Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Новый день Помпеи: началась реставрация главного шедевра Брюллова

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее.
Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей

Специалисты Русского музея приступили к реставрации живописного слоя картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Ее готовят к большой ретроспективе художника. Посетители смогут наблюдать за ходом работ, которые продлятся до середины октября

Самую известную картину Карла Брюллова готовят к ретроспективной юбилейной выставке художника «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П.Брюллова», которая откроется в Государственном Русском музее в конце года. Второй раз за свою жизнь это полотно переживает такую серьезную реставрацию.

Работа, которая началась в конце 2023 года, ведется при поддержке ПАО «Газпром», партнера реставрационных проектов Русского музея. Фактически это второй этап комплексной научной реставрации. Первый этап — техническая реставрация — был завершен еще в 1995 году, в год 100-летия основания Русского музея. Тогда был выполнен весь объем работ по консервации картины — сейчас специалистам предстоит выполнить реставрацию живописного слоя. Кроме того, будет отреставрирована и историческая рама. Она, как предполагают искусствоведы, могла быть выполнена по эскизам отца художника, Павла Ивановича Брюллова (Пауля Георга Брюлло), скульптора и живописца, имевшего звание «академика скульптуры орнаментной на дереве».

Сюжет «Последнего дня Помпеи» был задуман Карлом Брюлловым во время поездки в Неаполь летом 1827 года. Заказчиком картины стал Анатолий Демидов, князь Сан-Донато, заплативший художнику 15 тыс. руб. Брюллов работал над полотном почти шесть лет, а когда картина была завершена, выставил ее для обозрения в своей мастерской в Риме. Успех у публики был огромным, и владелец работы после римского триумфа решил устроить ей европейское турне — сначала показал на Миланской художественной выставке, затем на Парижском салоне 1834 года. В Париже шедевр Брюллова был удостоен Большой золотой медали. В том же году Демидов привез картину в Россию и подарил Николаю I в его эрмитажную коллекцию. С сентября 1834 года полотно выставлялось в отдельном зале Академии художеств в Петербурге, где его могли видеть все желающие. Пушкин посвятил картине стихотворение, Гоголь в своей статье назвал ее «светлым воскресением живописи». За «Последний день Помпеи» художника называли «первой кистью государства».

Карл Блюллов. «Последний день Помпеи». 1833.
Фото: Google Art Project

В 1851 году полотно вернулось в Эрмитаж, где была организована Русская галерея, а в 1897 году его вместе с остальными экспонатами галереи передали в недавно созданный Русский музей Александра III (теперь — Государственный Русский музей). С тех пор оно находится в его коллекции.

«Этой работе Брюллова повезло: она очень редко покидала родные стены, — отметил Григорий Голдовский, заместитель генерального директора ГРМ по научной работе. — На моей памяти — а это почти 40 лет, — она в 1999 году побывала на выставке в Третьяковской галерее и в 2003 году в Италии на выставке „Величие Рима. От Наполеона до объединения Италии“. Можно сказать, что в музее у нее была несуетливая жизнь».

Несмотря на спокойное существование, картине требуется помощь. Еще в 1995 году, в ходе технической реставрации, специалисты обнаружили на полотне около 50 прорывов, с тыльной стороны закрытых заплатами, а с лицевой замаскированных довольно грубыми записями, частично скрывающими авторскую живопись.

«Холст настолько „перегорел“, что возник риск потери картины, — рассказал Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации ГРМ. — Мы сняли все заплаты, прорывы с изнанки заделали по современным методикам, заклеили специальной японской бумагой, замастиковали. А затем дублировали картину на новый холст, иначе мы не смогли бы ее снова выставлять в музейных залах. Тогда же было принято решение не трогать живопись».

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее.
Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей

Благодаря качественно выполненной технической реставрации середины 1990-х годов картина впоследствии находилась в абсолютно стабильном состоянии. Об этом нашей газете сообщил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи ГРМ Марат Дашкин, возглавляющий группу из 13 специалистов, созданную для реализации проекта комплексной реставрации «Последнего дня Помпеи».

Для работ над самым большим в творчестве Брюллова полотном (456,5 на 651 см) музей выделил выставочный зал № 86 на втором этаже Корпуса Бенуа (в этом же зале реставрируется и рама). Холст был снят с подрамника, накатан на деревянный транспортировочный вал и в таком состоянии перенесен в рабочее помещение. Когда картину раскатали и обеспылили, специалисты прежде всего восстановили прозрачность лака по всей поверхности красочного слоя. Для этого использовали метод регенерации лака парами спирта, придуманный еще в середине XIX века немецким химиком Максом фон Петтенхофером. Эту работу выполнили в первую очередь, пока полотно еще лежало на полу.

Параллельно были проведены исследования состояния живописи в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, взяты и изу­чены микропробы грунта и лаковых слоев. Специалисты планируют, используя растворители и ультрафиолетовое излучение, сантиметр за сантиметром удалить многочисленные и очень заметные подтеки более позднего лака, изменившегося в цвете и тоне, и максимально сохранить прозрачный слой авторского лака. Затем нужно будет удалить все прежние записи и мастиковки, дойти до уровня утрат, подвести в этих местах новый реставрационный грунт и сделать тонировку строго в границах сквозного прорыва.

