Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Почему художники уходят от своих дилеров

Питер Дойг. «100 лет назад». 2001.
Фото: Victoria Miro Gallery

Самые разные мастера, от начинающих до «голубых фишек», все чаще отказываются от галерейного представительства в пользу агентов или даже полной независимости

Показательно, что с 2020 по 2022 год ежегодный список самых влиятельных фигур на арт-рынке Power 100 от ArtReview поочередно возглавили художественный коллектив, NFT и движение за социальную справедливость. Если вспомнить, что десятилетием раньше за верхние строчки в рейтинге боролись мегагалеристы Ларри Гагосян и Дэвид Цвирнер, становится очевидно, насколько баланс сил на арт-рынке сместился в пользу художников. Одним из подрывных последствий этого сдвига стал рост числа авторов, которые отказываются от галерейного представительства в пользу более гибкого подхода к созданию, продвижению и продаже своего искусства.

Лондонская художница Рейчел Джонс, чьи абстракции, написанные масляной пастелью, пользуются большим спросом, недавно ушла из галереи Thaddaeus Ropac, чтобы опробовать альтернативные методы работы. Стремление Джонс к автономии необычно еще и потому, что она пока что находится в начале карьеры. Для более именитых художников эта перспектива, вероятно, менее пугающая.

В феврале Питер Дойг, художник с давно устоявшимся рынком, объявил об уходе из галереи Michael Werner после 23 лет сотрудничества. Паринас Могадасси, супруга Дойга и владелица нью-йоркской галереи Tramps, рассказала, что он начал «работать самостоятельно, его не представляет ни одна галерея, и у него нет планов сотрудничать с какими-либо галереями».Могадасси охарактеризовала отношения художников и дилеров как «хрупкий баланс» между профессиональным и личным. «Художник может быть уверен в полной прозрачности, только если он берет на себя ведущую роль во всех разговорах вокруг своей жизни и работы», — считает она.

Rachel Jones. Say cheeeeese. 2022.
Фото: Eva Herzog/Galerie Thaddaeus Ropac

Появление героя: агент художника

Когда в 2015 году агентство United Talent Agency (UTA), входящее в большую тройку американских агентств, специализирующихся на продвижении представителей творческих профессий, запустило направление изящных искусств UTA Fine Arts, его главной задачей было повысить автономность художников. Покойный юрист Джошуа Рот, основатель UTA Fine Arts, тогда заявил: «Мы верим, что в мире искусства есть место для серьезной и профессиональной представительской структуры, которая помогает художникам получить больше контроля над карьерой и открывает для них новые и лучшие возможности».

Дилеры возражают, что их профессия уже обеспечивает такую структуру. Но на фоне все более глубокого слияния художественного мира со сферой элитного потребления, модой, телевидением, кино, музыкой и спортом сотрудничество художников с агентами получает все более широкое распространение.

UTA Fine Arts быстро удалось привлечь таких художников, как Билли Эл Бенгстон, Айзек Джулиан и Джуди Чикаго. Его конкуренты WME (принадлежащая группе Endeavour, в собственности которой находится ярмарка Frieze) и Creative Artists Agency (CAA) тоже могут похвастаться громкими именами в своем арсенале. Сфера их компетенции связана с коммерческим лицензированием произведений художника или их использованием в теле- и кинопроектах.

Параллельно растет число бутик-агентств, предлагающих альтернативу конгломератам. В 2015 году французская предпринимательница Марин Танги основала MTArt, в сентябре 2023-го Грэм Саутерн — агентство Southern & Partners, которое позиционируется как «независимая консалтинговая компания в сфере арт-менеджмента».

Существуют и частные агенты. Например Джо Хейдж, основатель Heni Group и партнер в лондонской юридической фирме, уже много лет без шума управляет продажами целого ряда крупных художников, в числе которых Дэмиен Хёрст и теперь свободный от галерейного представительства Дойг.

Дэмиен Херст и его картины «Цветущая вишня». Фонд современного искусства Cartier, Париж.
Фото: Prudence Cuming https://www.theartnewspaper.com/2021/07/29/damien-hirst-laid-off-63-people-last-autumn-while-claiming-pound15m-in-government-covid-19-loans

Агенты не только занимаются такими первостепенными задачами, как маркетинг и реклама, но и могут помогать художникам вести переговоры с крупными корпорациями, например о финансировании паблик-арта для новых зданий. Этот процесс требует сотрудничества с инженерами, литейщиками и другими специалистами, с которыми редко имеет дело обычный арт-дилер.

Дилеммы и компромиссы

В числе преимуществ самостоятельного представительства британский художник Ник Хорнби, который обходился без галерей на протяжении значительной части карьеры, называет «ощущение собственной агентности» и «возможность наращивать и сокращать объем работы своей мастерской» и отмечает, что приятно «знать, что ценность моего искусства зависит от моей собственной репутации, а не от репутации галереи». Сотрудники его мастерской выполняют значительную часть работы, которой обычно занимается дилер, в том числе администрированием, логистикой и архивированием. Минус заключается в том, что Хорнби приходится лично заведовать подавляющим большинством деловых интер­акций своей мастерской. «Это утомительно, — говорит он, — и временами мне бывает сложно выделить время на работу над идеями, на мечты».

