Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

На выставке в Нью-Йорке Африка повстречалась с Византией

Мозаика со львом. Хаммам Лиф, Тунис, VI в.
Фото: Brooklyn Museum, New York/Museum Collection Fund

В выстроенную хронологически экспозицию вошло около двух сотен объектов. В них прослеживается византийское влияние на мультикультурную цивилизацию в некоторых частях Африканского континента в Средние века

Выставка в Метрополитен-музее показывает: Африка была вовлечена в межрегиональное взаимодействие задолго до эпохи Великих географических открытий. Благодаря водным путям Средиземного, Красного и Аравийского морей на северном и северо-восточном побережье Африки шел активный обмен товарами, идеями, верованиями и эстетическими практиками.

Связующим звеном для регионов, разделенных сегодня разными культурными парадигмами, была Византийская империя. На пике территориальной экспансии в середине VI века под властью Константинополя находились Балканский, Апеннинский и юг Пиренейского полуостровов в Европе, Малая Азия и Левант, а также Египет и почти весь север Африки.

Браслет с драгоценными камнями (один из пары). 500–700.
Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York

В выстроенную хронологически экспозицию вошло около 200 объектов. Основной акцент сделан на фигуративное искусство: в лицах «Африки и Византии» прочитываются знакомые связи. Узнаваемые молитвенные позы и выражения лиц напоминают о традиции христианской набожности. Взаимосвязь культур отражается и в гибкости языка. Основной текст созданного в VII веке «Письма к настоятелям монастыря Святого Павла Анахорета» составлен на коптском, который в то время служил языком повседневного общения в Египте, а обращенные к Богу пассажи, предваряющие основное содержание этого длинного документа, написаны на греческом и арабском. Таким образом, этот артефакт оказывается одновременно связан с северным, южным и восточным побережьем Средиземного моря, являясь свидетельством того, что географию экспонатов следует понимать именно через воду, а не через сушу.

Ряд экспонатов представляет собой квинтэссенцию динамичной мультикультурной истории, которую рассказывает выставка. Египетская псалтырь-полиглотта (XII–XIV века) состоит из шести колонок текста, написанных на эфиопском, сирийском, коптском, арабском, армянском и сирийском языках. Мозаики и притолоки из синагоги с текстами на иврите соседствуют с разворотами Корана. Надписи на притолоках указывают, что это дар частных лиц, связанных с мусульманским двором Египта. Фрагмент заговора на приворот, написанный на коптском и греческом, свидетельствует о взаимном проникновении магических ритуалов.

Ближе к концу экспозиции эфиопские христианские иконы, изображающие святых с характерными большими глазами, облаченных в богатые драпированные одежды, выделяются на фоне нубийских и североафриканских интерпретаций христианской образности.

Пятикнижие Ашбернхема. VI – VII вв.
Фото: Bibliothèque nationale de France

Сейчас, когда коллекция африканского искусства Метрополитен недоступна из-за реновации крыла Рокфеллера, этот проект играет важную роль в выставочной программе музея. Здесь соединяется разнесенное по разным частям музейного здания африканское, древнеегипетское, классическое, средневековое и исламское искусство, демонстрируя как зачастую произвольный характер их разделения, так и естественные пересечения. Но выставка лишь выиграла бы, если бы тема объединения экспонатов была проговорена более четко.

В последнем зале представлены работы современных эфиопско-американской художницы Тседайе Маконнен и эфиопско-британского художника Тео Эшету. Они стоят особняком с их критикой отношения к эфиопам по ту сторону Средиземного моря и вывоза культурных и религиозных памятников, таких же как многие из представленных в экспозиции. Маконнен и Эшету берут на себя смелость обращаться к теме империалистической эксплуатации колоний и вывоза культурных ценностей, пронизывающей историю западного искусства и музеев, — функцию, которую довольно часто спихивают на современных небелых художников.

В целом выставка представляет интересный и редкий взгляд на византийское господство и влияние в некоторых частях Африканского континента и дает возможность увидеть работы, хранящиеся как в американских, так и в зарубежных коллекциях: египетских, британских, французских, польских, тунисских. Сами работы по отдельности впечатляют, а в совокупности изумительны.

