• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

В Ферапонтове открылся музей «отца русского неоэкспрессионизма» Виктора Казарина

Виктор Казарин.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

№135
Материал из газеты

Вологодское село Ферапонтово знаменито не только фресками Дионисия, но и тем, что здесь жили многие современные художники. Дом одного из них, столичного живописца Виктора Казарина, недавно музеефицирован

В одном из самых живописных и исторически значимых уголков Русского Севера, старинном селе Ферапонтово на Вологодчине, появился музей основателя русского неоэкспрессионизма и постсупрематизма Виктора Казарина (1948–2021). Проект под эгидой Кирилло-Белозерского музея-заповедника — давняя мечта художника, воплотившаяся благодаря его вдове, Лидии Казариной, которая подарила музею ключевые произведения.

Экспозиция музея Виктора Казарина.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Однажды побывав в этих местах, чета Казариных продолжала приезжать в Ферапонтово каждое лето на протяжении 30 лет, что не могло не повлиять на творчество художника, все эти годы мечтавшего создать здесь культурный центр для местных жителей. Спустя четыре года после смерти мастера новый музей открыл свои двери для публики. Экспозиция включает реконструкцию мастерской Виктора Казарина и охватывает разные периоды его творчества: из ранних работ это «Яуза» и «Берегиня», из наиболее популярных — «Корабль в океане» и «Прорыв».

Для Казарина были характерны крупноформатные холсты с пастозными мазками и дриппингом, балансирующие между фигуративностью и абстракцией. Его экспрессивные, яркие картины, полные «жажды жизни», рождались через изнурительный 12–14-часовой труд вплоть до достижения эмоционального предела и выхода за грань рациональности. Художник творил в условиях малогабаритной мастерской на лежащем прямо на полу холсте — для него это была почти «шаманская практика».

В середине 1980-х Казарин много общался с Анатолием Зверевым и даже создал серию совместных работ, подписанных «КАЗ» (Казарин — Анатолий Зверев).

Экспозиция музея Виктора Казарина.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В конце 1980-х, благодаря эмигрантам, вывозившим за рубеж и продававшим там работы «пачками и рулонами», Виктор Казарин приобрел популярность на Западе, оставаясь абсолютно неизвестным и невостребованным на родине. Все изменилось, когда в 1991 году в московском Манеже открылась гигантская (более 600 холстов) персональная выставка.

Но лишь на открытии музея в Ферапонтове вдова художника рассказала, как это удалось: «Однажды группа военных при участии Общества Красного Креста и Красного Полумесяца в помощь солдатам, возвращавшимся из Афганистана, инвалидам, чтобы помочь в реабилитации, устроила выставку инвалидных колясок в Манеже. А мелкой строкой в заявке директору подписали: „…и в помощь молодому художнику Виктору Казарину“…

Чтобы сделать выставку, нам прислали взвод солдат, потому что 60 холстов имели величину 2 на 3 м. Их нужно было натянуть на подрамники, требовалась мужская сила».

Экспозиция музея Виктора Казарина.
Фото: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Отношение официальной власти к творчеству Казарина емко выразил в своем дневнике помощник президента СССР Михаила Горбачева Анатолий Черняев (ошибочно назвав художника Казатиным): «Потом с Нелей в Манеже. Некто Казатин. 1000 картин на одно лицо — в основном портреты жены и петуха. Манера — как если бы идти и брызгать из ведра большой кистью на холст или бумагу. Не волнует. И непонятно… Но в 30 странах выставлялся и самый валютный наш художник».

Затем Виктор Казарин создал было творческую группу соратников и учеников «Молот», однако со временем все больше отстранялся от художественной жизни и уходил во внутреннюю эмиграцию, пребывая в Ферапонтове. Лишь после его смерти, в 2023 году, состоялась персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее. Теперь творческое наследие одного из выдающихся художников-нонконформистов нашло дом там, где он и завещал еще в 2017 году. 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20251020-jooy/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Елизавета Южакова: Наша цель — не допустить исчезновения произведения искусства

Елизавета Южакова. Искусствовед, научный сотрудник — стипендиат Музея Гуггенхайма. Фото: архив Елизаветы Южаковой Специалист по сохранению и реставрации...

