидой Prada состоится осенью. Фото: Fondazione Prada №132 Материал из газеты...

Современное искусство XVI и XXI веков показывают в нижегородском Арсенале

Досси Д. подражание. «Фокусник». Первая треть XVI века. Фото: Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина В...

Вход в «ГЭС-2» станет платным

В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики. Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2» В Доме культуры «ГЭС-2»...

Музей современного искусства «Гараж» меняет директора

Автор текста Надежда Лисовская Директор Музея современного искусства «Гараж» Дарья Котова. Фото: Музей современного искусства «Гараж» Музей современного...