Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

«Фрагменты эпохи» в интерьерах особняка

Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП).
Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков проводит первую выставку в своем новом пространстве, особняке Альбрехтов — Алафузовых на набережной канала Грибоедова

Выставкой «Фрагменты эпохи» Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП), филиал Центрального выставочного зала «Манеж», открыл для посетителей новое пространство, полученное им от города в конце 2024 года. Музей обзавелся не просто дополнительными залами для выставок, но трехэтажным особняком с дворовыми постройками, в которых теперь сможет разместить всю коллекцию.

Более 3,5 тыс. кв. м, обширный двор, внутренние флигели — и все это буквально стена в стену с тем зданием, в котором музей обитает с 2015 года на набережной канала Грибоедова, 103, неподалеку от знаменитого Львиного мостика. В новый дом под номером 101, бывший особняк Альбрехтов — Алафузовых, МИСП въехал меньше десяти месяцев назад, но уже успел привести в экспозиционное состояние почти 800 кв. м площади. Сейчас продолжается проектирование остального пространства под будущую постоянную экспозицию, временные выставки, фондохранилище, образовательно-просветительский центр, офисы, что не очень просто в памятнике регионального значения с большим списком предметов охраны.

Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП).
Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI

«Исторически в этих зданиях была анфиладная система, которая подходит для музейной экспозиции, и мы постараемся ее восстановить, — рассказала Марина Джигарханян, директор музея. — Теперь у нас есть возможность перевести сюда офисы из соседнего здания, а там — освободить площадь под фонды. Хотя, когда мы только въехали, были одни идеи — сейчас обсуждаем другие. Так что пока продолжаем обследовать остальные помещения и обдумываем варианты».

Официально Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков был учрежден в конце 2015 года как филиал ЦВЗ «Манеж», хотя городской комитет по культуре поручил последнему начать формирование коллекции современного искусства еще в 1991 году. Этим коллектив «Манежа» занимался более 30 лет и собрал около 9 тыс. предметов. В 2024 году Музей нонконформистского искусства официально передал сюда свое собрание работ современных художников — свыше 3 тыс. единиц, благодаря чему фонды МИСП теперь насчитывают почти 12 тыс. экспонатов.

Открывающий экспозиционную историю в новом здании проект «Фрагменты эпохи» представляет около 100 произведений живописи, скульптуры, арт-объектов и предметов декоративно-прикладного искусства мастеров второй половины XX — начала XXI века разных поколений, стилей и направлений. Долгое время обширная и разнообразная коллекция музея была малодоступна для широкого зрителя, и организаторы первой же выставки постарались наверстать упущенное.

Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП).
Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI

Показ начинается уже на лестнице: на мраморных ступенях и в нишах посетителей встречают деревянные скульптуры «Лестница Иакова. Водопроводчик» Михаила Едомского, «Икар» Юрия Гурова (Устенко) и «Греция» Виктора Сиренко. Символически выставку открывают работы, посвященные Петербургу: «Летний сад» Завена Аршакуни и «Белую ночь. Львиный мост» Игоря Петрова разместили в аванзале.

Первый зал посвящен неисчерпаемой теме женской красоты: музам, богиням, идеалам и просто подругам, моделям, вдохновлявшим художников. Живописные полотна и скульптура мастеров 1960–1970-х годов занимают самый большой зал. Крупномасштабные «У зеркала» Юрия Пенушкина, которого некоторые искусствоведы называли «советским Кустодиевым», и «Обнаженная» Виктора Тетерина, своими насыщенными и контрастными цветами напоминающая Матисса и Сезанна, соседствуют и дополняются скульптурными женскими образами, выполненными из дерева, камня, металла.

Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП).
Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI

Отдельный небольшой зал отведен под инсталляцию «Мастерская Виктора Данилова». Это один из мастеров, живших в «Деревне художников» в Шувалово-Озерках. Здесь воспроизведен фрагмент его дома с деревянной фигурой «Старая Европа» с изображениями обитавших у него котов и собак.

В следующих залах собраны произведения Владимира Загорова, Арона Зинштейна, Любови Костенко, Яна Неймана и других авторов постперестроечного времени. Отдельное пространство занимают мир снов и тайны ночи Дмитрия Шнеерсона и Софии Азархи. И тут же представлены работы Recycle Group, Марины Колдобской, Давида Плаксина. К остросоциальным темам отсылают композиция Александра Еремина «Ночь» (собирательный образ бездомного человека) и картина Юрия Медведева «Вагон метро».

Еще один зал можно назвать мифологическим. Здесь выставлены произведения, навеянные архаическими мифами и библейскими сюжетами. Бронзовая группа Марины Спивак «Воины» из цикла «Империя» выстроилась вдоль стены, гармонируя с батареей за спинами героев. Упрощенные рубленые формы мраморной композиции Левы Бейбутяна «Плодоносящая» и бронзового «Олоферна» Михаила Дронова придают им сходство с языческими истуканами. И рядом — «Юдифь и Олоферн» в исполнении Александра Данилова, мастера мягких линий и пастельных оттенков.

