• Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Выставка «Во имя промысла» в музее на Делегатской продлится целый год

Конь-качалка. Городец. Фабрика «Горьковская роспись». Модель-1957 г. Исполнение 1964 г. Автор: Краснояров Н.К. столяр, Смирной К.А., Воронцова Е.И.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Хотя промыслы — явление кустарное, именно в советское время, в эпоху индустриализации, они достигли невероятного расцвета. Как это произошло — исследуют авторы большой выставки во Всероссийском музее декоративного искусства

За последние годы русские народные промыслы не раз становились предметом углубленной музейной рефлексии: в 2020-м выставка «Небесная мастерская» прошла в музее «Новый Иерусалим», год назад музей-заповедник «Царицыно» подготовил большой проект «В поисках народного искусства». Казалось, на этом фоне трудно чем-нибудь удивить. Всероссийскому музею декоративного искусства это, похоже, удалось. Экспозиция «Во имя промысла», во-первых, демонстрирует лучшие образцы жанра — то, что в советское время делалось в ограниченном или единичном экземпляре для международных выставок, на экспорт. И во-вторых (выставка не зря названа исследованием), музей презентует индустрию: хотя промыслы — явление кустарное, именно в XX веке, в эпоху заводов и фабрик, они достигли невероятного расцвета, и во многом благодаря государственной поддержке.

Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В 1999 году музей на Делегатской стал обладателем богатейшего архива и арт-коллекции НИИ художественной промышленности (НИИХП), который, в свою очередь, был преемником Московского кустарного музея (1885–1931). НИИХП работал с 1932 по 1998 год. Это был информационный, организационный и идеологический посредник между производителями и потенциальными заказчиками и клиентами. В институте существовал ряд лабораторий, прицельно изучавших те или иные промыслы, он снаряжал экспедиции по стране, привлекал ученых для исследований, организовывал курсы повышения квалификации и был оператором зарубежных выставок.

Интерьеры Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже. 1900.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Архив НИИХП насчитывает 6 тыс. документов. В 2022 году Музей декоративного искусства совместно с ВШЭ получил грант Фонда Потанина на исследование и оцифровку этого собрания. Нынешняя выставка — один из этапов начавшейся работы.

Как в СССР поддерживали промыслы? Возьмем, например, вышивку. До революции за редким исключением домашнее рукоделие — занятие дворовых девушек в помещичьих усадьбах. Но вот в 1930-е в НИИХП создается лаборатория вышивки. Экспедиции в разные регионы помогли составить картину основных центров. Стало понятно, что есть мстёрская вышивка, калужская перевить в Тарусе, традиционная карельская вышивка в технике «шов по письму», золотное шитье городецкой и торжокской фабрик, крестецкая строчка в Новгородской области и другие. На основе собранного материала художники лаборатории создавали новые образцы для артелей и фабрик. Лучшие изделия демонстрировались на всемирных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958)…

Художники НИИХП Гусева М.А., Сапожникова (Дзагурова) Н.Н., Проценко К.А., Кашкарова З.Д., Работнова И.П. за работой.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Аналогично обстояло дело с кружевом. Сейчас на Делегатской можно увидеть уникальный экспонат — кружево как монументальное искусство, занавес «Спутник в космосе» (1960) авторства Анны Кораблевой, художницы НИИХП, работавшей с производствами Вологды и Ельца. Размеры кружева 3,55 на 2,33 м! В 1958-м еще одно произведение Кораблевой, «Русские мотивы», получило Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, а елецких кружевниц на той же выставке наградили серебряной медалью.

Анна Кораблева. «Спутник в космосе». 1960.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Стекло Гусевского завода, резная кость с Чукотки, из Тобольска, Якутска и других центров, лаковая миниатюра из Мстёры, Палеха, Федоскина и Холуя, абрамцевско-кудринская резьба по дереву, богородская и полхов-майданская игрушка, унцукульская насечка по дереву и шемогодская береста — на выставке собрано немало чудес. Музейный пресс-релиз сообщает: «Промыслы презентуются как собрание драгоценностей», и это не фигура речи. Похоже, музей не зря пригласил в кураторы Нину Гомиашвили: экспонаты буквально сияют.

Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Во времена Советского Союза промыслы воспринимались как народное достояние, — говорит научный куратор выставки Наталья Денисова. — Художественная промышленность была сектором экономики. Несмотря на присутствие в работах коммунистической символики, сохранялась и передавалась и духовная составляющая народного искусства. Сотрудники НИИХП изучали технологию и образность промыслов на несколько веков в глубь истории. Казалось, что в индустриальном государстве у кустарных производств не было шансов выжить, но в СССР они не просто выжили, а достигли расцвета, были подняты на уровень высокого элитарного искусства».

Всероссийский музей декоративного искусства
«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена ХХ века»
До 20 октября


Source: https://oaoo.ru/iskustvo/vystavka-vo-imia-promysla-v-myzee-na-delegatskoi-prodlitsia-celyi-god.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Пострадавшую в огне комнату Касл-Ховарда вернули к жизни

Гобеленовая гостиная в поместье Касл-Ховард полностью воссоздана по состоянию на начало ХХ века. Фото: Tom Arber №132 Материал...

«Москва — Берлин»: трудности перевода и взаимопонимания

Выставка «Москва-Берлин/Berlin-Moskau. 1900-1950» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1996. Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге Как, из чего и...

Виктор Васнецов и его «Апокалипсис»

Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фото: Государственный музей истории религии На выставке...

ВТБ приглашает на прогулку по знаковым местам Санкт-Петербурга

Московский вокзал в Санкт-Петербурге. Фото: пресс-служба банка ВТБ Банк ВТБ в преддверии ПМЭФ-2025 выпустил аудиогид по культурным точкам...

Новый музей на Тайване делает ставку на самобытность и собственные ресурсы

В новом Тайбэе — самом населенном мегаполисе Тайваня с 4 млн жителей — 25 апреля открылся художественный музей....

Илья Доронченков о проекте «После импрессионизма» в Пушкинском

В ГМИИ им. А.С.Пушкина проходит выставка «После импрессионизма», где русское искусство предстает в диалоге с мировым художественным процессом...

Новые арт-объекты в Парке Малевича

Александр Константинов. «Цветные деревья». Установлен в 2023. Фото: Иван Новиков-Двинский /Третьяковская галерея Алла Урбан. «Встреча». 2023. Установлен в...

Ганс Гольбейн Младший не перестает удивлять

Ганс Гольбейн Младший. «Дерих Борн». 1533. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023 Подготовка двух выставок...

В Музее транспорта Москвы появился первый экспонат

Пока продолжается реставрация гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице для Музея транспорта Москвы, в экспозиции появился первый экспонат....

Объявлен шорт-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia

Премия The Art Newspaper Russia. Фото: Гриша Галантный Шорт-лист номинантов на ежегодную премию за 2023 год включает лидеров...

Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет

Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства АРТ МОСКВА 2025. Фото: АРТ МОСКВА Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства...

Жизнь и производство Бориса Арватова, «бунтаря» из ЛЕФа

Натан Альтман. «Проект убранства площади Урицкого к 1-й годовщине Октябрьской Революции». Фото: Государственный Русский музей Его собрание сочинений...

Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному

Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея В центре выставки, посвященной эволюции «нового еврейского искусства»...

Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia

Церемония вручения XII Премии The Art Newspaper Russia в Театре имени А.С.Пушкина. Фото: Лена Авдеева Вручены награды XIII...

Пять предсказаний для арт-рынка: гадаем на хрустальном шаре

Джон Уильям Уотерхаус. «Хрустальный шар». 1902. Фрагмент. Фото: Wikimedia Commons Вырастут ли продажи искусства на мировых аукционах, сменит...

Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин

Музей русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца,...

Эфиопия: от средневековых икон до мантии Хайле Селассие

Выставка «Эфиопия на перепутье» в Художественном музее Уолтерса. Фото: Walters Art Museum В Художественном музее Уолтерса в Балтиморе,...

Авангардная практика

Новинкой сезона 2023–2024 годов театра «Практика» стала документальная драма «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского. Фото: Театр...

Пряжки долой! или Как история костюма связана с политикой и экономикой

На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» проходит выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна». Фото:...

Экскурсия по выставке Игоря Грабаря в Третьяковке

В Третьяковской галерее проходит выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора The Art...