• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Новый день Помпеи: началась реставрация главного шедевра Брюллова

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее.
Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей

Специалисты Русского музея приступили к реставрации живописного слоя картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Ее готовят к большой ретроспективе художника. Посетители смогут наблюдать за ходом работ, которые продлятся до середины октября

Самую известную картину Карла Брюллова готовят к ретроспективной юбилейной выставке художника «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П.Брюллова», которая откроется в Государственном Русском музее в конце года. Второй раз за свою жизнь это полотно переживает такую серьезную реставрацию.

Работа, которая началась в конце 2023 года, ведется при поддержке ПАО «Газпром», партнера реставрационных проектов Русского музея. Фактически это второй этап комплексной научной реставрации. Первый этап — техническая реставрация — был завершен еще в 1995 году, в год 100-летия основания Русского музея. Тогда был выполнен весь объем работ по консервации картины — сейчас специалистам предстоит выполнить реставрацию живописного слоя. Кроме того, будет отреставрирована и историческая рама. Она, как предполагают искусствоведы, могла быть выполнена по эскизам отца художника, Павла Ивановича Брюллова (Пауля Георга Брюлло), скульптора и живописца, имевшего звание «академика скульптуры орнаментной на дереве».

Сюжет «Последнего дня Помпеи» был задуман Карлом Брюлловым во время поездки в Неаполь летом 1827 года. Заказчиком картины стал Анатолий Демидов, князь Сан-Донато, заплативший художнику 15 тыс. руб. Брюллов работал над полотном почти шесть лет, а когда картина была завершена, выставил ее для обозрения в своей мастерской в Риме. Успех у публики был огромным, и владелец работы после римского триумфа решил устроить ей европейское турне — сначала показал на Миланской художественной выставке, затем на Парижском салоне 1834 года. В Париже шедевр Брюллова был удостоен Большой золотой медали. В том же году Демидов привез картину в Россию и подарил Николаю I в его эрмитажную коллекцию. С сентября 1834 года полотно выставлялось в отдельном зале Академии художеств в Петербурге, где его могли видеть все желающие. Пушкин посвятил картине стихотворение, Гоголь в своей статье назвал ее «светлым воскресением живописи». За «Последний день Помпеи» художника называли «первой кистью государства».

Карл Блюллов. «Последний день Помпеи». 1833.
Фото: Google Art Project

В 1851 году полотно вернулось в Эрмитаж, где была организована Русская галерея, а в 1897 году его вместе с остальными экспонатами галереи передали в недавно созданный Русский музей Александра III (теперь — Государственный Русский музей). С тех пор оно находится в его коллекции.

«Этой работе Брюллова повезло: она очень редко покидала родные стены, — отметил Григорий Голдовский, заместитель генерального директора ГРМ по научной работе. — На моей памяти — а это почти 40 лет, — она в 1999 году побывала на выставке в Третьяковской галерее и в 2003 году в Италии на выставке „Величие Рима. От Наполеона до объединения Италии“. Можно сказать, что в музее у нее была несуетливая жизнь».

Несмотря на спокойное существование, картине требуется помощь. Еще в 1995 году, в ходе технической реставрации, специалисты обнаружили на полотне около 50 прорывов, с тыльной стороны закрытых заплатами, а с лицевой замаскированных довольно грубыми записями, частично скрывающими авторскую живопись.

«Холст настолько „перегорел“, что возник риск потери картины, — рассказал Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации ГРМ. — Мы сняли все заплаты, прорывы с изнанки заделали по современным методикам, заклеили специальной японской бумагой, замастиковали. А затем дублировали картину на новый холст, иначе мы не смогли бы ее снова выставлять в музейных залах. Тогда же было принято решение не трогать живопись».

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее.
Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей

Благодаря качественно выполненной технической реставрации середины 1990-х годов картина впоследствии находилась в абсолютно стабильном состоянии. Об этом нашей газете сообщил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи ГРМ Марат Дашкин, возглавляющий группу из 13 специалистов, созданную для реализации проекта комплексной реставрации «Последнего дня Помпеи».

Для работ над самым большим в творчестве Брюллова полотном (456,5 на 651 см) музей выделил выставочный зал № 86 на втором этаже Корпуса Бенуа (в этом же зале реставрируется и рама). Холст был снят с подрамника, накатан на деревянный транспортировочный вал и в таком состоянии перенесен в рабочее помещение. Когда картину раскатали и обеспылили, специалисты прежде всего восстановили прозрачность лака по всей поверхности красочного слоя. Для этого использовали метод регенерации лака парами спирта, придуманный еще в середине XIX века немецким химиком Максом фон Петтенхофером. Эту работу выполнили в первую очередь, пока полотно еще лежало на полу.

Параллельно были проведены исследования состояния живописи в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, взяты и изу­чены микропробы грунта и лаковых слоев. Специалисты планируют, используя растворители и ультрафиолетовое излучение, сантиметр за сантиметром удалить многочисленные и очень заметные подтеки более позднего лака, изменившегося в цвете и тоне, и максимально сохранить прозрачный слой авторского лака. Затем нужно будет удалить все прежние записи и мастиковки, дойти до уровня утрат, подвести в этих местах новый реставрационный грунт и сделать тонировку строго в границах сквозного прорыва.

