Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Процесс потемнения свинцовых белил обратится вспять

В копенгагенском Государственном художественном музее еще в начале 2000-х годов заметили, что белые участки на графике старых мастеров темнеют с пугающей скоростью.
Фото: National Gallery of Denmark

№135
Материал из газеты

Специалисты Государственного художественного музея в Копенгагене намерены использовать при реставрации старинных произведений искусства, прежде всего графических, атомарный кислород, в естественном виде существующий на низкой околоземной орбите

Потемнение свинцовых белил на рисунках, гравюрах и фотографиях беспокоит реставраторов уже давно. В копенгагенском Государственном художественном музее еще в начале 2000-х годов заметили, что белые участки на графике старых мастеров темнеют с пугающей скоростью. Сотрудники музея, коллекция которого насчитывает около 18 тыс. произведений на бумаге, решили разобраться в этой проблеме.

«Выставлять рисунки в таком состоянии нельзя, поскольку они в некотором отношении уже утратили свой смысл и первоначальный вид, поэтому не годятся для экспозиции», — говорит музейный реставратор Джанлука Пасторелли. Он входит в число участников многолетнего проекта по изучению деградации и поиску методов сохранения коллекции, которым руководит Нильс Борринг.

У этой проблемы имелся один загадочный аспект: потемнение наблюдалось не на всех работах, даже из числа созданных одним художником в один и тот же период. Причем в масляной живописи изменение цвета такого рода встречается очень редко. Из 800 входящих в коллекцию копенгагенского музея работ, созданных пастелью, углем или карандашом и подкрашенных свинцовыми белилами, потемнение той или иной степени зафиксировано приблизительно на половине. В Королевской библиотеке Копенгагена оно затронуло 200 подкрашенных литографий и фотографий на соляной бумаге.

Потемнение свинцовых белил особенно характерно для случаев их применения в рисунках и гравюрах.
Фото: National Gallery of Denmark

Свинцовые белила пользовались широкой популярностью с древних времен и до тех пор, пока не вышли из употребления в XX веке — из-за вредного воздействия на здоровье. Способы добычи и производства этого пигмента с течением времени менялись. Команда Пасторелли с помощью рентгеновской флуоресценции и рентгеновской порошковой дифракции провела анализ изотопов свинца в микроскопических образцах красок. Исследование показало, что уязвимость пигмента к деградации различается в зависимости от технологии его производства и химического состава.

Кроме того, выяснилось, что в результате химических реакций свинцовые белила превращаются в сульфид свинца, или галенит — минерал стального серого цвета. Микросрезы поврежденных участков показали, что чаще всего это происходит на поверхности. Исследователи пришли к выводу, что виной тому серосодержащие соединения, находящиеся в воздухе. Их количество стремительно растет со времен промышленной революции. В случае датского Государственного художественного музея повышенное взаимодействие коллекции с серой было отчасти связано с переездом во временное хранилище. Но почему поворотным моментом оказалось именно начало 2000-х?

«Вспомним, что с 2003–2004 годов лето стало очень жарким, а жара влияет на объем загрязнений, вырабатываемых транспортом и заводами, и приводит к тому, что системам климат-контроля и фильтрации воздуха в музеях становится сложнее справляться со своими задачами», — объясняет Пасторелли. Проще говоря, из-за высокой температуры и наличия в воздухе реактивов, в том числе в результате загрязнения окружающей среды, химические реакции протекают быстрее и легче.

Среди жертв описанного процесса — рисунок голландского художника XVII века Якоба Матама.
Фото: National Gallery of Denmark

«Мы полагаем, что на картинах потемнение свинцовых белил происходит гораздо реже в основном потому, что во многих из них использовались масляные краски, а масло дает свинцовым белилам сильную защиту», — объясняет реставратор.

Решение космического века

Традиционно для осветления потемневших участков применяется перекись водорода в виде паров или геля, но эти методы связаны с риском повреждения других материалов, использованных при создании произведения искусства. «Это как лекарство от рака старого поколения: оно лечит, но в то же время разрушает», — говорит Томаш Маркевичус, реставратор и основатель исследовательской инициативы Moxy Project.

Группа Маркевичуса, в которую входит и Пасторелли, изучает принципиально новый подход к решению этой реставрационной проблемы — использование атомарного кислорода. В мае на конференции в Перудже Маркевичус представил первый в истории опыт применения атомарного кислорода для восстановления белизны свинцовых белил на лабораторных моделях — полностью бесконтактный метод, не требующий ни воды, ни кислот. Он называет это «значимым прорывом как в химии, так и в реставрации искусства».