Сон после сюрреализма

Выступление «Хора зевающих» в рамках проекта Санаторий сна Романа Сакина на «Архстоянии». 2022. Фото: архив художника №131 Материал...

Далекие боги объединились в культурном диалоге

Ягья Вараха: воплощение Вишну в виде вепря. Деревня Сунаари, Видиша, Мадхья-Прадеш, Индия; 900-1099 гг. н.э. Фото: Vidisha District...

Вход в «ГЭС-2» станет платным

В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики. Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2» В Доме культуры «ГЭС-2»...

Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции

Густав Климт. «Портрет Элизабет Ледерер». 1914-1916. Фото: Sotheby's №135 Материал из газеты Аукционные дома мира стремятся заполучить на...

Музей культуры стран Африки может открыться в Москве через полтора года

Маска декоративная. Объединённая Республика Камерун. 1970-е. Фото: Государственный музей Востока Министерство культуры РФ начало выделять Музею Востока средства...

Художник Саша Браулов вышивает серию мемориальных досок

Саша Браулов начал новую серию под названием «Здесь. А где память?». Фото: Саша Браулов №132 Материал из газеты...

На выставке в Нью-Йорке Африка повстречалась с Византией

Мозаика со львом. Хаммам Лиф, Тунис, VI в. Фото: Brooklyn Museum, New York/Museum Collection Fund В выстроенную хронологически...

Фонд Ruarts открыл на пятом этаже углеобрабатывающее предприятие

Турбен, «Без названия,» 2023 Фото: Фонд Ruarts Художники творческого объединения из Санкт-Петербурга «10.203» коллективно изучают созидательные и разрушительные...

Судьба павильона по проекту Тадао Андо в Мельбурне пока не решена

Несмотря на скромные размеры, павильон по проекту Тадао Андо привлек публику своим магнетизмом. Фото: John Gollings / MPavilion...

«Игра в предсказания» на «Архстоянии»

Ульяна Подкорытова. Перфоманс «Косандра». Фото: Елена Авдеева/TANR Ольга Лесникова. «Портал самопознания». Фото: Алексей Народицкий «Пустая трата времени» –...

Александр Константинов: ренессансная личность в русском искусстве

Александр Константинов. «Цветные деревья». 2012. Фото: Парк Малевича В Новой Третьяковке открывается ретроспектива Александра Константинова (1953–2019). В научных...

Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией

Дмитрий Левицкий. «Портрет великого князя Павла Петровича». Россия. Не ранее 1777. Фото: Государственный Эрмитаж Эрмитаж приобрел почти полторы...

Свежий номер: открываем The Art Film Festival и отправляемся в Городец

№135 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Неожиданная Доротея Лэнг на выставке в Вашингтоне

Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954. Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of...

Непонятый художник-архитектор Пауль Гёш, пациент и визионер

Пауль Гёш. Визионерский дизайн арки. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute Из сегодняшнего дня этот приверженец «бумажной архитектуры»...

Вернакуляр — уже готовый идеал и образец для подражания?

Мартирос Сарьян. «Старый Ереван». 1928. Фото: Издательство СЛОВО/SLOVO В новой книге Андрея Иванова «Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы...

Labubu и другие: инвестиции в искусство, а не игрушки

Bearbrick — это коллекционная фигурка, придуманная японским дизайнером Тацухико Акаши и производимая его компанией MediCom Toy. Фото: Van...

Эрмитаж возвращается за границу

Национальный музей Омана. Фото: National Museum Oman Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России,...

Петербург помнит Ленинград

Рисунок очереди за хлебом из дневника медсестры Ф.А. Прусовой. 1941-1945. На обороте надпись: «Стояли в очереди за хлебом...