Выставка «Фрагменты эпохи». Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП).
Фото: Музей искусства Петербурга XX–XXI

Своеобразный завершающий аккорд экспозиции — зал с работами московской художницы Марии Кулагиной. Стены затянуты черным, скульптурные фигуры выделяются направленным светом. В центре зала — композиция, похожая на гигантскую спираль-колонну, по которой идет движение вверх. Инсталляция называется «Ловец». Ее Мария Кулагина специально адаптировала к показу в этих стенах и передала в дар музею. После выставки она останется в постоянной экспозиции. Также специальный зал планируется отвести для воссоздания мастерской Виктора Данилова.

«Конечно, в интерьерах исторических особняков XVIII–XIX веков представлять современное искусство непросто, — говорит Марина Джигарханян. — Но я считаю, что в таком пространстве оно только выиграет: получается интересный диалог, поднимаются новые слои восприятия, возникает перекличка времен. Работы наших современников по-новому заиграли в этих пространствах».

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
«Фрагменты эпохи»
До 11 января


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20251007-ayjb/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

В Магадане открывается культурно-выставочный центр «Рында»

Арт-группа Грязновы (Грязнов Григорий и Таисия Грязнова). «Динозавры» из серии «Колымские дикие животные в многомерной темпоральности-1». 2025. Фото:...

В Ираке борются за спасение археологического объекта от застройки

Комплекс Большой мечети в Куфе — один из немногих архитектурных памятников, сохранившихся в городе от средневековой эпохи. Фото:...

Древний храм богини Афины и мраморы преткновения

Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871. Фото: Metropolitan Museum of Art, New York На фоне давних неурегулированных разногласий между...

На выставке в Нью-Йорке Африка повстречалась с Византией

Мозаика со львом. Хаммам Лиф, Тунис, VI в. Фото: Brooklyn Museum, New York/Museum Collection Fund В выстроенную хронологически...

Василий Церетели назначен директором MMOMA

Василий Церетели возглавил Московский музей современного искусства. Фото: Ирина Полярная / MMOMA Василий Церетели, бывший исполнительным директором Московского...

Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении

Нина Молева. Фото: belutin.ru Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем...

Дом Бака в Петербурге вернул себе дореволюционные двери

В известном здании в центре города по инициативе и стараниями самих жильцов восстановлены исторические двери в парадных подъездах....

Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач

Черный дом архитектора Александра Константинова. Фото: личный архив №134 Материал из газеты Дом, созданный художником, — тотальное произведение...

Неприхотливая белая плесень облюбовала датские музеи

В ряде датских музеев обнаружен грибок, которому нравятся те же условия, что и произведениям искусства. Фото: Jacob Jul...

Экскурсия по выставке Игоря Грабаря в Третьяковке

В Третьяковской галерее проходит выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора The Art...

Джуди Чикаго: «Мое творчество нельзя понять, опираясь на прежние каноны»

Джуди Чикаго. Фото: Greg Sorber/Albuquerque Journal via ZUMA Wire/TASS Художница-легенда — об изменивших мир женщинах, чьи имена были...

Превосходство света

Восьмиэтажный LUMIN — уникальный проект первого в России дома из матового стекла объединяет в себе концептуальный дизайн, технологии,...

Пряжки долой! или Как история костюма связана с политикой и экономикой

На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» проходит выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна». Фото:...

Восстановление Королевского дворца в Дрездене близится к завершению

Былое величие Королевскому дворцу в Дрездене возвращали на протяжении десятилетий. Теперь этот процесс вышел наконец на финишную прямую....

В Томске открылся «Кабинет Пушкинского»

«Кабинет Пушкинского» в Научной библиотеке Томского государственного университета. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина ГМИИ им....

Культурные памятники вписывают в сегодняшнюю реальность

Дача Фаберже в Ленинградской области, многострадальный объект культурного наследия, доведенный прежним владельцем до разрухи, вскоре будет выставлена на...

Марина Бондарева: «Мы занимаемся „поэтическими“ археологическими проектами»

Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева. Фото: Фонд развития науки и...

Музей культуры стран Африки может открыться в Москве через полтора года

Маска декоративная. Объединённая Республика Камерун. 1970-е. Фото: Государственный музей Востока Министерство культуры РФ начало выделять Музею Востока средства...

Архангельск — портал в Арктику

Купол церкви Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, деревня Медведевская. 1745–1757. Фото: Вадим Разумов Любоваться Русским Севером можно...

Неожиданная Доротея Лэнг на выставке в Вашингтоне

Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954. Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of...