Метрополитен-музей
«Африка и Византия»
До 3 марта


Source: https://lib.zaplata.ru/iskustvo/na-vystavke-v-nu-iorke-afrika-povstrechalas-s-vizantiei.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Произведению Перуджино отчасти вернули молодость

Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж Специалисты Эрмитажа отреставрировали «Портрет молодого человека» — редкий для...

Цифровой проект Эрмитажа и VK дарит возможность увидеть коллекцию музея в разных ракурсах

Павлин. Часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри, входящий в постоянную экспозицию Павильонного...

Авангардная практика

Новинкой сезона 2023–2024 годов театра «Практика» стала документальная драма «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского. Фото: Театр...

Дьяволу не удалось спрятаться от реставраторов

На картине Джошуа Рейнолдса «Смерть кардинала Бофорта» (1789), которая иллюстрирует один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV,...

Выходят новые сериалы про галеристов и художников

Натали Портман готовится к роли на Art Basel Miami Beach. Фото: David Kordansky Gallery №131 Материал из газеты...

Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025

13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Фото: Cosmoscow 13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на...

Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией

Дмитрий Левицкий. «Портрет великого князя Павла Петровича». Россия. Не ранее 1777. Фото: Государственный Эрмитаж Эрмитаж приобрел почти полторы...

Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку

Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои давние секреты. Фото: Архив Анны Асеевой №133 Материал из газеты...

Умер папа римский Франциск, глава католической церкви и арт-коллекции Ватикана

Папа Франциск приветствует верующих после произнесения рождественского послания Urbi et Orbi с центрального балкона собора Святого Петра в...

Экскурсия по выставке Игоря Грабаря в Третьяковке

В Третьяковской галерее проходит выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора The Art...

Музей-усадьба «Останкино» начал поэтапно открываться после многолетней реставрации

Египетский павильон Останкинского дворца. Фото: ГМЗ «Останкино и Кусково» Первым зданием дворцового ансамбля Останкино, открывшимся для публики после...

Выставка «Во имя промысла» в музее на Делегатской продлится целый год

Конь-качалка. Городец. Фабрика «Горьковская роспись». Модель-1957 г. Исполнение 1964 г. Автор: Краснояров Н.К. столяр, Смирной К.А., Воронцова Е.И....

Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг

Преступники в общей сложности украли 170 редких изданий русских классиков. Самый популярный автор — Пушкин. Фото: AFP/EastNews №136...

Музей одного из основателей группы «Мост» открылся на его родине

Дом родителей Карла Шмидта-Ротлуфа, куда они переехали в 1913 году, был приобретен городом в 2023-м. Фото: Ernesto Uhlmann/...

Фрески Успенского собора Кремля: тайна за иконостасом

Фрески, обнаруженные на стене позади правой части иконостаса Успенского собора Кремля. Фото: Музей Московского Кремля Специалисты объявили о...

Домик Петра I в Москве отреставрировали и сделали еще интереснее

Домик Петра I — единственный в Москве мемориальный объект, связанный с именем государя-реформатора. Фото: Музей-заповедник «Коломенское» №133 Материал...

Почему парижские музеи штурмуют толпы

Выставка We Are Here в Пти-пале, Париж. Фото: Petit Palais №131 Материал из газеты Как показал музейный рейтинг,...

Все на курорт!

План курорта «Шермонт». Фото: УГМК-Застройщик Новый проект курорта «Шермонт» преобразит кемеровский Шерегеш, сделав его главной туристической локацией Сибири...

Музейный маркетинг, построенный на молодежном энтузиазме

Национальный археологический музей Неаполя. Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli №133 Материал из газеты В Италии разгорелся очередной...

Восстановление Королевского дворца в Дрездене близится к завершению

Былое величие Королевскому дворцу в Дрездене возвращали на протяжении десятилетий. Теперь этот процесс вышел наконец на финишную прямую....