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее.
Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей

На реставрационном совете было принято решение не тонировать разрывы в слое масляной живописи. Специалисты называют их «асфальтовая болезнь» или «масляные разрывы». Они происходят либо из-за разницы в высыхании слоев живописи, либо из-за химического состава самой краски. Раньше эти трещины тонировали — теперь их принято считать особенностями авторской живописи и сохранять. В финальной части всей работы полотно заново покроют свежим лаком.

Несмотря на значительные размеры картины, сплошные леса для работы выстроены не будут. «Пользуясь опытом наших коллег из Третьяковской галереи, мы используем специальный подъемник, — пояснил Марат Дашкин. — На аналогичном устройстве они выполняли реставрацию „Ивана Грозного и сына его Ивана 16 ноября 1581 года“ Ильи Репина. Подъемник оборудован всем необходимым: там будет и ультрафиолетовый свет, и микроскоп. Это свое­образная мини-мастерская, где всё есть, всё под рукой, разработанная реставраторами Третьяковки».

В одной из стен зала, где проходит реставрация, установлена стеклянная панель, через которую посетители музея могут наблюдать за работой специалистов. По плану все реставрационные работы должны завершиться к середине октября. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/novyi-den-pompei-nachalas-restavraciia-glavnogo-shedevra-brullova.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Планы Дома культуры «ГЭС-2» на 2023 год

В программе — выставки, музыкальные, театральные и танцевальные проекты, книжные новинки, гранты для исследователей, художников и кураторов The...

Роспись храма сверяют с фотографиями Карла Буллы

Отреставрированный фрагмент росписи в храме Богоявления. Фото: Наталья Шкуренок №133 Материал из газеты В церкви Богоявления на Гутуевском...

Читать и рассматривать: Александр Бенуа глазами библиофила

Александр Бенуа. «Вечером». 1951. Фото: Бослен Вдвойне интересен жанр, когда один коллекционер и ценитель книг пишет о другом,...

Арт-фестивали на свежем воздухе

В последние дни лета и в начале осени по всей стране проходят фестивали искусств, совмещающие инсталляции, перформансы и...

В Музее транспорта Москвы появился первый экспонат

Пока продолжается реставрация гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице для Музея транспорта Москвы, в экспозиции появился первый экспонат....

Китайский театр в Царском Селе восстановят из руин

Китайский театр в Царском Селе. Открытка начала ХХ века, воспроизводящая рисунок Мстислава Добужинского (1903). Фото: ГМЗ «Царское Село»...

Арт-консалтинг

Арт-консалтинг – это направление, которое объединяет в себе консультации по выбору и покупке искусства, своего рода путеводитель, а...

Нью-йоркская школа с печатью заокеанского сюрреализма

Литография Cтэнли Eильяма Хейтера «Кентавресса» (1944), отпечатанная в его нью-йоркской студии «Ателье-17». Фото: National Gallery of Art, Washington,...

Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку

Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои давние секреты. Фото: Архив Анны Асеевой №133 Материал из газеты...

Александра Паперно: «Люди создали границы даже на небе»

Александра Паперно. «Синий час», 2023. Фотография. Произведение создано и произведено по заказу Дома культуры «ГЭС-2». Фрагмент. Фото: архив...

На полотне Артемизии Джентилески раны Геракла оказались не смертельными

Реставратор из Центра Гетти Ульрих Биркмайер работал над полотном более двух лет. Фото: Cassia Davis/J. Paul Getty Trust...

Экспертные организации занялись современностью

Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина открыл новое направление, связанное с исследованием и экспертизой произведений советских художников-нонконформистов. Фото: Николай...

Древний храм богини Афины и мраморы преткновения

Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871. Фото: Metropolitan Museum of Art, New York На фоне давних неурегулированных разногласий между...

Выставка в Ермолаевском переулке исследует античность

Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000. Фото: ММОМА Московский музей современного искусства ищет следы древней культуры в лабиринте своих фондов...

Джуди Чикаго: «Мое творчество нельзя понять, опираясь на прежние каноны»

Джуди Чикаго. Фото: Greg Sorber/Albuquerque Journal via ZUMA Wire/TASS Художница-легенда — об изменивших мир женщинах, чьи имена были...

Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век

Николай Сапунов. «Ряженые». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и...

В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов №130 Материал из газеты В новом выставочном пространстве Творческого сообщества...

«Театральный Версаль на Зацепе»: от усадьбы — к современному пространству

Планируется, что комплекс зданий с прилегающим парком откроют для посетителей в 2024 году. Фото: Бахрушинский музей Музейно-театральный квартал...

Свежий номер: открываем The Art Film Festival и отправляемся в Городец

№135 Материал из газеты В продаже появился новый выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев...

Проект «Соискатели» арт-группы Boloto: от ЗАГСа до психушки

«Налоговая», проект «Соискатели». Фото: Григорий Якимов В полузаброшенном здании в центре Москвы прошел проект «Соискатели», который организаторы, арт-группа...