Социальные сети дали художникам выход на широкую аудиторию и прямой контакт с покупателями и партнерами. Хотя статистика свидетельствует, что этот канал обеспечивает сравнительно небольшое число продаж, экономист Клэр Макэндрю, специализирующаяся на сфере искусства, отмечает: соцсети «зачастую служат для первичного знакомства с произведениями и художниками, а сама продажа осуществляется уже через галерею или ярмарку, на аукционе или напрямую у автора».

Онлайн-платформы — жизненно важный канал для цифровых художников. Несмотря на сдувающийся рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT), Майк Винкельманн, работающий под псевдонимом Бипл (Beeple), чей цифровой коллаж «Каждый день: первые 5000 дней» в 2021 году ушел на Christie’s за $69,3 млн, судя по всему, по-прежнему отлично чувствует себя и без галерейного представительства. И хотя наличие у него 2,3 млн подписчиков в известной соцсети, вне всяких сомнений, открывает определенные коммерческие возможности, без агента здесь тоже не обошлось. С тех пор как работы Винкельманна попали на арт-рынок, его консультирует — по крайней мере периодически — бывший продажник Christie’s Лоик Гузер. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/pochemy-hydojniki-yhodiat-ot-svoih-dilerov.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Самая западная из Третьяковок покажет пять веков русского искусства

Новый филиал Государственной Третьяковской галереи в Калининграде открывается 12 июня. Фото: Александр Матвеев Второй из филиалов Третьяковской галереи...

Музей «Гараж» отмечает 17-летие

Музей современного искусства «Гараж». Фото: Артур Шураев / Unsplash.com Музей современного искусства «Гараж» 13 июня отмечает двойной праздник:...

Современные художники запечатлели решающие моменты хоккея

Серия хоккейных карточек «FONBET Overtime» посвящена ключевым моментам истории овертаймов КХЛ и ее героям за последние 15 лет....

Новый музей на Тайване делает ставку на самобытность и собственные ресурсы

В новом Тайбэе — самом населенном мегаполисе Тайваня с 4 млн жителей — 25 апреля открылся художественный музей....

Одна уникальная монета и несколько редких: следы громкого ограбления привели в Москву

Античная монета, изъятая на российском нумизматическом рынке. Фото: Musées de Reims №131 Материал из газеты Часть коллекции старинных...

Марина Бондарева: «Мы занимаемся „поэтическими“ археологическими проектами»

Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева. Фото: Фонд развития науки и...

Судьба павильона по проекту Тадао Андо в Мельбурне пока не решена

Несмотря на скромные размеры, павильон по проекту Тадао Андо привлек публику своим магнетизмом. Фото: John Gollings / MPavilion...

Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia

Татьяна Яблонская. «Лето». 1967. Фото: Государственная Третьяковская галерея Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы до 28...

Спасение культурного наследия — дело рук самих нуждающихся?

Отмена американского гранта чревата приостановкой реставрации Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире. Фото: World...

В Москве идет выставка Александра Панкина, мастера абстрактной живописи

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова. Фото: Фонд Андрея Чеглакова...

Дом Бака в Петербурге вернул себе дореволюционные двери

В известном здании в центре города по инициативе и стараниями самих жильцов восстановлены исторические двери в парадных подъездах....

Блестки минувшего бала, или Не только парижская жизнь

Александр Васильев написал новую книгу — автобиографическую, которая охватывает два последних десятилетия ХХ века. Фото: Редакция Елены Шубиной...

Мех да уют

Предметы и аксессуары из интерьерной коллекции бренда «Меха Екатерина». Фото: Меха Екатерина Собрание предметов интерьера и аксессуаров для...

Берегись газобетона: послевоенные постройки в Британии проверяют на RAAC

Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена...

В Музее транспорта Москвы появился первый экспонат

Пока продолжается реставрация гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице для Музея транспорта Москвы, в экспозиции появился первый экспонат....

Manifesta 17 пройдет в 2028 году в Португалии

Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24. Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra Пока...

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса. Фото: Walters Art Museum В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе,...

«Руанские соборы» Клода Моне исследовали и показывают на выставке в Пушкинском

Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им....

В Филадельфии открылись сады имени Александра Колдера

Арт-пространство «Сады Колдера». Фото: Calder Gardens №135 Материал из газеты Знаменитому автору «мобилей» и «стабилей» решили посвятить не...

Китайскую кухню оборудовали по высшему разряду

Первое, что обнаружат завсегдатаи Ораниенбаума при виде павильона после проведенной реставрации, — это изменение цвета фасадов: они теперь...