• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Произведению Перуджино отчасти вернули молодость

Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

Специалисты Эрмитажа отреставрировали «Портрет молодого человека» — редкий для этого итальянского мастера образец портретного жанра в чистом виде. Версия, что художник изобразил здесь себя самого, не получила новых подтверждений, но и не отвергнута

Вскоре исполняется 500 лет со дня смерти Пьетро Перуджино (1446–1524), выдающегося мастера эпохи Возрождения. К этой дате Эрмитаж завершил комплексную реставрацию одной из его живописных работ — «Портрета молодого человека». Это первая серьезная реставрация за те почти полтора века, что картина находится в собрании музея.

«Превосходный небольшой портрет юноши работы Перуджино, который был одним из самых точных и тонких реалистов своего времени в области портретистики, может служить примером для оценки искусства мастера изображать простую видимость», — так писал об этой работе искусствовед и художник Александр Бенуа в путеводителе по картинной галерее Эрмитажа.

Перуджино. «Портрет молодого человека». Фрагмент. Видимая люминесценция под воздействием ультрафиолетовых лучей после утончения верхних слоев лака.
Фото: Государственный Эрмитаж

Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, известный как Перуджино, был учителем Рафаэля, но знаменит отнюдь не только этим. В частности, он одним из первых в Италии начал использовать технологию живописи маслом на холсте. Перуджино входил в число законодателей стиля Высокого Возрождения. Недаром именно его, наряду с Боттичелли, Гирландайо и Росселли, пригласили в Ватикан для росписи Сикстинской капеллы. Сейчас в ней можно увидеть пять его больших фресок. Однако к жанру портрета он обращался нечасто; самая известная его работа такого рода — фресковый автопортрет на стене палаццо дей Приори в Перудже.

«Портрет молодого человека» Эрмитаж купил в 1850 году у Юрия Львова, преподавателя Павловского кадетского корпуса. Но, когда и как картина попала в Россию, у кого была приобретена и где находилась с XV века, история умалчивает. По словам Зои Купцовой, старшего научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства, некоторые искусствоведы считали, что здесь изображен сам Перуджино. «В процессе исследований мы предположили, что это может быть и автопортрет художника, — рассказала Зоя Купцова. — Прямых доказательств этому нет, можно только сравнивать этот портрет с реальным и единственным сохранившимся автопортретом Перуджино из палаццо Приоров. Яркий румянец, схожий тип лица, выражение, взгляд — все позволяет предположить, что это может быть автопортрет».

Микрофотосьемка левого глаза. Сравнителькый анализ использованных пигментов.
Фото: Государственный Эрмитаж

В 1867 году реставратор Александр Сидоров перевел картину с деревянной доски на холст. С тех пор произведение фактически не знало основательной реставрации, хотя еще в XIX веке немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген писал о портрете: «Изначально хорошая картина, но сильно пострадала». За время бытования на ней появились многочисленные царапины, красочный слой потемнел, лак стал мутным, значительная часть деталей не просматривалась.

Как рассказал нашему изданию Андрей Цветков, художник-реставратор первой категории лаборатории научной реставрации станковой живописи, в ходе предварительного обследования было установлено, что еще в XVII–XVIII веках картина подвергалась реставрации. Тогда же, вероятно, была сделана промывка живописного слоя, из-за чего пропала часть переходных тонов. «Их удалось частично восстановить. Насколько это было возможно, не задевая авторскую живопись, — говорит Андрей Цветков. — Но главное, нужно было найти методику удаления старого лака без последствий для нижележащих слоев. Нам удалось убрать почти все старые наслоения».

Микрофотосъемка инкариата. Красный потутон на краю носа. Домичируют частицы азурита и киновари.
Фото: Государственный Эрмитаж

Кропотливая работа позволила слой за слоем выйти на авторскую живопись. Реставраторы удалили старый лак и старые записи, в том числе сплошную, сделанную по всей поверхности еще до того, как работа попала в музей. В результате проявились выразительные детали: складки одежды, форма волос. Фон оказался не черным, а цвета морской волны. Были устранены небольшие приподнятости и расслоения краски по краям полотна, возникшие, скорее всего, в XIX веке, когда живопись переносили с доски на холст.