Выяснилось, что в результате химических реакций свинцовые белила превращаются в сульфид свинца, или галенит — минерал стального серого цвета.
Фото: National Gallery of Denmark

Атомарный кислород — высокореактивная форма кислорода, обнаруженная на низкой околоземной орбите; этот газ легко взаимодействует с химическими веществами вокруг. Ученые из НАСА Шэрон Миллер и Брюс Бэнкс исследовали его потенциальное влияние на поверхность космических кораблей, а позднее изучали его в качестве средства для очистки объектов культурного наследия. При контакте с атомарным кислородом сажа, пятна и лаки выделяются в воздух. «Они преобразуются в окись и двуокись углерода и улетучиваются в виде газа, не оставляя следов на поверхности», — объясняет Миллер.

Метод довелось испытать на одном неожиданном загрязнении. В 1997 году на мероприятии модного бренда Chanel в Музее Энди Уорхола в Питтсбурге некая легкомысленная гостья оставила на картине Уорхола «Ванна» (1961) след от поцелуя губной помадой. Удалить его при помощи традиционных методов долго не удавалось. Миллер и Бэнкс облучали полотно атмосферным кислородом более пяти часов, в результате чего удалилось не только пятно, но и некоторые скрытые загрязнения и тончайший слой краски.

Группа Маркевичуса разрабатывает технологию применения атомарного кислорода в рамках инициативы «Зеленый кластер» при поддержке Европейского союза. Сейчас исследователи ведут испытания на макетах и материалах с разными типами загрязнений, чтобы оптимизировать протоколы, и планируют создать лабораторный прототип к концу 2026 года.


Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/20251014-ljie/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Берегись газобетона: послевоенные постройки в Британии проверяют на RAAC

Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена...

Другой замес: Коровин подлинный и поддельный

В ЦХЭ утверждают, что картина «Ночной Париж» (1922) поддельная. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина №132 Материал из...

Римские колонны на российские деньги: восстановлена базилика на форуме Траяна

Частичная реконструкция колоннады базилики Ульпия в Риме. Фото: ZumaTASS На форуме Траяна в Риме реконструирован фрагмент знаменитой базилики...

ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival

В ЦВК Béton в рамках The Art Film Festival пройдут показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и...

В Ираке борются за спасение археологического объекта от застройки

Комплекс Большой мечети в Куфе — один из немногих архитектурных памятников, сохранившихся в городе от средневековой эпохи. Фото:...

В Томске открылся «Кабинет Пушкинского»

«Кабинет Пушкинского» в Научной библиотеке Томского государственного университета. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина ГМИИ им....

Музей «Гараж» отмечает 17-летие

Музей современного искусства «Гараж». Фото: Артур Шураев / Unsplash.com Музей современного искусства «Гараж» 13 июня отмечает двойной праздник:...

Политех приближает будущее

Выставка «Политехнический музей: приближая будущее» в Музее Москвы. Фото: Алексей Бутырин/Политехнический музей На выставке «Политехнический музей: приближая будущее»....

Архангельск — портал в Арктику

Купол церкви Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, деревня Медведевская. 1745–1757. Фото: Вадим Разумов Любоваться Русским Севером можно...

Бывший дворец албанского диктатора стал арт-резиденцией

Проект «Вилла 31 — Art Explora», открывшийся в апреле, стал новой инициативой парижского фонда Art Explora. Фото: Philipp...

Пострадавшую в огне комнату Касл-Ховарда вернули к жизни

Гобеленовая гостиная в поместье Касл-Ховард полностью воссоздана по состоянию на начало ХХ века. Фото: Tom Arber №132 Материал...

Биеннале в Сан-Паулу ищет тишину

Кураторская команда 36-й Биеннале в Сан-Паулу. Фото: João Medeiros/Fundação Bienal de São Paulo На биеннале, тема которой взята...

Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики

Снаружи Рождественский собор теперь заново оштукатурен, но перед этим была тщательно осмотрена кладка; отдельные ее участки отреставрированы. Фото:...

Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»

Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея. Фото: Ярославский художественный музей Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ...

Арт-консалтинг

Арт-консалтинг – это направление, которое объединяет в себе консультации по выбору и покупке искусства, своего рода путеводитель, а...

Большой Египетский музей откроется в июле

Деревянные фигурки воинов, созданные в XX веке до н.э., в экспозиции Большого Египетского музея. Фото: Gehad Hamdy/dpa №130...

Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр

Тиара императрицы Евгении. Фото: Musée du Louvre Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов...

В русском импрессионизме найдут границы и горизонты

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма В Музее русского импрессионизма состоится...

Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках

Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках. Фото: архив Джона Боулта и Николетты Мислер...

На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье

ЦТИ «Фабрика». Фото: ЦТИ «Фабрика» Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в...