Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Новая руководительница намерена реформировать берлинские музеи

Главой Фонда прусского культурного наследия стала Марион Аккерман, прежде заведовавшая Государственными художественными собраниями Дрездена.
Фото: Bernd von Jutrczenka/dpa/ТАСС

№133
Материал из газеты

Главой Фонда прусского культурного наследия впервые за 68 лет его существования стала женщина. Назначение Марион Аккерман, сменившей на руководящем посту Германа Парцингера, пришлось на весьма турбулентное для этой структуры время

Фонд прусского культурного наследия в Берлине — целая империя, объединяющая 2,4 тыс. работников и 25 библиотек, архивов, исследовательских институтов и музеев, в которых хранится более 5 млн экспонатов. Это самая крупная в Германии музейная организация, которая сейчас переживает период потрясений. Недавно ее возглавила Марион Аккерман, прежде заведовавшая Государственными художественными собраниями Дрездена — тоже очень крупным учреждением, включающим в себя 15 институций с коллекциями мирового уровня.

В Берлине Аккерман сменила на руководящем посту Германа Парцингера, ушедшего на пенсию после 17 лет работы в должности президента фонда (известного под немецкой аббревиатурой SPK). Аккерман приступила к обязанностям через два месяца после того, как правительство и федеральные земли договорились об увеличении финансирования фонда, и через полгода после того, как парламент одобрил реформу, призванную оптимизировать «дисфункциональную» структуру SPK.

Никто, впрочем, не возьмется утверждать, что эти шаги, хотя и важные, избавят фонд от всех проблем. Тем более сама Аккерман, которая одной из главных считает отставание в строительстве. «У нас огромный объем по тому, что касается стройки: некоторые проекты нужно завершить в срок, другие еще только предстоит начать», — рассказала она The Art Newspaper.

Фонд, учрежденный в 1957 году для управления важнейшими художественными коллекциями Западного Берлина, после падения Берлинской стены в основном сосредоточился на объединении коллекций Западной и Восточной Германии и преобразовании музейного ландшафта города, реализуя такие крупные проекты, как реконструкция Музейного острова, который в этом году отмечает 200-летие.

Реновация Пергамского музея началась в 2012 году. Ее планировалось завершить в 2019-м, но полное открытие музея теперь ожидается только в 2037-м. Расходы, соответственно, возросли: по последней оценке, смета составляет около €1,5 млрд. «Основная часть Пергамского музея откроется в начале 2027 года, — обещает Аккерман. — Это будет грандиозное событие».

В том же году должно завершиться строительство Берлин Модерн — нового музея искусства XX века по проекту архитектурного бюро Herzog & de Meuron, стоимость которого утроилась с момента первоначального замысла. Многие другие объекты, находящиеся в ведении SPK, нуждаются в срочной реновации. Аккерман отмечает, что разработка плана реставрации для Старого музея — пятого и последнего на Музейном острове, который активно обновляется, — начнется, вероятно, еще до завершения работ в Пергамском музее. Тем временем разрабатывается и проект срочной реновации здания Государственной библиотеки на Потсдамской площади, а в юго-восточной части Берлина строится новое музейное хранилище.

В марте уходящее правительство ФРГ и 16 земель подписали новое соглашение, которое вступит в силу в январе 2026 года. Ежегодное финансирование фонда увеличится на 10% — до €130 млн, при этом 75% будет поступать от федерального правительства и 25% — от федеральных земель; такую пропорцию можно считать признанием огромной роли, которую берлинские музеи играют на национальном уровне.

Названная сумма составляет менее трети бюджета SPK, в 2023 году достигавшего €415 млн. Тогда федеральные власти и земли выделяли средства разово для конкретных проектов, причем первые перечислили также €114 млн на строительные проекты. «Я очень рада, что федеральное правительство и земли объединились, чтобы поддержать Фонд прусского культурного наследия. Но финансовая ситуация остается сложной, поэтому нам потребуется дополнительная помощь», — выражает озабоченность Марион Аккерман.

Что касается приоритетных задач, то от нового главы SPK ждут прежде всего плавной реализации одобренного бундестагом 31 января закона о реформировании запутанной структуры. Парцингер уже заявил, что реформы, которые вступают в силу в декабре, помогут фонду стать «более современным, более эффективным, более синергетическим и быстрее реагирующим».

Попечительский совет SPK будет сокращен с 20 до 9 человек. Президент возглавит исполнительный совет, состоящий из 7 представителей институтов фонда. Руководители высшего звена больше не будут государственными служащими, с ними заключат срочные контракты. Один из уровней иерархии — Берлинские государственные музеи — упразднен. Ключевым следствием этой реформы стало повышение уровня автономии для отдельных музеев, которые теперь будут самостоятельно управлять своими кадрами и бюджетами. «Избавление от среднего уровня бюрократии стало революцией и огромным облегчением, — уверена Аккерман. — Отдельные учреждения должны иметь возможность блистать».