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее.
Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей

На реставрационном совете было принято решение не тонировать разрывы в слое масляной живописи. Специалисты называют их «асфальтовая болезнь» или «масляные разрывы». Они происходят либо из-за разницы в высыхании слоев живописи, либо из-за химического состава самой краски. Раньше эти трещины тонировали — теперь их принято считать особенностями авторской живописи и сохранять. В финальной части всей работы полотно заново покроют свежим лаком.

Несмотря на значительные размеры картины, сплошные леса для работы выстроены не будут. «Пользуясь опытом наших коллег из Третьяковской галереи, мы используем специальный подъемник, — пояснил Марат Дашкин. — На аналогичном устройстве они выполняли реставрацию „Ивана Грозного и сына его Ивана 16 ноября 1581 года“ Ильи Репина. Подъемник оборудован всем необходимым: там будет и ультрафиолетовый свет, и микроскоп. Это свое­образная мини-мастерская, где всё есть, всё под рукой, разработанная реставраторами Третьяковки».

В одной из стен зала, где проходит реставрация, установлена стеклянная панель, через которую посетители музея могут наблюдать за работой специалистов. По плану все реставрационные работы должны завершиться к середине октября. 


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/novyi-den-pompei-nachalas-restavraciia-glavnogo-shedevra-brullova.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Расцвет старого города

Район Чистых прудов – идеальная локация для жизни в Москве. Фото: Sminex Район Чистых прудов как идеальная локация...

Музей-усадьба «Останкино» начал поэтапно открываться после многолетней реставрации

Египетский павильон Останкинского дворца. Фото: ГМЗ «Останкино и Кусково» Первым зданием дворцового ансамбля Останкино, открывшимся для публики после...

В Томске открылся «Кабинет Пушкинского»

«Кабинет Пушкинского» в Научной библиотеке Томского государственного университета. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина ГМИИ им....

Читать и рассматривать: Александр Бенуа глазами библиофила

Александр Бенуа. «Вечером». 1951. Фото: Бослен Вдвойне интересен жанр, когда один коллекционер и ценитель книг пишет о другом,...

Экскурсия по выставке Игоря Грабаря в Третьяковке

В Третьяковской галерее проходит выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора The Art...

Музей — пространство восстановления и ресурса

Кристина Краснянская и Александр Борода. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13...

Выставка в Ермолаевском переулке исследует античность

Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000. Фото: ММОМА Московский музей современного искусства ищет следы древней культуры в лабиринте своих фондов...

Венецианская биеннале ответила на призыв исключить Израиль или Иран из списка участников

Центральный павильон на Венецианской биеннале. Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia Также организаторы прокомментировали исчезновение России из числа...

Музей культуры стран Африки может открыться в Москве через полтора года

Маска декоративная. Объединённая Республика Камерун. 1970-е. Фото: Государственный музей Востока Министерство культуры РФ начало выделять Музею Востока средства...

Опера-перформанс в Ленинке: в поисках внутреннего героя

Театрально-перформативный проект Silent Opera. Фото: PERFORMA В большом читальном зале Российской государственной библиотеки в рамках фестиваля PERFORMA(R) зрителям...

В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов №130 Материал из газеты В новом выставочном пространстве Творческого сообщества...

Почему парижские музеи штурмуют толпы

Выставка We Are Here в Пти-пале, Париж. Фото: Petit Palais №131 Материал из газеты Как показал музейный рейтинг,...

В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж

Интерьер Государственного Русского музея с картиной Федора Бруни «Медный змий». Фото: Государственный Русский музей Ежегодный рейтинг музейной посещаемости,...

Шуховскую башню в Выксе собирают на новом месте

Башня Шухова в Выксе. Фото: Павел Скребнев Водонапорную башню Владимира Шухова в Выксе — одно из последних творений...

Процесс потемнения свинцовых белил обратится вспять

В копенгагенском Государственном художественном музее еще в начале 2000-х годов заметили, что белые участки на графике старых мастеров...

Фонд Prada будет финансировать производство независимого кино

Запуск нового фонда поддержки независимого кино под эгидой Prada состоится осенью. Фото: Fondazione Prada №132 Материал из газеты...

Дмитрий Рыболовлев проиграл Sotheby’s

Дмитрий Рыболовлев. Фото: Francknataf/Wikipedia Присяжные приняли решение в пользу аукционного дома в громком судебном процессе, в рамках которого...

60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих

Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – English. 2005. Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Galerie Neu, Berlin Триумфаторами...

Как ограбление Лувра повлияет на миллиардный план его реконструкции?

Комплект ювелирных украшений императрицы Евгении, включая похищенные тиару и бриллиантовый бант, а также корону (ее воры обронили при...

Урок толерантности для Веласкеса: Музей Прадо корректирует описания экспонатов

Диего Веласкес. «Франсиско Лескано. Дитя из Вальекаса». 1643-1645. Фото: Museo del Prado Сотрудники мадридского Музея Прадо проверяют этикетки...