• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Что скрывается «за кулисами» Мраморного зала

Хрустальный потолок Мраморного зала прежде можно было рассматривать, только задрав голову. Теперь появились и другие опции.
Фото: Алексей Смышляев/Фотобанк Лори

№133
Материал из газеты

Необычный маршрут предлагает своим гостям в этом году Российский этнографический музей в Петербурге. Желающие могут увидеть внутренние пространства, которые обычно недоступны для посетителей, в том числе чердак под стеклянным куполом

Экспозиционные залы, галереи, кабинеты — стандартный набор пространств, которые обычно доступны посетителям в музеях. Экскурсионный маршрут под названием «С обратной стороны» не только даст гостям Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге возможность увидеть служебные помещения и инженерные конструкции, но и позволит разглядеть «изнанку» гигантского хрустального плафона над знаменитым Мраморным залом.

Новый маршрут начинается как раз в этом зале, а затем экскурсантам предлагают пройти по служебным ходам и потайным лестницам, которые обычно недоступны посторонним. Маршрут ведет на чердак — под стеклянный купол, защищающий хрустальный потолок Мраморного зала от дождя, снега и слишком яркого освещения, способного навредить экспонатам.

Российский этнографический музей был учрежден императором Николаем II как этнографический отдел Русского музея. Здание для него, построенное по проекту архитектора Василия Свиньина, так и называлось — Новый корпус Русского музея (статус самостоятельного учреждения Этнографический музей приобрел только в 1934 году). Центром всей архитектурной композиции здания стал Памятный зал, посвященный Александру III, основателю Русского музея. Теперь зал носит название Мраморного.

Площадь этого уникального пространства составляет почти 1 тыс. кв. м, высота его — 15,7 м, а вместе с куполом — около 18 м. Все стены облицованы карельским мрамором. С трех сторон по периметру идет высокий цоколь с установленными на нем 28 мраморными колоннами. Цоколь опоясан скульптурным фризом со сценами из жизни народов России. Широкой публике этот зал стал известен после выхода последней экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: именно здесь снимали бал Сатаны.

Но, пожалуй, самая впечатляющая деталь оформления Мраморного зала — гигантский хрустальный потолок. Конструктивно это бронзовая сетка со вставленными в нее хрустальными плитами. На них изначально чередовались изображения двуглавых орлов и цветочных гирлянд. Во время Великой Отечественной войны потолок серьезно пострадал; позже его восстановили, но уже без двуглавых орлов. В процессе реставрации 2011 года первоначальный вид потолка был возвращен полностью.

Теперь появилась возможность детально рассмотреть эту необычную конструкцию и познакомиться с особенностями инженерного оснащения купола. Как рассказали в пресс-службе Этнографического музея, в прошлом году маршрут «С обратной стороны» был впервые опробован, а в этом — стал регулярным. Но есть одна особенность: экскурсии нельзя проводить в жаркое время, поскольку температура под стеклянным куполом достигает критических высот. Так что посетителям, мечтающим познакомиться с обратной стороной музея, придется следить за объявлениями на его сайте. 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250813-buzk/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Португальский бизнесмен открыл музей современного искусства во дворце XVIII века

Путь коллекционера Арманду Мартинша к открытию собственного музея занял почти два десятилетия. Фото: Fernando Guerra №130 Материал из...

Турецкий пиксель: чем впечатлила 20-я ярмарка Contemporary Istanbul

Ярмарка Contemporary Istanbul 2025. Фото: Contemporary Istanbul В Стамбуле прошла юбилейная, 20-я международная арт-ярмарка Contemporary Istanbul. Она порадовала...

Что скрывается «за кулисами» Мраморного зала

Хрустальный потолок Мраморного зала прежде можно было рассматривать, только задрав голову. Теперь появились и другие опции. Фото: Алексей...

Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении

Нина Молева. Фото: belutin.ru Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем...

Культурные памятники вписывают в сегодняшнюю реальность

Дача Фаберже в Ленинградской области, многострадальный объект культурного наследия, доведенный прежним владельцем до разрухи, вскоре будет выставлена на...

Валентина Агафонова: «Музей Булгакова — заложник своей популярности»

Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова. Фото: Музей Михаила Булгакова Музей Михаила Булгакова пользовался популярностью и до новой...

Дьяволу не удалось спрятаться от реставраторов

На картине Джошуа Рейнолдса «Смерть кардинала Бофорта» (1789), которая иллюстрирует один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV,...

Инсталляция — вездесущий и неуловимый жанр, ускользающий от определения

Аниш Капур. «Левиафан». 2011. Гран-пале. Фото: Luc Castel/GettyImages №132 Материал из газеты Объект или пространство, переносная или стационарная?...

Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея

Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П.Брюллова» в Государственном Русском музее. Фото: Олег Золото / Государственный...

Домик Петра I в Москве отреставрировали и сделали еще интереснее

Домик Петра I — единственный в Москве мемориальный объект, связанный с именем государя-реформатора. Фото: Музей-заповедник «Коломенское» №133 Материал...

Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век

Николай Сапунов. «Ряженые». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и...

Выходят новые сериалы про галеристов и художников

Натали Портман готовится к роли на Art Basel Miami Beach. Фото: David Kordansky Gallery №131 Материал из газеты...

Форум «Креативный код. Россия» пройдет в Лахта Центре

Лахта Центр. Фото: ПАО «Газпром» №135 Материал из газеты У динамично развивающегося креативного сектора появилась еще одна ежегодная...

О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna

Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna На фасаде и...

Прогулки по шедеврам конструктивизма вместе с Центром «Зотов»

Функциональные прогулки, которые запустил Центр «Зотов», — это экскурсии по московским шедеврам конструктивизма с изучением их функциональных особенностей....

Тадао Андо построит художественный музей в Дубае

В Дубае появится Дубайский музей искусств (Dubai Museum of Art, DUMA), проект которого разработан лауреатом Прицкеровской премии Тадао...

Александр Константинов: ренессансная личность в русском искусстве

Александр Константинов. «Цветные деревья». 2012. Фото: Парк Малевича В Новой Третьяковке открывается ретроспектива Александра Константинова (1953–2019). В научных...

Проект «Соискатели» арт-группы Boloto: от ЗАГСа до психушки

«Налоговая», проект «Соискатели». Фото: Григорий Якимов В полузаброшенном здании в центре Москвы прошел проект «Соискатели», который организаторы, арт-группа...

Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку

Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои давние секреты. Фото: Архив Анны Асеевой №133 Материал из газеты...

Морская фигура, отомри!

Носовое украшение корабля. Западная Европа. XVII — начало XVIII в. Фото: Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого...