Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Произведению Перуджино отчасти вернули молодость

Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

Специалисты Эрмитажа отреставрировали «Портрет молодого человека» — редкий для этого итальянского мастера образец портретного жанра в чистом виде. Версия, что художник изобразил здесь себя самого, не получила новых подтверждений, но и не отвергнута

Вскоре исполняется 500 лет со дня смерти Пьетро Перуджино (1446–1524), выдающегося мастера эпохи Возрождения. К этой дате Эрмитаж завершил комплексную реставрацию одной из его живописных работ — «Портрета молодого человека». Это первая серьезная реставрация за те почти полтора века, что картина находится в собрании музея.

«Превосходный небольшой портрет юноши работы Перуджино, который был одним из самых точных и тонких реалистов своего времени в области портретистики, может служить примером для оценки искусства мастера изображать простую видимость», — так писал об этой работе искусствовед и художник Александр Бенуа в путеводителе по картинной галерее Эрмитажа.

Перуджино. «Портрет молодого человека». Фрагмент. Видимая люминесценция под воздействием ультрафиолетовых лучей после утончения верхних слоев лака.
Фото: Государственный Эрмитаж

Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, известный как Перуджино, был учителем Рафаэля, но знаменит отнюдь не только этим. В частности, он одним из первых в Италии начал использовать технологию живописи маслом на холсте. Перуджино входил в число законодателей стиля Высокого Возрождения. Недаром именно его, наряду с Боттичелли, Гирландайо и Росселли, пригласили в Ватикан для росписи Сикстинской капеллы. Сейчас в ней можно увидеть пять его больших фресок. Однако к жанру портрета он обращался нечасто; самая известная его работа такого рода — фресковый автопортрет на стене палаццо дей Приори в Перудже.

«Портрет молодого человека» Эрмитаж купил в 1850 году у Юрия Львова, преподавателя Павловского кадетского корпуса. Но, когда и как картина попала в Россию, у кого была приобретена и где находилась с XV века, история умалчивает. По словам Зои Купцовой, старшего научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства, некоторые искусствоведы считали, что здесь изображен сам Перуджино. «В процессе исследований мы предположили, что это может быть и автопортрет художника, — рассказала Зоя Купцова. — Прямых доказательств этому нет, можно только сравнивать этот портрет с реальным и единственным сохранившимся автопортретом Перуджино из палаццо Приоров. Яркий румянец, схожий тип лица, выражение, взгляд — все позволяет предположить, что это может быть автопортрет».

Микрофотосьемка левого глаза. Сравнителькый анализ использованных пигментов.
Фото: Государственный Эрмитаж

В 1867 году реставратор Александр Сидоров перевел картину с деревянной доски на холст. С тех пор произведение фактически не знало основательной реставрации, хотя еще в XIX веке немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген писал о портрете: «Изначально хорошая картина, но сильно пострадала». За время бытования на ней появились многочисленные царапины, красочный слой потемнел, лак стал мутным, значительная часть деталей не просматривалась.

Как рассказал нашему изданию Андрей Цветков, художник-реставратор первой категории лаборатории научной реставрации станковой живописи, в ходе предварительного обследования было установлено, что еще в XVII–XVIII веках картина подвергалась реставрации. Тогда же, вероятно, была сделана промывка живописного слоя, из-за чего пропала часть переходных тонов. «Их удалось частично восстановить. Насколько это было возможно, не задевая авторскую живопись, — говорит Андрей Цветков. — Но главное, нужно было найти методику удаления старого лака без последствий для нижележащих слоев. Нам удалось убрать почти все старые наслоения».

Микрофотосъемка инкариата. Красный потутон на краю носа. Домичируют частицы азурита и киновари.
Фото: Государственный Эрмитаж

Кропотливая работа позволила слой за слоем выйти на авторскую живопись. Реставраторы удалили старый лак и старые записи, в том числе сплошную, сделанную по всей поверхности еще до того, как работа попала в музей. В результате проявились выразительные детали: складки одежды, форма волос. Фон оказался не черным, а цвета морской волны. Были устранены небольшие приподнятости и расслоения краски по краям полотна, возникшие, скорее всего, в XIX веке, когда живопись переносили с доски на холст.

