Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Выставка «Во имя промысла» в музее на Делегатской продлится целый год

Конь-качалка. Городец. Фабрика «Горьковская роспись». Модель-1957 г. Исполнение 1964 г. Автор: Краснояров Н.К. столяр, Смирной К.А., Воронцова Е.И.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Хотя промыслы — явление кустарное, именно в советское время, в эпоху индустриализации, они достигли невероятного расцвета. Как это произошло — исследуют авторы большой выставки во Всероссийском музее декоративного искусства

За последние годы русские народные промыслы не раз становились предметом углубленной музейной рефлексии: в 2020-м выставка «Небесная мастерская» прошла в музее «Новый Иерусалим», год назад музей-заповедник «Царицыно» подготовил большой проект «В поисках народного искусства». Казалось, на этом фоне трудно чем-нибудь удивить. Всероссийскому музею декоративного искусства это, похоже, удалось. Экспозиция «Во имя промысла», во-первых, демонстрирует лучшие образцы жанра — то, что в советское время делалось в ограниченном или единичном экземпляре для международных выставок, на экспорт. И во-вторых (выставка не зря названа исследованием), музей презентует индустрию: хотя промыслы — явление кустарное, именно в XX веке, в эпоху заводов и фабрик, они достигли невероятного расцвета, и во многом благодаря государственной поддержке.

Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В 1999 году музей на Делегатской стал обладателем богатейшего архива и арт-коллекции НИИ художественной промышленности (НИИХП), который, в свою очередь, был преемником Московского кустарного музея (1885–1931). НИИХП работал с 1932 по 1998 год. Это был информационный, организационный и идеологический посредник между производителями и потенциальными заказчиками и клиентами. В институте существовал ряд лабораторий, прицельно изучавших те или иные промыслы, он снаряжал экспедиции по стране, привлекал ученых для исследований, организовывал курсы повышения квалификации и был оператором зарубежных выставок.

Интерьеры Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже. 1900.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Архив НИИХП насчитывает 6 тыс. документов. В 2022 году Музей декоративного искусства совместно с ВШЭ получил грант Фонда Потанина на исследование и оцифровку этого собрания. Нынешняя выставка — один из этапов начавшейся работы.

Как в СССР поддерживали промыслы? Возьмем, например, вышивку. До революции за редким исключением домашнее рукоделие — занятие дворовых девушек в помещичьих усадьбах. Но вот в 1930-е в НИИХП создается лаборатория вышивки. Экспедиции в разные регионы помогли составить картину основных центров. Стало понятно, что есть мстёрская вышивка, калужская перевить в Тарусе, традиционная карельская вышивка в технике «шов по письму», золотное шитье городецкой и торжокской фабрик, крестецкая строчка в Новгородской области и другие. На основе собранного материала художники лаборатории создавали новые образцы для артелей и фабрик. Лучшие изделия демонстрировались на всемирных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958)…

Художники НИИХП Гусева М.А., Сапожникова (Дзагурова) Н.Н., Проценко К.А., Кашкарова З.Д., Работнова И.П. за работой.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Аналогично обстояло дело с кружевом. Сейчас на Делегатской можно увидеть уникальный экспонат — кружево как монументальное искусство, занавес «Спутник в космосе» (1960) авторства Анны Кораблевой, художницы НИИХП, работавшей с производствами Вологды и Ельца. Размеры кружева 3,55 на 2,33 м! В 1958-м еще одно произведение Кораблевой, «Русские мотивы», получило Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, а елецких кружевниц на той же выставке наградили серебряной медалью.

Анна Кораблева. «Спутник в космосе». 1960.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Стекло Гусевского завода, резная кость с Чукотки, из Тобольска, Якутска и других центров, лаковая миниатюра из Мстёры, Палеха, Федоскина и Холуя, абрамцевско-кудринская резьба по дереву, богородская и полхов-майданская игрушка, унцукульская насечка по дереву и шемогодская береста — на выставке собрано немало чудес. Музейный пресс-релиз сообщает: «Промыслы презентуются как собрание драгоценностей», и это не фигура речи. Похоже, музей не зря пригласил в кураторы Нину Гомиашвили: экспонаты буквально сияют.

Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Во времена Советского Союза промыслы воспринимались как народное достояние, — говорит научный куратор выставки Наталья Денисова. — Художественная промышленность была сектором экономики. Несмотря на присутствие в работах коммунистической символики, сохранялась и передавалась и духовная составляющая народного искусства. Сотрудники НИИХП изучали технологию и образность промыслов на несколько веков в глубь истории. Казалось, что в индустриальном государстве у кустарных производств не было шансов выжить, но в СССР они не просто выжили, а достигли расцвета, были подняты на уровень высокого элитарного искусства».

Всероссийский музей декоративного искусства
«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена ХХ века»
До 20 октября


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/vystavka-vo-imia-promysla-v-myzee-na-delegatskoi-prodlitsia-celyi-god.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке

Эрнст Неизвестный. «Древо жизни». Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в...

Берегись газобетона: послевоенные постройки в Британии проверяют на RAAC

Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена...

Каспар Давид Фридрих: от забвения — к славе

Каспар Давид Фридрих. «Закат солнца» («Братья»). Фото: Государственный Эрмитаж К 250-летию немецкого романтика готовят ряд проектов, в большинстве...

Сон после сюрреализма

Выступление «Хора зевающих» в рамках проекта Санаторий сна Романа Сакина на «Архстоянии». 2022. Фото: архив художника №131 Материал...

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена....

Manifesta 17 пройдет в 2028 году в Португалии

Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24. Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra Пока...

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...

Умер папа римский Франциск, глава католической церкви и арт-коллекции Ватикана

Папа Франциск приветствует верующих после произнесения рождественского послания Urbi et Orbi с центрального балкона собора Святого Петра в...

Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному

Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея В центре выставки, посвященной эволюции «нового еврейского искусства»...

Кораблекрушение у аббатства и другие детали алтарной картины «Мария во славе»

Алтарная картина «Мария во славе» (1524), написанная Яном Провостом, считается одной из лучших его работ. Фото: Государственный Эрмитаж...

Фрески Успенского собора Кремля: тайна за иконостасом

Фрески, обнаруженные на стене позади правой части иконостаса Успенского собора Кремля. Фото: Музей Московского Кремля Специалисты объявили о...

Пять предсказаний для арт-рынка: гадаем на хрустальном шаре

Джон Уильям Уотерхаус. «Хрустальный шар». 1902. Фрагмент. Фото: Wikimedia Commons Вырастут ли продажи искусства на мировых аукционах, сменит...

Урок толерантности для Веласкеса: Музей Прадо корректирует описания экспонатов

Диего Веласкес. «Франсиско Лескано. Дитя из Вальекаса». 1643-1645. Фото: Museo del Prado Сотрудники мадридского Музея Прадо проверяют этикетки...

Елизавета Южакова: Наша цель — не допустить исчезновения произведения искусства

Елизавета Южакова. Искусствовед, научный сотрудник — стипендиат Музея Гуггенхайма. Фото: архив Елизаветы Южаковой Специалист по сохранению и реставрации...

В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж

Интерьер Государственного Русского музея с картиной Федора Бруни «Медный змий». Фото: Государственный Русский музей Ежегодный рейтинг музейной посещаемости,...

В Москве идет выставка Александра Панкина, мастера абстрактной живописи

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова. Фото: Фонд Андрея Чеглакова...

В Ираке борются за спасение археологического объекта от застройки

Комплекс Большой мечети в Куфе — один из немногих архитектурных памятников, сохранившихся в городе от средневековой эпохи. Фото:...

Путь галериста: от академистов до арт-резиденции для актуальных художников

Юрий Калюта. «Женский портрет». 2008. Фото: SOLART Gallery SOLART Gallery открывает выставку «Сохраненное/saved»: вещи, которые попадали в галерею,...

Музей Istanbul Modern открылся в Стамбуле

Здание Istanbul Modern. Фото: Cemal Emden Терраса Istanbul Modern. Фото: Cemal Emden Здание Istanbul Modern. Фото: Cemal Emden...

Наука красоты

Бренд уходовой косметики MATROMI несколько лет назад приятно удивил и покорил сердца покупателей своими почти чудодейственными сыворотками и...