Среди приоритетов — и усиление работы SPK в области образования и коммуникаций. «У нас недостаточно оснащения для этого, и поэтому мы работаем не на том уровне, как другие институции такого же масштаба и значения, — сожалеет президент фонда. — Я стараюсь не только искать государственное финансирование, но и планирую обратиться за поддержкой к частным лицам и компаниям, особенно в этих областях — образовании и коммуникациях, причем не только в Берлине и Германии, но и по всему миру».

По словам Аккерман, она также занимается вопросом увеличения посещаемости. В 2023 году музеи SPK посетило 4,4 млн человек (2,6 млн из них побывали на Музейном острове), тем не менее ни один из берлинских музеев не попал в ежегодный рейтинг 100 самых посещаемых музеев по версии The Art Newspaper за 2024 год. «Я постоянно думаю о том, почему коллекции берлинских музеев не привлекают столько же посетителей, сколько, например, Лувр, — говорит она. — Париж, конечно, больше Берлина, и общее число туристов в этих городах несопоставимо, но в чем еще причина? Мне хотелось бы это выяснить. Нам нужно больше работать на аудиторию, а также нацеливаться на конкретные группы и продвигать долгосрочные проекты. Мы должны увеличить число посетителей».

Руководитель SPK уверена, что опыт работы в Дрездене хорошо подготовил ее к новой должности, которая, однако, «намного сложнее», ведь «умение выстраивать коммуникацию с властями тут играет большую роль». «Одним из главных вызовов для меня станет управление собственной энергией и ресурсами, — полагает Аккерман. — Это будет вопрос расстановки приоритетов и поиска оптимального ритма». 


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20250825-qquj/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Как ограбление Лувра повлияет на миллиардный план его реконструкции?

Комплект ювелирных украшений императрицы Евгении, включая похищенные тиару и бриллиантовый бант, а также корону (ее воры обронили при...

Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia

Церемония вручения XII Премии The Art Newspaper Russia в Театре имени А.С.Пушкина. Фото: Лена Авдеева Вручены награды XIII...

Философию труда осмыслят в лицах

Дарья Колмыкова. «Пятипалые краги. С гарантией». 2023. Фото: Фестиваль «Время, вперед!» В залах СХР Западного крыла Новой Третьяковки...

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов» Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и...

Рождение музея одежды из пены быстротекущих дней

Костюмы 1940-х и 1950-х годов, созданные Питером Расселлом, Харди Эмисом, Бьянкой Моской и Кристианом Диором и принадлежавшие Марго...

В Ираке борются за спасение археологического объекта от застройки

Комплекс Большой мечети в Куфе — один из немногих архитектурных памятников, сохранившихся в городе от средневековой эпохи. Фото:...

Чингисхан как герой истории, старой и новой

Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана. Фото: Musée de Karakorum Первую...

Стены «как при бабушке»: в ГМИИ им. А.С.Пушкина началась реэкспозиция

Обновленная при директоре Елизавете Лихачевой постоянная экспозиция ГМИИ им. А.С.Пушкина. 2024. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина Пушкинский музей начал...

Выставка «Во имя промысла» в музее на Делегатской продлится целый год

Конь-качалка. Городец. Фабрика «Горьковская роспись». Модель-1957 г. Исполнение 1964 г. Автор: Краснояров Н.К. столяр, Смирной К.А., Воронцова Е.И....

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена....

Вход в «ГЭС-2» станет платным

В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики. Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2» В Доме культуры «ГЭС-2»...

Урок толерантности для Веласкеса: Музей Прадо корректирует описания экспонатов

Диего Веласкес. «Франсиско Лескано. Дитя из Вальекаса». 1643-1645. Фото: Museo del Prado Сотрудники мадридского Музея Прадо проверяют этикетки...

Судьба павильона по проекту Тадао Андо в Мельбурне пока не решена

Несмотря на скромные размеры, павильон по проекту Тадао Андо привлек публику своим магнетизмом. Фото: John Gollings / MPavilion...

BORK и Cosmoscow учредили премию «Коллекционер года» и объявили победителя

Выставка «Глазами коллекционера» в рамках Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Фото: Cosmoscow На одном из главных российских смотров...

Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр

Тиара императрицы Евгении. Фото: Musée du Louvre Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов...

Фонд Ruarts открыл на пятом этаже углеобрабатывающее предприятие

Турбен, «Без названия,» 2023 Фото: Фонд Ruarts Художники творческого объединения из Санкт-Петербурга «10.203» коллективно изучают созидательные и разрушительные...

Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет

Леон Дешер. Интерьер павильона «Дом коллекционера». 1926. Фото: Les Arts Décoratifs / éditions Albert Lévy №130 Материал из...

Свежий номер: иммерсивные шоу, небанальные автопортреты и самовар русской души

В продаже появился свежий выпуск The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев мартовского номера, интервью, анонсы...

Археологический музей в Анталье закрыли и готовят к сносу

Министерство культуры и туризма Турции обнародовало планы по сносу модернистского здания Археологического музея в Анталье. Фото: Antalya Archaeology...

Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин

Музей русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца,...