«Портрет молодого человека» после реставрации можно увидеть на выставке в Аполлоновом зале до 25 января 2024 года. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/proizvedeniu-perydjino-otchasti-vernyli-molodost.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

В одном из музеев Ирана древний глиняный горшок использовали как мусорное ведро

Сотрудники рештского музея в Иране превратили глиняный горшок возрастом около 2,6 тыс. лет в мусорное ведро. Фото: Rasht...

Фонд Ruarts показывает приобретения за последние три года

Владимир Немухин. «Посвящение немецкому поэту Мартину Хюттелю». 1993. Фото: Фонд Ruarts На выставке New Now 60 работ 41...

Свежий номер: иммерсивные шоу, небанальные автопортреты и самовар русской души

В продаже появился свежий выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев мартовского номера, интервью, анонсы...

Валентина Агафонова: «Музей Булгакова — заложник своей популярности»

Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова. Фото: Музей Михаила Булгакова Музей Михаила Булгакова пользовался популярностью и до новой...

Незаметные шедевры: где прячется стрит-арт в Москве

Работа Саши Браулова. Фото: Саша Браулов №136 Материал из газеты Многие художники уличной волны, перевалившие за 40-летний рубеж,...

Что скрывается «за кулисами» Мраморного зала

Хрустальный потолок Мраморного зала прежде можно было рассматривать, только задрав голову. Теперь появились и другие опции. Фото: Алексей...

Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении

Нина Молева. Фото: belutin.ru Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем...

Франческо Пезеллино: дебютная экспозиция забытого мастера

Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент. Фото: Лондонская национальная галерея Вы вряд ли слышали его имя раньше. В...

Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции

Густав Климт. «Портрет Элизабет Ледерер». 1914-1916. Фото: Sotheby's №135 Материал из газеты Аукционные дома мира стремятся заполучить на...

Экскурсия по выставке Игоря Грабаря в Третьяковке

В Третьяковской галерее проходит выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора The Art...

Ямал снаружи и Ямал внутри: современное искусство продвигается на север

Ульяна Подкорытова. «567 видов снега». Фото: Владимир Марин В арт-резиденции «Полярис» в Салехарде открылась выставка «Весь этот мир»,...

Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»

Директор Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо» Александр Смирнов. Фото: Парк Монрепо №135 Материал из газеты В...

Другой замес: Коровин подлинный и поддельный

В ЦХЭ утверждают, что картина «Ночной Париж» (1922) поддельная. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина №132 Материал из...

Вход в «ГЭС-2» станет платным

В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики. Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2» В Доме культуры «ГЭС-2»...

600 лет истории Коломенского за 37 минут

В год 100-летия музей-заповедник «Коломенское» представил видео с анимацией и инфографикой, посвященное многовековой истории бывшей царской резиденции The...

Уоддесдонcкий слон снова машет хоботом, но пока не под музыку

Эта игрушка способна заворожить даже искушенных ценителей искусства. Фото: Waddesdon Image Library Старинной 200-килограммовой механической диковине, которая на...

Неожиданная Доротея Лэнг на выставке в Вашингтоне

Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954. Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of...

Как ограбление Лувра повлияет на миллиардный план его реконструкции?

Комплект ювелирных украшений императрицы Евгении, включая похищенные тиару и бриллиантовый бант, а также корону (ее воры обронили при...

Выставка, посвященная группе «13», восстанавливает связь времен

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма Большой проект Музея русского...

Собственная теплоизоляция и коровьи кости: жизнь студента XVII века

Библиотека Колледжа Сент-Джонс. Фото: Колледж Сент-Джонс Десятилетняя реновация в оксфордском Колледже Сент-Джонс преподнесла немало сюрпризов. А прагматическим результатом...