«Портрет молодого человека» после реставрации можно увидеть на выставке в Аполлоновом зале до 25 января 2024 года. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/proizvedeniu-perydjino-otchasti-vernyli-molodost.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж

Интерьер Государственного Русского музея с картиной Федора Бруни «Медный змий». Фото: Государственный Русский музей Ежегодный рейтинг музейной посещаемости,...

Фонд Prada будет финансировать производство независимого кино

Запуск нового фонда поддержки независимого кино под эгидой Prada состоится осенью. Фото: Fondazione Prada №132 Материал из газеты...

Музей Istanbul Modern открылся в Стамбуле

Здание Istanbul Modern. Фото: Cemal Emden Терраса Istanbul Modern. Фото: Cemal Emden Здание Istanbul Modern. Фото: Cemal Emden...

Китайский театр в Царском Селе восстановят из руин

Китайский театр в Царском Селе. Открытка начала ХХ века, воспроизводящая рисунок Мстислава Добужинского (1903). Фото: ГМЗ «Царское Село»...

Путь галериста: от академистов до арт-резиденции для актуальных художников

Юрий Калюта. «Женский портрет». 2008. Фото: SOLART Gallery SOLART Gallery открывает выставку «Сохраненное/saved»: вещи, которые попадали в галерею,...

Неожиданная Доротея Лэнг на выставке в Вашингтоне

Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954. Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of...

Для москвичей приоткрылись двери в гравюрный кабинет

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus Выставка в фонде In artibus...

Креативность на всех уровнях: состоялся первый форум креативных индустрий

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Фото: «Креативный код....

Свежий номер: зачем нам Лабубу, как пахнет искусство и что показывают в метро

В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев июльско-августовского номера, путешествие по...

Планы Дома культуры «ГЭС-2» на 2023 год

В программе — выставки, музыкальные, театральные и танцевальные проекты, книжные новинки, гранты для исследователей, художников и кураторов The...

Виктор Васнецов и его «Апокалипсис»

Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фото: Государственный музей истории религии На выставке...

В Магадане открывается культурно-выставочный центр «Рында»

Арт-группа Грязновы (Грязнов Григорий и Таисия Грязнова). «Динозавры» из серии «Колымские дикие животные в многомерной темпоральности-1». 2025. Фото:...

Читать и рассматривать: Александр Бенуа глазами библиофила

Александр Бенуа. «Вечером». 1951. Фото: Бослен Вдвойне интересен жанр, когда один коллекционер и ценитель книг пишет о другом,...

Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке

Эрнст Неизвестный. «Древо жизни». Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в...

Застройщики в Сан-Франциско угрожают бетонному колоссу

Знаменитый фонтан Вайянкура в Сан-Франциско вскоре может бесславно погибнуть под ударами металлического шара. Фото: Wikimedia Commons №133 Материал...

60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих

Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – English. 2005. Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Galerie Neu, Berlin Триумфаторами...

Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет

Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства АРТ МОСКВА 2025. Фото: АРТ МОСКВА Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства...

600 лет истории Коломенского за 37 минут

В год 100-летия музей-заповедник «Коломенское» представил видео с анимацией и инфографикой, посвященное многовековой истории бывшей царской резиденции The...

Инсталляция — вездесущий и неуловимый жанр, ускользающий от определения

Аниш Капур. «Левиафан». 2011. Гран-пале. Фото: Luc Castel/GettyImages №132 Материал из газеты Объект или пространство, переносная или стационарная?...

Как прошла передача гробницы Александра Невского из Эрмитажа РПЦ

Часть монументального ансамбля раки из серебра, памятника эпохи «елизаветинского барокко», покинула музей и была отправлена в Александро-Невскую лавру...